Уважаемая Лариса Александровна! Большое спасибо за дискуссию. Отвечаю. Если брать занятие отдельно (не в логике построения факультативного курса) и рассматривать тему буквально, как она сформулирована, то, безусловно, Вы правы. Пасха, конечно, не относится к двунадесятым праздникам. Она - праздников Праздник и Торжество из торжеств. Но в контексте программы данного факультативного курса двунадесятые праздники являются вехами для знакомства со Священной историей Нового Завета. При таком подходе обойти Светлое Христово Воскресение просто не возможно, поскольку оно - центральное событие не только Нового Завета, но и всей истории человечества. Такое изложение праздников есть, например, у святителя Тихона Задонского ("Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского". - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. - с.21-28. - репринтное издание с 1889 г.) Разработку же я делала для себя, под свою программу. Все равно, любой ресурс учитель подстраивает под конкретную ситуацию, класс, программу. Если учитель видит по другому - может изменить.
Что же касается иконографии Троицы, тут Вы не совсем правы. В качестве иконы праздника можно использовать и икону "Троица", и икону Сошествия Святого Духа на апостолов. В иконе Воскресения Христова в Троице-сергиевой Лавре, где в клеймах помещены иконочки двунадесятых праздников, действительно использована икона Троицы, а,например, в Календаре на сайте Православие.ru - икона Сошествия Святого Духа. И то, и другое, несомненно правильно, ведь и у праздника не случайно двойное название. И в иконостасе храмов встречаются оба варианта. Что же касается данной методической разработки, здесь логика диктует именно второй вариант, ведь на иконе "Троица" - событие Ветхозаветной истории, когда Аврааму прикровенно была явлена тайна Святой Троицы. Сошествие Святого Духа - событие, которому посвящен праздник Троицы, название же потому, что сошествие Святого Духа явило миру третье Лицо Святой Троицы и завершило откровение Божественной тайны. Ссылаюсь на книгу: Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с., где в качестве праздничной иконы рассматривается именно икона Сошествия Святого Духа. Иконе преподобного Андрея рублева я уделяю большое внимание, но в других темах курса.
Уважаемая Лариса Александровна! Большое спасибо за дискуссию. Отвечаю. Если брать занятие отдельно (не в логике построения факультативного курса) и рассматривать тему буквально, как она сформулирована, то, безусловно, Вы правы. Пасха, конечно, не относится к двунадесятым праздникам. Она - праздников Праздник и Торжество из торжеств. Но в контексте программы данного факультативного курса двунадесятые праздники являются вехами для знакомства со Священной историей Нового Завета. При таком подходе обойти Светлое Христово Воскресение просто не возможно, поскольку оно - центральное событие не только Нового Завета, но и всей истории человечества. Такое изложение праздников есть, например, у святителя Тихона Задонского ("Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского". - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. - с.21-28. - репринтное издание с 1889 г.) Разработку же я делала для себя, под свою программу. Все равно, любой ресурс учитель подстраивает под конкретную ситуацию, класс, программу. Если учитель видит по другому - может изменить.
Что же касается иконографии Троицы, тут Вы не совсем правы. В качестве иконы праздника можно использовать и икону "Троица", и икону Сошествия Святого Духа на апостолов. В иконе Воскресения Христова в Троице-сергиевой Лавре, где в клеймах помещены иконочки двунадесятых праздников, действительно использована икона Троицы, а,например, в Календаре на сайте Православие.ru - икона Сошествия Святого Духа. И то, и другое, несомненно правильно, ведь и у праздника не случайно двойное название. И в иконостасе храмов встречаются оба варианта. Что же касается данной методической разработки, здесь логика диктует именно второй вариант, ведь на иконе "Троица" - событие Ветхозаветной истории, когда Аврааму прикровенно была явлена тайна Святой Троицы. Сошествие Святого Духа - событие, которому посвящен праздник Троицы, название же потому, что сошествие Святого Духа явило миру третье Лицо Святой Троицы и завершило откровение Божественной тайны. Ссылаюсь на книгу: Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с., где в качестве праздничной иконы рассматривается именно икона Сошествия Святого Духа. Иконе преподобного Андрея рублева я уделяю большое внимание, но в других темах курса.
Дорогу осилит идущий!