Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Cидоренкова Надежда Владимировна,
библиотекарь Горожанской основной школы
Новосокольнического р-на Псковской области
Животный мир в произведениях Житкова
Цель: Познакомить с творчеством Б.С.Житкова. Раскрыть детям поэтичность и увлекательность рассказов о животных. Расширять кругозор детей.
Оборудование: портрет писателя, рисунки с изображением животных, таблички с цифрами, таблица «Рассказы Б. С. Житкова о животных».
Литература:
Для учителя:
Житков Б. Что я видел. Л.: Детская литература, 1979
Начальная школа. 1999. №1
Различные издания детских книг Б. Житкова.
Для детей: различные издания книг Житкова о животных.
Ход урока.
- Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире рассказов о животных Бориса Степановича Житкова.
- Краткая биографическая справка о Б. Житкове.
Родился Б.С. Житков 12 сентября (по новому стилю)1882года в Новгороде. Отец был преподавателем математики в земской учительской школе. Мать была женщиной образованной, доброй, отзывчивой.
В 1888году Житковы переезжают в Петербург, а 2 года спустя в Одессу. После окончания гимназии в 1900году Борис Житков поступил на математический факультет Новороссийского университета. В начале лета 1906 года сдает госэкзамены и участвует в экспедиции по исследованию низовьев Енисея. В октябре он снова студент, но уже Петербургского политехнического института. Летом едет на практику в Данию, где работает слесарем, токарем, отправляется в плаванье в качестве штурмана. Следующая командировка в Архангельск. Приходилось работать в Англии, Франции.
В 1923 году уезжает в Петербург. Здесь встречает школьного товарища Чуковского, часто бывает у него в гостях , рассказывает детям случаи из морской жизни, а те слушают с небывалым вниманием. Корней Иванович предлагает ему написать книгу для детей. В 1934году писатель переезжает в Москву. Он попеременно живет то в Москве, то в Петербурге. Работает в разных журналах, пишет рассказы для детей, романы, пьесы, статьи. Но болезнь рано свалила этого замечательного человека. В детской литературе Житков проработал 14лет и 9 месяцев.
- Беседа у книжной выставки.
- Какие рассказы о животных вы нашли и прочитали?
-О каких животных прочитали?
(Каждый ученик показывает свои книги и говорит, о каких животных читал. Учитель обращает внимание на то, что рассказы могут быть одинаковые, а издания книг разные).
- В каких рассказах говорится о птицах? («Галка»).
- В каких рассказах – о зверях? («Про слона», «Про обезьянку», «Мангуста», «Медведь», «Волк»).
- А про каких животных написано несколько книг и отдельных рассказов? (Про слона. «Как слон спас хозяина от тигра», «Про слона», «Как слон купался», «Какие слоны умные» и другие рассказы).
- Я вас познакомлю с книгой - сборником «Что я видел», где есть глава «Как мы ездили в зоосад». В этой главе рассказывается о различных животных, которые находятся в зоопарке.
-О каких домашних животных вы прочитали?
- О кошке, овцах, лошадях.
Задание: Найдите в книге, кто из художников иллюстрировал рассказы.
- Игра «Узнай по описанию животное».
Я буду зачитывать отрывок о животных из рассказов Житкова, а вы определите, о ком идет речь.
1. « …У нее лицо очень смешное, потому что у нее нос очень маленький, а рот шаром идет вперед. А кругом лица волосы. Как будто все борода» (Орангутанг. «Большая обезьяна орангутанг»).
2. «Он хвост поставил кругом, и на хвосте - синие кружочки с золотым и зелененьким. А сам … блестит. Он синий и блестит , как стеклянный. На голове у него торчком стоят тоненьки перышки, как иголочки с шишечками. И все они в ряд стоят» (Павлин. «Павлин – самый красивый»).
3. Он длинный, на нем колючие шишки. А потом он вдруг стал рот открывать: тихонько – тихонько. А у него там зубы. Они там как гвозди, и их там много – много. И они очень колючие. И большие» ( Крокодил. «Как Люба крокодила боялась»).
4. « У нее очень длинные задние ноги. Прямо как у зайчика…А передние лапки , как ручки. Очень маленькие. А потом у не очень большой хвост. …. А кармашка на животе не видно…» (Кенгуру. «Кенгуру». )
5. «…А там на длинных ногах стоял…. У него снизу длинные ноги, а потом он сам, а потом наверх идет шея. Длинная – предлинная. И на шее голова. …У него там (на ногах) три пальца с когтями, и очень толстые. Он ступает и стучит прямо как лошадь» (Страус. «Самая большая птица»).
- Работа по таблице «Рассказы Б.С. Житкова о животных».
1). Посмотрите на таблицу. Найдите там книги, которые вы принесли на урок. А теперь посмотрим, каких книг из перечисленных в таблице, у вас нет.
(Ребята рассматривают таблицу и отвечают).
2). Рассмотрите иллюстрации на таблице. Давайте определим, к каким рассказам о животных они относятся? («Галка», «Беспризорная кошка», «Про обезьянку», «Про слона», «Мангуста»).
3). Прочитайте заглавие каждого рассказа. Найдите отрывок из текста, данного на таблице и прочитайте его.
4). Как можно назвать книжку, если собрать в нее все данные рассказы?
Что можно нарисовать на обложке?
Задание на дом: проведем конкурс обложек – самоделок.
- Беседа по прочитанным произведениям.
- Какой из прочитанных вами рассказов показался самым веселым? Почему?
- А самым грустным?
-Из какого рассказа узнали что-то новое для себя?
- В каком рассказе вам встретилось много юмора?
- Кто из героев вам показался неприятным?
-О каком животном хотите рассказать?
- Как вы думаете, почему так интересно писал Житков о животных?
(Хорошо знал повадки животных, сам был очень любознательный).
- Игра «Звездный час» по произведениям о животных.
1 2 3 4
Слон. Галка. Волк. Обезьяна.
5 6 7 8
Мангуста. Медведь. Собака. Лось.
1. Какое животное забрело к колхознику прямо во двор, чтобы украсть скотину? ( 3 ).
2.За каким животным охотился охотник – тунгус, а убил медведя?( 8 )
3.Какое животное помогает заготавливать дрова? ( 1).
4.От какого животного пришлось убегать собаке? (4)
5. Кто из животных был главным врагом обезьянки? ( 0 ) кот.
6.От какого животного кот Васька прятался? ( 5 )
7. Из – за какого животного поссорились сестра с братом? ( 2 )
Итог урока
Рассказы Б. С. Житкова дают богатый познавательный материал. Взять хотя бы рассказы о слонах. Здесь и география, и быт далекой страны, и жизнь животных, и природа. Все это дает нам толчок к мыслительной деятельности.
Я советую вам прочитать рассказы Житкова не только о животных, но и о людях труда, о различных профессиях, технике, о морских приключениях, сказки.
Стихотворение ученика под влиянием урока:
Вот козел соседский Степка, подойдешь - получишь трепку.
Лучше ты его не трогай, обойди другой дорогой.
Ведь на то он и козел, что бывает очень зол.
|
На: Сидоренкова Н.В. Животный мир в произведениях Житкова