Официальный сайт welinux 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Адамова Г.Н. Анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Автор: 
Адамова Галина Николаевна
Место работы: 
<p> &nbsp;учитель русского языка и литературы,<br /> МОУ &laquo;СОШ №11 с УИИЯ&raquo; г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.</p>

Анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
 

Предложенный урок соответствует всем современным программным требованиям. Он спроектирован с учетом содержания примерной программы и обязательно минимума содержания общего образования по литературе. Всего на изучение биографии и творчества С. Есенина в 9-м классе отводится 2 часа. В системе уроков данный – второй.

 

В силу того, что в 9-м классе происходит первичное формирование навыков анализа лирического произведения, которое найдет дальнейшее развитие на следующей ступени обучения. В конспекте предложены лишь некоторые, но существенные аспекты анализа.
При проведении урока важно помнить, что основными условиями поддержания внимания учащихся являются:

  • осознание учеником учебной цели своей работы;
  • привлекательность или ценность учебного материала;
  • благоприятная эмоциональная, психологическая обстановка.

 

Предмет: литература.
Класс: 9.
Тема урока: Анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…».
Вид: урок формирования умений и навыков.
Тип: урок-творчество.
Эпиграф: Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю ее поэзию в целом. Это не просто чувство – это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу. (А.А. Кошечкин.)
Цели:

  • Обучающая: введение учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир С. Есенина, формирование умений и навыков анализа лирического текста.
  • Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладев учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
  • 3. Воспитывающая: формирование глубокого уважения к родной природе и Родине.

План урока.


Содержание этапов урока

Методы и формы деятельности

1. Оргмомент.

Приветствие.

2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.

Метод самостоятельного познавательного действия.

3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

Эвристическая беседа.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирование, упражнение на их освоение и закрепление.

Практические методы учения.

5. Упражнение на перенос в сходную ситуацию.

Практические методы учения.

6.Итог урока.

Фронтальная организация познавательной деятельности.

7. Домашнее задание.

Задание репродуктивного характера.

Подготовка к уроку.
Учащиеся: должны ознакомиться со стихотворением С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразительный средства.
Учитель: продумать оформление доски.

Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Мотивационное начало урока.
На доске написаны слова:

 

Бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овес.

 

Распределите слова на группы:


1. Слова, соответствующие представлению о красивом и нежном.

2. Слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

Подведение итогов работы.
Прочитайте стихотворение С. Есенина.
На доске – тема урока:

 

Анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…».

 

Работа с текстом
- Сохраняется ли в стихотворение привычное сочетание слов «лебеда», «овес»? Почему? (Автор поэтизирует эти слова.)
- Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении? (В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)
- Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», т.е. имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет со сравнением «как звук».)
- О чем это произведение? (О природе, О Родине, о любви; через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле, это и есть есенинское ощущение родной земли, которое сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…)
- Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда? (Изобилие изобразительно – выразительных средств.)
- Какие изобразительно- выразительные средства встречаются в стихотворении? (Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д.)
- Приведите примеры. (Проверка домашнего задания.)
- Повторы – отличительная черта есенинского мастерства.

Повтор – одна из стилистических фигур, повторение однородных синтаксических конструкций, одних и тех же слов, звуковых сочетаний и проч. В качестве приема поэтической речи усиливает ее образно- эмоциональную выразительность.
- Найдите повторы в тексте. (Первое и последнее четверостишие, обрамление припевом, сближает стихотворение с песней.)
- Как меняются оттенки? (Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала багряные (темно0красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на ее коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении: «На закат ты розовый похожа», а потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветного эпитета нет, но есть намек: «тихий час», а в «тихий час» заря – розовая.)
-Так образ природы слился с образом любимой девушки.
Эпитет – образное определение, характеристика свойства или качества человека, понятие, предмета, явления и т. д.
- Найдите эпитеты, обращенные к «ней». (Нежная, лучистая, светлая, ее имя - тонкое, волосы - овсяные, руки – невинные; на всем, что связано с ней- нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит теплый отсвет. И в то же время это свет его души. Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить как о природе: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли…», цвет ее волос «овсяный»), «вечер синий шепчет о ней», причем синий у Есенина светлый и приятный, в отличие от Блока.
- Так какой же мы можем сделать вывод?
Вывод. Цветовые эпитеты выполняют роль зрительных ощущений. С их помощь сливаются воедино дорогие сердцу поэта образы.

- Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней.

Аллитерация – повтор в поэтической речи одного и того же согласного звука или близкого ему по звучанию. Аллитерация – один из приемов звукозаписи. Она придает художественному образу выразительность.

- Найдите звуковые повторы в первой строфе. (С – с, и – и – аллитерация; это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова «овсяный»- это и определило зрительно – звуковой ряд строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с легким посвистом. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями, музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращая эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа, «с» постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в «з»: «зерна завяли». Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение слова звук: «Имя тонкое растаяло, как звук»
- Как же упомянутый звук начинает «действовать»? («Слышу», «говор»,»поющих», т.е. слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».)
Вывод. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения – образа юной красавицы.

- Каким настроением овеяно стихотворение? (Стихотворение овеяно легкой грустью, это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)
- В каких строках выражается лирический мотив прощания?
- Заканчивается ли стихотворение прощанием? (Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повтором первого четверостишия. Поэт не перечеркивает прошлое, а всем сердцем уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, сто есть в жизни. )

Подведение итогов урока. Слово учителя.
Это стихотворение – яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение- демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, оценить красоту.

Задание для тех, кто любит поэзию.
Примерно следуя предложенной на уроке логике разбора, проанализируйте любое стихотворение С. Есенина.

Домашнее задание.
Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…».

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн