Официальный сайт e-rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Козлова В.М. Тропа загадок. Внеклассное мероприятие по экологии для 5 класса

Автор: 
Козлова Валентина Михайловна
Место работы: 
<p> &nbsp;учитель биологии и географии<br /> МОУ СОШ п. Лесные Поляны<br /> Омутнинского района Кировской области</p>

 

Тропа загадок. Внеклассное мероприятие по экологии для 5 класса

 

Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках экологии, биологии и в биологическом кружке.
 

Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
 

  Форма проведения: экологическая игра-конкурс с элементами инсценировки.
 

   Структура занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
2. Вступление (5минут)
3. Театрализованное представление(15 минут)
4. Основная часть(20минут)
5. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (10минут)
   Оборудование:
магнитофон, аудиокассеты с записями музыки по теме, плакаты на экологическую тематику;  живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи овощей, грибов, карточки с изображением следов животных; комнатные растения.

 

Ход игры
В игре-конкурсе принимают участие команды в составе пяти человек из числа учащихся 5 класса.
Команды заранее готовят рисунки и стенгазеты на экологическую тематику. Задания для каждого этапа готовятся преподавателями. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-конкурсе.
Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д. 
Команды занимают в зале места, заранее закрепленные за ними.
В течение торжественной части на сцене работают педагог и ведущий.
Педагог определяет цель мероприятия, объясняет названия занятия и условия проведения конкурса.  Логическое построение задания базируется на эколого-биологических знаниях, приобретенных на занятиях в школе.
1. Вступительная часть
Ведущий. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает!  Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все- пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире? Давайте спросим об этом у самой Природы.
2. Театрализованное представление.
Выход Природы сопровождается танцем бабочки и цветов под музыку «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Природа. Человек меня огорчает, он стал эгоистичным, расточительным потребителем, а мои богатства не вечны. Вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются водоемы и атмосфера. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Горы промышленных отходов губят Землю.  Да и с человеком тоже не все благополучно: его одолевают болезни,  процветают наркомания и преступность, не прекращаются войны, человечеству угрожает голод. Человек забыл об ответственности за жизнь на Земле. Что он оставит потомкам? Пустую, безжизненную планету? Со мной пришли мои подданные, они хотят высказать свое отношение к деятельности человека.
Воздушная нимфа. Нашу планету окружает самый большой из океанов, и мы каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся » в нем. Речь идет о голубом воздушном океане. Воздухом дышат и птицы, и звери, и растения, и человек – все живое на Земле не может обойтись без него! Вот только с каждым годом он становится все грязней и грязней. Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает свежего воздуха, нечем дышать!» полчища автомобилей заполнили улицы проспекты, площади и обрушили на все живое свои выхлопные газы. А еще дымят бесконечные заводы и фабрики. Все живое задыхается от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти.
Золотая рыбка. Не хочется мне жить больше в мире, хочу в аквариум с чистою водою. Пропадают моря-океаны. Превращаются голубые морские просторы в грязные свалки. А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти – совсем плохо. К несчастью, случается  и такое. Потерпел танкер в пути аварию – вся нефть выливается в море. Вот беда так беда. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины, болеют, а иногда даже гибнут чайки, другие морские животные. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникать вглубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотправленной рыбе погибать, уже от голода.
Реченька. Ох, ребята, Это я сейчас такая стала, а раньше я прозрачной была. Вот моя история. Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой – была я речка прозрачная. Построили на ее Бергу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды –и проложили к речке от завода две трубы. По одной вода на завод вливается, а по другой обратно выливается.  Вливается чистая и прозрачная, а выливается грязная, отработанная. Неудивительно, что я стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака. Ниже по течению построили еще один завод – по производству резиновых сапог. И он чистую прозрачную воду пьет, сбрасывая по трубе грязную. И стала я здесь, словно от досады, чернее сходящих  с заводского конвейера черных резиновых сапог. Так вот: была я чистой и прозрачной, да стала грязнулей. Была многоводной, да стала маловодной.
Фея леса. Люди не могут обойтись без леса. Лес поставляет в атмосферу кислород, он, как пылесос, освобождает воздух от пыли. Лес – это  и наполненные чистой водой речки. Лес смягчает климат, защищает от холодных ветров зимой и от суховеев летом, он дает пищу, лекарства от болезней. Лес наполнен жизнью – это родной дом для тысяч животных и растений. За последние 20 лет планета потеряла почти 200 млн. га леса. Каждый год лесной покров сокращается на площадь, равную территории Австрии. Огромный расход древесины, горы мусора… а ведь деревья растут медленно, многие десятилетия.  
Эколог. Позвольте вступиться за человека. Он осознал значение чистого воздуха, воды, лесов, и полей наше прекрасной планеты Земля. Люди начинают понимать, что Земля – наш общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, свое мышление, сове сознание. Важно всегда помнить, что Земля одна, и другой планеты у нас не будет.
Ведущий.  В нашей школе ребята понимают всю ответственность, которую несет человек за состояние природы, и занимаются решением некоторых экологических проблем. Школьники  ежегодно приводят в порядок улицы родного поселка, высаживают зеленые насаждения на пришкольном участке, участвует в различных экологических мероприятиях.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют старые ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагаем в новый век.
На Земле уж белых пятен нету-
Черные сотрешь ли, человек?
(Батуева А.С.)

3. Основная часть. Проводится игра-конкурс среди команд.

Задания на этапах.
Этап 1 Лесная тропа
1. Чей это след? по предложенным заданиям определить, кому принадлежат эти следы (например, можно изобразить следы лося, тигра, медведя, зайца).
2. Покажи, из каких частей состоит перо птицы? (очин, стержень, опахало).
3. Определи растение по предложенным семенам (семена ясеня, клена, дуба, ели, сосны).
4. По компасу и азимуту определи стороны горизонта.
5. Собери грибы в лукошко (представлены муляжи грибов, нужно выбрать съедобные и определить их название).
Этап 2. Наш край
1. Назовите редких  животных нашей области, занесенных в Красную книгу. (Выхухоль, Росомаха, Филин, Черный аист. и т.д.  )
2. Сколько лет живет сосна обыкновенная?(350-500лет)
3. Назовите травянистые ягодники наших лесов? (земляника, брусника, костяника, клюква).
4. Перечислите крупные реки Кировской области.
Конкурс капитанов.
1. Эта единственная рыба, плавающая в вертикальном положении. (Морской конек)
2. Это животное – родственница морского ежа. Питается очень своеобразно: выкидывает через рот желудок и переваривает добычу вне своего тела. (Морская звезда).
3. Как называется самый большой осьминог? (Спрут).
4. Скат Манта по другому называется… (Морской дьявол).
5. Коралл – это растение или животное? (животное).
6.  Сколько сердец у осьминога? (три)
7. В 1943 г. Жан Ив Кусто, знаменитый французский океанограф, изобрел аппарат, помогающий изучать Мировой океан. Он состоит из баллонов со сжатым воздухом. Как он называется? (акваланг).

Этап 3. Водоемы
1. Каких промысловых рыб считают одомашненными? (осетр, судак, зеркальный карп, карась).
2. Назовите как можно больше рыб наших водоемов.
3. Какое  насекомое путешествует по воде в воздушном колоколе? (паук-серебрянка).
4. Совершите устное путешествие от нашей местной реки до реки Волги. (Леневка впадает в Вятку, Вятка – в Каму, Кама – в Волгу).

Этап 4. Устами младенца
Задание. Определите, что это.
1. Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут (бумага).
2. Его делают из песка.
Оно чаще всего прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)
3.  Это всегда черного цвета.
Этого много в промышленном городе, где работаю фабрики и заводы.
Это очень вредное.
У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.
Этого много образуется при горении (сажа).
4. Это то, без чего мы уже не можем жить.
Этим мы пользуемся каждый день.
Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.
С помощью этого вещи становятся чище (СМС)

Этап 5. Растения вокруг нас.
1. На луга и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки каждая долька имеет ажурные края. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровь. (Тысячелистник)
2. Название этого растения очень хорошо известно  с раннего детства из сказки, но мало кто его ел (репа).
3. Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения (яблоня).
4. Какое растение очень любят кошки? (валериана)
5. Из чего делается мед? (из нектара цветов. 100г меда получается, если пчела возьмет нектар у 1млн. цветов)

Этап 6. Собери рюкзак
Задание. Из предложенных предметов как можно быстрее соберите правильно рюкзак. (Команды выбирают из различных предметов все необходимое для экологической экспедиции. Выигрывает  та команда, которая выбрала  больше необходимых в экспедиции предметов). 

 Жюри подводит итоги игры-конкурса, награждает победителей и отмечает участие каждой команды, а также лучшие рисунки и плакаты на экологическую тему.

Литература
1. Батуев, А. С. Человек [Текст]/А.С.Батуев, И.Д.Кузьмина и др.-М.: Просвещение, 1995.-237с.
2. Демьянков, Е.Н.Биология в вопросах и ответах [Текст]/ Е.Н.
Демьянков. – М.: Просвещение,1996
3. Мигунова, Е. Я.  Большая энциклопедия животных [Текст]/ Е. Я.  Мигунова.- М.: Омега, 2004.
4. Рычкова, Ю. Новейшая энциклопедия комнатных растений  [Текст]/ Ю. Рычкова. М.: Эксмо,2003.
5. Черкасова, М.В. Они должны жить [Текст]/ М.В. Черкасова. - М.: Лесная промышленность,1984.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн