Занятие факультатива по ОПК "Двунадесятые праздники"
Submitted by Елена Александровна Пономарева on Tue, 26/04/2011 - 23:47
Во время обобщающего занятия учащиеся в игровой форме повторят материал по двунадесятым праздникам и познакомятся с иконографией праздников.
Обобщающее занятие факультатива ОПК по теме
«Двунадесятые праздники»
8 класс
Цель: Повторить и обобщить материал по двунадесятым праздникам. Познакомить с символикой иконографии праздников. Знакомство со священной историей Нового Завета через праздники.
Предварительное задание: индивидуальное, каждый ребенок готовит сообщение о какой-то праздничной иконе.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока «Двунадесятые праздники». Почему праздники называются «двунадесятыми»? (Их -12. По-старославянски "12" – «дванадесять»)
Это главные христианские праздники, связанные со Священной историей Нового Завета. Мы уже говорили о них. Постараемся сегодня повторить то, что уже знаем. И очень надеюсь, что каждый сможет найти для себя что-то новое.
Для начала, в качестве разминки, несколько вопросов из районной олимпиады. В этом году два человека из нашего класса участвовали в ней. В следующем году, может быть, кто-то тоже захочет принять участие. Эти вопросы из олимпиады прошлого года. (Слайды 2-4)
Что такое двунадесятые праздники?
1. Все православные праздники
2. Праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы
3. Праздники, посвященные наиболее чтимым иконам
4. Дни памяти прославленных святых
(ответ: 2, т.к. Священная история Нового Завета связана с земной жизнью Спасителя и Богородицы)
Какой из праздников не относится к двунадесятым? Почему?
1. Рождество Христово
2. Крещение Господне
3. Пасха
4. Вознесение
(Ответ: 1, т.к. Пасха – Светлое Христово Воскресение – выше всех праздников, Православная Церковь говорит, что это «праздников Праздник и Торжество из торжеств», т.е. как праздник в сравнении с будним днем, так Пасха в сравнении с другими праздниками).
Какое событие празднуется в православных храмах каждое воскресение?
1. Пасха
2. Рождество Христово
3. Благовещение
4. Преображение
(Ответ: 1 – Пасха, Светлое Христово воскресение, отсюда и название дня недели)
Игра «Реставраторы» (слайды 5-11)
На заброшенном чердаке была найдена старая-старая книга. Пожелтели, обветшали ее страницы, время безжалостно стерло письмена. Сохранились лишь отдельные слова и фразы. Расскажите, о чем было написано в книге.
(Класс делится на группы, объединяясь по две парты. Учащимся раздаются листы в бумажном варианте. 5 минут на подготовку, один из группы выступает, остальные могут дополнять, Когда группа выступает, проецируется соответствующий слайд презентации).
Иконография праздников
Каждый двунадесятый праздник имеет свою праздничную икону. Мы их видели. Но икона – не просто рисунок, она полна символических деталей. У нас есть ребята, которые готовили небольшие сообщения по иконографии праздников.
Задание для всех: узнать, какому празднику посвящены иконы на слайде презентации. Тот, кто готовил сообщение про икону, назвать свою икону не может. (Кликаем по репродукции иконы (слайды 12-13), которую узнали ребята, при этом по гиперссылке открывается изображение этой иконы и название праздника. Слово предоставляем учащемуся, готовившему сообщение об этой иконе. Понятно, что при этом иконы дети будут называть не в хронологической последовательности. В данном случае, это не принципиально, поскольку урок обобщающий, и дети уже знают о праздниках. Чтобы вернуться к слайдам 12-13, надо щелкнуть мышкой по большой репродукции иконы. После окончания работы со слайдом 12 или 13, жмем кнопку «далее»)
Рождество Пресвятой Богородицы
Иконография праздника сложилась в X-XIвеках в Византии. Существуют различные варианты композиции. В центре на одре лежит святая Анна. Рядом стоят девицы, держат дары. Внизу слева купают Новорожденную. Иоаким иногда выглядывает из верхней палаты, иногда вместе с Анной и Младенцем сидит внизу справа.
На некоторых иконах изображают ткань, перекинутую от одной башенки к другой. Эта деталь имеет, как минимум, два значения.
Во-первых, соединение ветхозаветного и новозаветного времен. Во-вторых, показывает, что действие происходит внутри помещения, поскольку мы говорили, что интерьер для православной иконографии не характерен.
Введение во храм Богородицы
Предания сохранили подробности того, как Пресвятую Деву Марию привели в храм. В торжестве посвящения участвовало множество родных и близких Иоакима и Анны. Из Назарета все отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного поста с молитвою все пришли к храму. Впереди шли девочки с зажженными свечами в руках. Навстречу вышли священники во главе с первосвященником Захарией.
Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати ступеней, на каждой ступени, заходя в храм, священники останавливались, чтобы пропеть особую песнь – псалом. Ступени были очень высокими. Но к изумлению присутствующих, трехлетняя Мария легко и быстро преодолела их без помощи других людей. Это было чудом.
Первосвященник взял Ее за руку, но не остановился там, где по обыкновению стояли молящиеся, а повел в Святая Святых, куда сам имел право заходить только раз в год. Почему? Это было сделано по внушению Божию. Здесь, в алтаре храма, в Святая Святых, назначил он юной отроковице место для ежедневной молитвы. Престарелые же родители возвратились домой, славя и благодаря Бога.
На иконе праздника в центре – маленькая фигурка юной Марии, одетая в характерный для богородичной иконографии мафорий. Так одевались замужние палестинские женщины.
Но эта деталь подчеркивает грядущее великое предназначение Божией Матери. Позади святые Иоаким и Анна. Первосвященник Захария склоняется к Ней. На некоторых иконах в верхнем углу помещается сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от ангела.
Благовещение Пресвятой Богородице
На иконе праздника изображены Пресвятая Дева и Архангел Гавриил, благовествующий Ей. Детали же отличаются. На одних иконах Пресвятая Дева Мария изображена за чтением Священного писания, на других за пряжею. А на иконе 12 века «Благовещение Устюжское» - просто ровный золотистый фон. Эти детали тоже не случайны. «Благовещенье с пряжей» является наиболее распространенным сюжетом. Его помещают обычно на Царских вратах. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити – символ царского достоинства зарождающегося Младенца. На иконе присутствуют изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.
Отсутствие конкретного места действия на Устюжской иконе тоже символично. Оно подчеркивает таинственность и прикровенность Боговоплощения. Главной здесь становится Благая весть, принесенная Архангелом.
Рождество Христово
Давайте посмотрим на икону праздника. Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура Богородицы. Рядом с Нею проем пещеры, в которой находятся ясли. В яслях – спеленатый Младенец. Рядом с яслями – вол и осел. Существует несколько толкований присутствия животных. Во-первых, они подчеркивают место, где свершилось событие Рождества. Во-вторых, отражают древнее предание, что Иосиф взял с собою ослика, на котором путешествовала Богородица, и вола, чтобы продать его. В-третьих, это символическое отражение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел - ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (Ис.1,3). Есть и такое толкование: вол и осел – два народа – израильский и языческий – которых пришел спасти Христос.
Над пещерой небесный полукруг и Вифлеемская звезда, лучи которой нисходят на Младенца.
Справа и слева помещены фигурки ангелов, пастухов, волхвов.
А Богородицу чаще всего изображают отвернувшейся от Младенца. Почему? Символически это подчеркивает две мысли: Младенец уже принадлежит не Ей, а всему миру. И второе, Сама Богородица обращается к миру, для которого Она должна стать теперь Заступницей и Утешительницей.
В нижней части иконы – Иосиф Обручник. Перед сидящим в задумчивости Иосифом – пастух. В правой нижней части иконы – омовение Младенца, которое совершают две женщины.
Сретение Господне
Символическое значение этого праздника и в «сретении» – встрече – ветхозаветной, уходящей, и новой, приближающейся, эпох в истории человечества. В иконографии праздника это значение евангельского сюжета занимает главенствующее место. Важнейшая деталь композиции иконы – изображение перевитого велумом кивория. Киворий – шатер на колоннах над престолом – принадлежность именно христианского храма.
Слева изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, за ней – праведный Иосиф. В руках Иосифа – два птенца горлицы, жертва за Новорожденного. Справа – праведный Симеон Богоприимец, протягивающий закутанные, в знак особого благоговения, руки к Младенцу, позади его — пророчица Анна. Иногда в руках Анны изображают свиток, а Богомладенец находится на руках Симеона.
Крещение Господне
На ранних иконах в центре помещался Спаситель, окруженный водами, слева – Иоанн Креститель, вверху – изображение голубя.
В дальнейшем в композицию иконы стали включать фигуры ангелов.
Река Иордан заключена между двух высоких горок. Горки имеют два значения: они символизируют ступени духовного восхождения и показывают, что действие происходит на открытом пространстве.
В самых ранних вариантах иконы среди волн Иордана в нижней части можно увидеть аллегорические изображения бородатого старца и юноши, – они символизируют воды реки и моря, которые по пророчеству псалмопевца побежали вспять.
Иногда композицию иконы дополняет группа людей, готовящихся к Крещению.
Святой Дух в канонической иконографии праздника изображен не просто в виде парящего над Христом голубя. Сначала изображен небесный полукруг, из которого нисходит луч, заканчивающийся небольшим кругом, в центре которого и помещен голубь.
Преображение Господне
Преображение Господне… Господь преобразился, показал Свою Божественную природу. Оно произошло не при большом стечении народа, а только для избранных учеников, только после долгого и трудного восхождения на вершину горы. И как подтверждение Божественности Иисуса явлены были ученикам два пророка: от мира умерших – Моисей, от мира живых – восхищенный на небо и не познавший смерти Илия. Ученикам было дано видение не только скрытого плотью Божества, но и убедительно доказано, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы.
В центре иконы в круге славы изображен Спаситель в белых ризах. Слева пророк Илия, справа Моисей с книгой в руке. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. В нижней части композиции – гора Фавор с деревьями и апостолы.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)
В центре иконы праздника изображен Спаситель, сидящий на молодом осленке. Осленок, по толкованию святых отцов – необузданный народ языческий, а ослица, упоминаемая в Евангелии от Матфея – народ иудейский. Справа – Иерусалим, из ворот которого вышли ликующие жители с пальмовыми ветвями в руках. Дети постилают одежды, срывают пальмовые листья. У древних жителей Иерусалима это знаки почтения при встрече особенно важных людей.
Светлое Христово воскресение (Пасха)
Воскресение Христово – момент непостижимый. Поэтому на общепринятой иконе, посвященной Воскресению Христову, изображено не это, а другое событие, а именно, «Сошествие во ад». Основой для иконографии послужило Священное Предание и апокрифическое Евангелие Никодима, где приводится рассказ о сошествии Спасителя во ад. Когда Господь умер на кресте, тело Его было погребено в пещере, а душой он спустился в ад, откуда вывел всех праведников, ожидавших Его. До этого момента, согласно православному вероучению, рай был закрыт для человека. Все умершие, и грешники, и праведники, попадали в ад. Конечно, праведники не страдали. Находясь в особом месте, называемом ложем Авраамовым, они ждали пришествия Того, Кто выведет их из ада, сломает все замки и запоры, откроет человечеству путь в Царствие Небесное.
И Господь оправдал эти надежды. Он принес Себя в жертву за всех, кто живет на земле, жил когда-то или родится в будущие времена. Он – наш Искупитель. Он искупает нас от власти греха, дает силы бороться с грехом.
Вознесение Господне
Композиция иконы делится на две смысловые части. В верхней изображен Спаситель. Вокруг фигуры возносящегося Господа круг славы, который поддерживают ангелы. В центре на фоне горы – отпечаток стоп Спасителя. В нижней части те, кто провожает Господа: Богородица с двумя ангелами в белых одеждах по сторонам, ученики. На большинстве икон апостолы не имеют нимбов. Нимб есть только у Господа, Богородицы и ангелов. Это свидетельство того, что апостолы еще не получили Благодать Святого Духа. Он снизойдет в День Святой Троицы, на пятидесятый день после Пасхи.
Троица (Сошествие Святого Духа на апостолов)
Описание сошествия Святого Духа на апостолов находится в книге Деяний, во второй главе.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).
В центральной части праздничной иконы, симметрично, по дуге, расположены фигуры апостолов – по шесть слева и справа. Удивительно, что на вершине, составленной из фигур дуги, изображены апостолы Петр и Павел. Согласно книге Деяний, Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице.
Ответ в том, что икона являет нам не хронологическое свидетельство праздника, а его духовную суть. Сошествие Духа Святого на апостолов – начало христианской Церкви как сообщества всех объединенных верой и стремлением к спасению людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Апостол же Павел вместе с апостолом Петром именуются Церковью первоверховными. За тот колоссальный труд, который они осуществили для распространения веры христианской.
В нижней части дверь, она указывает на затворенную от внешнего мира горницу. На многих иконах в дверном проеме – старец в короне, держащий в руках двенадцать свитков. Это символическое изображение Космоса, то есть всей Вселенной. В руках у апостолов также свитки, а у апостола Павла – книга.
На некоторых иконах изображают и пресвятую Богородицу. На других – не изображают.
Обосновано и то, и другое. Богородица еще раньше была освящена и просвещена Духом Святым. Поэтому не Нее не сходи Святой Дух в этот день. Но духовное единение, которое было между Пречистой Девой и учениками Иисуса Христа, велит в День рождения Церкви изобразить их всех вместе.
Успение Пресвятой Богородицы
В центре иконы одр с лежащей Богоматерью. Слева и справа от одра изображены апостолы, святители и плачущие жены. Перед одром – горящая свеча. В центре иконы за ложем Богородицы – фигура Спасителя. В руках Его фигурка младенца – душа Богородицы, родившаяся в мире духовном.
Спаситель окружен сферой славы, вокруг которой изображены ангелы. Слева и справа помещают палаты. В верхней части иконы на фоне неба изображают апостолов, переносимых к одру Богоматери. Это не столько скорбь успения, сколько торжество рождения души в жизнь вечную.
Воздвижение Креста Господня
Согласно Священному Преданию, святая равноапостольная императрица Елена по поручению своего сына – равноапостольного Константина Великого – отправилась в Иерусалим на поиски креста, на котором был распят Спаситель. Оказалось, что потомки первых христиан сохранили память о месте, где была Голгофа и гробница Спасителя. Разрушив построенные на святых местах языческие храмы, императрица начала раскопки, которые увенчались успехом: были найдены три креста, табличка с надписью «Царь Иудейский», отрытая отдельно от крестов, а также пещера Гроба Господня. Но на каком из крестов был распят Спаситель? Мимо движется похоронная процессия. И чтобы понять какой крест настоящий, все три креста по очереди кладут с молитвою на умершего. Господь открывает истину, воскрешая покойного.
Именно этот Крест и был торжественно явлен народу 14 сентября 331 года иерусалимским епископом Макарием.
На иконе праздника в центре изображен епископ, держащий в руках Крест. Ему помогают двое служителей в светлых одеждах. Слева, справа, иногда и в нижней части иконы изображен народ, среди которого особо выделяются святые равноапостольные Константин и Елена.
Блиц-опрос.
Какой Православный праздник является вашим любимым? Почему?
(Могут ответить желающие, а в случае их отсутствия, по цепочке все ученики класса).
Подведение итогов урока.
Литература
Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с.
Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. – 264 с.
Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1993.
Уважаемая Елена Александровна! С большим удовольствием познакомилась с предоставленным Вами ЦОРом.
Но мне хотелось бы уточнить некоторые нюансы. Из конспекта ресурса не ясно, что Двунадесятых праздников -12. Об этом надо говорить чётко. Нельзя рассказ о "Воскресении Господнем" вставлять в общий перечень праздников по указанной теме (а в конспекте он представлен четвертым). Допускаю мысль, что Ваши, Елена Александровна, дети это хорошо знают, так как тест в презентации предусматривает проверку по этому вопросу, но все же в ЦОРе не должно быть неясностей. Так же, как и с праздником "Троицы". Ведь именно так называется этот праздник. И в иконографии надо рассматривать по двунадесятым праздникам именно икону "Троица", а не "Сошествие Святого Духа на апостолов" (икона "Троица" находится в праздничном ряду иконостаса храма).
Если Вы не согласны с моим мнением, готова к диалогу.
А в целом мне очень понравилась презентация и формы работы в ней: и тест-опрос, и (особенно!) проблемно-игровая ситуация со страницами книги. Большое спасибо за ресурс!
Размещено Tue, 05/07/2011 - 23:05 пользователем Елена Александровна Пономарева.
Уважаемая Лариса Александровна! Большое спасибо за дискуссию. Отвечаю. Если брать занятие отдельно (не в логике построения факультативного курса) и рассматривать тему буквально, как она сформулирована, то, безусловно, Вы правы. Пасха, конечно, не относится к двунадесятым праздникам. Она - праздников Праздник и Торжество из торжеств. Но в контексте программы данного факультативного курса двунадесятые праздники являются вехами для знакомства со Священной историей Нового Завета. При таком подходе обойти Светлое Христово Воскресение просто не возможно, поскольку оно - центральное событие не только Нового Завета, но и всей истории человечества. Такое изложение праздников есть, например, у святителя Тихона Задонского ("Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского". - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. - с.21-28. - репринтное издание с 1889 г.) Разработку же я делала для себя, под свою программу. Все равно, любой ресурс учитель подстраивает под конкретную ситуацию, класс, программу. Если учитель видит по другому - может изменить.
Что же касается иконографии Троицы, тут Вы не совсем правы. В качестве иконы праздника можно использовать и икону "Троица", и икону Сошествия Святого Духа на апостолов. В иконе Воскресения Христова в Троице-сергиевой Лавре, где в клеймах помещены иконочки двунадесятых праздников, действительно использована икона Троицы, а,например, в Календаре на сайте Православие.ru - икона Сошествия Святого Духа. И то, и другое, несомненно правильно, ведь и у праздника не случайно двойное название. И в иконостасе храмов встречаются оба варианта. Что же касается данной методической разработки, здесь логика диктует именно второй вариант, ведь на иконе "Троица" - событие Ветхозаветной истории, когда Аврааму прикровенно была явлена тайна Святой Троицы. Сошествие Святого Духа - событие, которому посвящен праздник Троицы, название же потому, что сошествие Святого Духа явило миру третье Лицо Святой Троицы и завершило откровение Божественной тайны. Ссылаюсь на книгу: Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с., где в качестве праздничной иконы рассматривается именно икона Сошествия Святого Духа. Иконе преподобного Андрея рублева я уделяю большое внимание, но в других темах курса.
Добрый день, Елена Александровна! Большое спасибо за ссылку на программу факультатива. Несмотря на то, что сама не веду этот курс, познакомилась с ним с большим интересом, так как этой темой интересуюсь давно (в 2004 г. прошла курсы по «Духовной культуре»). Ваш ответ воспринимаю, как приглашение к разговору, и с удовольствием в него включаюсь.
Если брать занятие отдельно (не в логике построения факультативного курса) и рассматривать тему буквально, как она сформулирована, то, безусловно, Вы правы. Пасха, конечно, не относится к двунадесятым праздникам.
При знакомстве с ЦОРом я не имела под рукой Вашей программы (она даже не была указана). Но, согласитесь, и все остальные будут рассматривать представленный материал, как самостоятельный, т.к. он выложен на отдельной странице. Это, кстати, обычный приём публикации конспектов уроков. Для анализа ресурса есть цели и задачи. Я по ним и ориентировалась. А там Вами указано, что это обобщающий материал по «Двунадесятым праздникам». Думаю, разночтений быть не должно, и при любом способе изложения материала данной темы должно чётко указываться, что праздников таких 12 (отсюда и название).
…в контексте программы данного факультативного курса двунадесятые праздники являются вехами для знакомства со Священной историей Нового Завета.
В том-то и дело, что я не увидела логики изложения материала. До определённого момента все понятно: Рождество Христово, Сретение, Крещение, Пасха (даже она, стоило только оговориться, что это праздник всех праздников), Вознесение. А вот дальше последовательность событий Священной истории нарушается.
Конечно, есть разные подходы к знакомству с иконографией двунадесятых праздников: например, по календарному порядку (согласна, это не совсем правильно, т.к. нарушает историческую логику, путает события) или по группам праздников в честь Иисуса Христа (8) и Богородицы (4). Но по программе факультатива, что указано и в целях ЦОРа, избран хронологический путь, помогающий понять ход Священной истории, а этого-то и не получилось. Так, «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим» почему-то оказались в конце разговора. Возможно, и Богородичные праздники стоило бы в рамках данного занятия переставить в начало. Тогда понятнее была бы сцена Благовещения и все, что происходило далее…
Кстати, в Программе факультатива логическая цепочка иная и более правильная (там лишь стоит добавить «Вход Господень в Иерусалим» в перечень праздников, посвящённых земной жизни Иисуса Христа).
В качестве иконы праздника можно использовать и икону "Троица", и икону Сошествия Святого Духа на апостолов.
Согласна. Но об этом и надо детям говорить! Более традиционно название данного праздника «Троица» или «Пятидесятница» (и в иконографии, кстати, стоит упоминать не только икону А.Рублёва, но и другие списки, например, С.Ушакова). А икона «Сошествие Св. Духа на апостолов» более соответствует историческому подходу к теме. Надо вносить ясность, а не сомнение и недопонимание (хотя, повторюсь, Ваши ученики могли уже это знать до указанного занятия).
В этом же смысле логично давать второе название празднику Крещение – Богоявление. Тогда детям легче будет сопоставить праздник с сутью происходящего исторического события.
Все равно, любой ресурс учитель подстраивает под конкретную ситуацию, класс, программу.
Конечно, да. Но берут чужие разработки для работы чаще всего малоопытные учителя, а потому не стоит вводить их в заблуждение. Иначе может получиться игра в «глухой телефон». Я так понимаю, что когда учитель решился выставить свой материал в виде ЦОРа (спасибо большое Вам, кстати, за это!), то он делает это ради облегчения труда своего коллеги. В этом плане при публикации лучше давать полные названия праздников: не «Крестовоздвижение», а «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня»; не «Введение во храм», а «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Это ещё некоторые мои мысли по поводу данного ЦОРа. Думаю, наш разговор в рамках обсуждения темы не лишний. Спасибо Вам, Елена Александровна, за предоставленную возможность общения.
Комментарий был изменен с момента создания (PLA59, Wed, 06/07/2011 - 11:16).
Размещено Fri, 08/07/2011 - 20:19 пользователем Елена Александровна Пономарева.
Здравствуйте, уважаемая Лариса Александровна! Спасибо за подсказки. Я надеюсь, что учла все основные Ваши замечания. Разработку занятия и презентацию подредактировала: разместила праздники в хронологическом порядке, заменила названия икон названиями праздника (правда не совсем полного, но так, чтобы и от церковной традиции не отступить, и детям понятно было), добавила немножко пояснений, в частности о гиперссылках. Беру Вас в соавторы!
Елена Александровна, это были не замечания и не подсказки, а мысли вслух по данной теме. Очень сложно бывает, порой, найти правильный путь к преподаванию такого важного по содержанию и тонкого по подходам предмета, как основы православной культуры. Рада, что мы нашли общий язык и взаимопонимание. Такой и должна быть работа в сети.
Про соавторы - это лишнее, но мне все понравилось. Оперативная и чёткая работа. Спасибо!
Размещено вс, 10/07/2011 - 22:28 пользователем Елена Александровна Пономарева.
Вам не нравятся слова "замечания" и "подсказки". Но ведь они не несут никакой негативной нагрузки. Вы действительно заметили и подсказали, как сделать лучше. И я правда очень Вам благодарна за заинтересованность и участие. Это - со-трудничество. И я надеюсь, что оно будет продолжаться.
Кстати, очень хочется обратиться на страницах сообщества к теме церковно-славянского языка как основы современного русского языка. В заданиях Всероссийской олимпиады школьников по ОПК на всех этапах традиционно присутствуют задания, связанные с церковно-славянским языком. Только не знаю, в какой форме это лучше сделать. Может кто-то посоветует?
Размещено Sat, 23/07/2011 - 10:03 пользователем Ирина Витальевна Канторович.
Уважаемая Елена Александровна!
Замечательный материал! Можно использовать и весь сразу и выборочно, именно в контексте Священной истории. Также особенно порадовали игровые моменты, всегда с радостью воспринимаемые детьми.
Мне кажется, можно "расширить" сферу применения - не только в 8 классе, а можно давать этот материал в 7-11 кл. Спасибо еще раз! Думаю, многие учителя с радостью будут с этим работать.
...Еще один вопрос. На этот материал я вышла почти случайно, М.б. Вам еще создать, например, сообщение в сообществе (это своего рода объявление), с информацией о размещенных Вами в последнее время ресурсах. Тогда учителя нашего сообщества увидят Вашу работу с большей вероятностью.
На: Занятие факультатива по ОПК "Двунадесятые праздники"
Уважаемая Елена Александровна! С большим удовольствием познакомилась с предоставленным Вами ЦОРом.
Но мне хотелось бы уточнить некоторые нюансы. Из конспекта ресурса не ясно, что Двунадесятых праздников -12. Об этом надо говорить чётко. Нельзя рассказ о "Воскресении Господнем" вставлять в общий перечень праздников по указанной теме (а в конспекте он представлен четвертым). Допускаю мысль, что Ваши, Елена Александровна, дети это хорошо знают, так как тест в презентации предусматривает проверку по этому вопросу, но все же в ЦОРе не должно быть неясностей. Так же, как и с праздником "Троицы". Ведь именно так называется этот праздник. И в иконографии надо рассматривать по двунадесятым праздникам именно икону "Троица", а не "Сошествие Святого Духа на апостолов" (икона "Троица" находится в праздничном ряду иконостаса храма).
Если Вы не согласны с моим мнением, готова к диалогу.
А в целом мне очень понравилась презентация и формы работы в ней: и тест-опрос, и (особенно!) проблемно-игровая ситуация со страницами книги. Большое спасибо за ресурс!
С уважением, Л.Пятко.
На: Занятие факультатива по ОПК "Двунадесятые праздники"
Уважаемая Лариса Александровна! Большое спасибо за дискуссию. Отвечаю. Если брать занятие отдельно (не в логике построения факультативного курса) и рассматривать тему буквально, как она сформулирована, то, безусловно, Вы правы. Пасха, конечно, не относится к двунадесятым праздникам. Она - праздников Праздник и Торжество из торжеств. Но в контексте программы данного факультативного курса двунадесятые праздники являются вехами для знакомства со Священной историей Нового Завета. При таком подходе обойти Светлое Христово Воскресение просто не возможно, поскольку оно - центральное событие не только Нового Завета, но и всей истории человечества. Такое изложение праздников есть, например, у святителя Тихона Задонского ("Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского". - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. - с.21-28. - репринтное издание с 1889 г.) Разработку же я делала для себя, под свою программу. Все равно, любой ресурс учитель подстраивает под конкретную ситуацию, класс, программу. Если учитель видит по другому - может изменить.
Что же касается иконографии Троицы, тут Вы не совсем правы. В качестве иконы праздника можно использовать и икону "Троица", и икону Сошествия Святого Духа на апостолов. В иконе Воскресения Христова в Троице-сергиевой Лавре, где в клеймах помещены иконочки двунадесятых праздников, действительно использована икона Троицы, а,например, в Календаре на сайте Православие.ru - икона Сошествия Святого Духа. И то, и другое, несомненно правильно, ведь и у праздника не случайно двойное название. И в иконостасе храмов встречаются оба варианта. Что же касается данной методической разработки, здесь логика диктует именно второй вариант, ведь на иконе "Троица" - событие Ветхозаветной истории, когда Аврааму прикровенно была явлена тайна Святой Троицы. Сошествие Святого Духа - событие, которому посвящен праздник Троицы, название же потому, что сошествие Святого Духа явило миру третье Лицо Святой Троицы и завершило откровение Божественной тайны. Ссылаюсь на книгу: Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с., где в качестве праздничной иконы рассматривается именно икона Сошествия Святого Духа. Иконе преподобного Андрея рублева я уделяю большое внимание, но в других темах курса.
Дорогу осилит идущий!
На: Занятие факультатива по ОПК "Двунадесятые праздники"
Добрый день, Елена Александровна! Большое спасибо за ссылку на программу факультатива. Несмотря на то, что сама не веду этот курс, познакомилась с ним с большим интересом, так как этой темой интересуюсь давно (в 2004 г. прошла курсы по «Духовной культуре»). Ваш ответ воспринимаю, как приглашение к разговору, и с удовольствием в него включаюсь.
Если брать занятие отдельно (не в логике построения факультативного курса) и рассматривать тему буквально, как она сформулирована, то, безусловно, Вы правы. Пасха, конечно, не относится к двунадесятым праздникам.
При знакомстве с ЦОРом я не имела под рукой Вашей программы (она даже не была указана). Но, согласитесь, и все остальные будут рассматривать представленный материал, как самостоятельный, т.к. он выложен на отдельной странице. Это, кстати, обычный приём публикации конспектов уроков. Для анализа ресурса есть цели и задачи. Я по ним и ориентировалась. А там Вами указано, что это обобщающий материал по «Двунадесятым праздникам». Думаю, разночтений быть не должно, и при любом способе изложения материала данной темы должно чётко указываться, что праздников таких 12 (отсюда и название).
…в контексте программы данного факультативного курса двунадесятые праздники являются вехами для знакомства со Священной историей Нового Завета.
В том-то и дело, что я не увидела логики изложения материала. До определённого момента все понятно: Рождество Христово, Сретение, Крещение, Пасха (даже она, стоило только оговориться, что это праздник всех праздников), Вознесение. А вот дальше последовательность событий Священной истории нарушается.
Конечно, есть разные подходы к знакомству с иконографией двунадесятых праздников: например, по календарному порядку (согласна, это не совсем правильно, т.к. нарушает историческую логику, путает события) или по группам праздников в честь Иисуса Христа (8) и Богородицы (4). Но по программе факультатива, что указано и в целях ЦОРа, избран хронологический путь, помогающий понять ход Священной истории, а этого-то и не получилось. Так, «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим» почему-то оказались в конце разговора. Возможно, и Богородичные праздники стоило бы в рамках данного занятия переставить в начало. Тогда понятнее была бы сцена Благовещения и все, что происходило далее…
Кстати, в Программе факультатива логическая цепочка иная и более правильная (там лишь стоит добавить «Вход Господень в Иерусалим» в перечень праздников, посвящённых земной жизни Иисуса Христа).
В качестве иконы праздника можно использовать и икону "Троица", и икону Сошествия Святого Духа на апостолов.
Согласна. Но об этом и надо детям говорить! Более традиционно название данного праздника «Троица» или «Пятидесятница» (и в иконографии, кстати, стоит упоминать не только икону А.Рублёва, но и другие списки, например, С.Ушакова). А икона «Сошествие Св. Духа на апостолов» более соответствует историческому подходу к теме. Надо вносить ясность, а не сомнение и недопонимание (хотя, повторюсь, Ваши ученики могли уже это знать до указанного занятия).
В этом же смысле логично давать второе название празднику Крещение – Богоявление. Тогда детям легче будет сопоставить праздник с сутью происходящего исторического события.
Все равно, любой ресурс учитель подстраивает под конкретную ситуацию, класс, программу.
Конечно, да. Но берут чужие разработки для работы чаще всего малоопытные учителя, а потому не стоит вводить их в заблуждение. Иначе может получиться игра в «глухой телефон». Я так понимаю, что когда учитель решился выставить свой материал в виде ЦОРа (спасибо большое Вам, кстати, за это!), то он делает это ради облегчения труда своего коллеги. В этом плане при публикации лучше давать полные названия праздников: не «Крестовоздвижение», а «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня»; не «Введение во храм», а «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Это ещё некоторые мои мысли по поводу данного ЦОРа. Думаю, наш разговор в рамках обсуждения темы не лишний. Спасибо Вам, Елена Александровна, за предоставленную возможность общения.
С уважением, Л.Пятко.
На: Занятие факультатива по ОПК "Двунадесятые праздники"
Здравствуйте, уважаемая Лариса Александровна! Спасибо за подсказки. Я надеюсь, что учла все основные Ваши замечания. Разработку занятия и презентацию подредактировала: разместила праздники в хронологическом порядке, заменила названия икон названиями праздника (правда не совсем полного, но так, чтобы и от церковной традиции не отступить, и детям понятно было), добавила немножко пояснений, в частности о гиперссылках. Беру Вас в соавторы!
С уважением - Пономарева Елена Александровна.
Дорогу осилит идущий!
На: Занятие факультатива по ОПК "Двунадесятые праздники"
Елена Александровна, это были не замечания и не подсказки, а мысли вслух по данной теме. Очень сложно бывает, порой, найти правильный путь к преподаванию такого важного по содержанию и тонкого по подходам предмета, как основы православной культуры. Рада, что мы нашли общий язык и взаимопонимание. Такой и должна быть работа в сети.
Про соавторы - это лишнее, но мне все понравилось. Оперативная и чёткая работа. Спасибо!
С уважением, Л.Пятко.
На: Занятие факультатива по ОПК "Двунадесятые праздники"
Вам не нравятся слова "замечания" и "подсказки". Но ведь они не несут никакой негативной нагрузки. Вы действительно заметили и подсказали, как сделать лучше. И я правда очень Вам благодарна за заинтересованность и участие. Это - со-трудничество. И я надеюсь, что оно будет продолжаться.
Кстати, очень хочется обратиться на страницах сообщества к теме церковно-славянского языка как основы современного русского языка. В заданиях Всероссийской олимпиады школьников по ОПК на всех этапах традиционно присутствуют задания, связанные с церковно-славянским языком. Только не знаю, в какой форме это лучше сделать. Может кто-то посоветует?
Дорогу осилит идущий!
На: Занятие факультатива по ОПК "Двунадесятые праздники"
Уважаемая Елена Александровна!
Замечательный материал! Можно использовать и весь сразу и выборочно, именно в контексте Священной истории. Также особенно порадовали игровые моменты, всегда с радостью воспринимаемые детьми.
Мне кажется, можно "расширить" сферу применения - не только в 8 классе, а можно давать этот материал в 7-11 кл. Спасибо еще раз! Думаю, многие учителя с радостью будут с этим работать.
...Еще один вопрос. На этот материал я вышла почти случайно, М.б. Вам еще создать, например, сообщение в сообществе (это своего рода объявление), с информацией о размещенных Вами в последнее время ресурсах. Тогда учителя нашего сообщества увидят Вашу работу с большей вероятностью.
С уважением и благодарностью, И.В.
И.В.Канторович