Submitted by Татьяна Михайловна Слепухина on Tue, 12/04/2011 - 22:48
Тема урока «Притчи Христовы».
Урок литературы в 5 классе по программе А.Г.Кутузова.
Проведение урока возможно также в курсе Основ Православной культуры.
Цель урока: познакомить учащихся с жанром притчи.
Задачи:
- развивать навык анализа текста;
- воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.
Оборудование: иллюстрации к Ветхому и Новому Завету, тексты стихотворения Жемчужникова, тексты Ветхого Завета и Евангелия ( Заповеди), горчичные семена.
Ход урока.
Этап урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
1.Организационный.
2.Повторение.
Продолжаем разговор о духовной литературе, о главной книге человечества. О какой же книге пойдёт речь?
Что вы знаете об этой книге?
Как называется по-другому Новый Завет?
Как переводится слово «Евангелие на русский язык?
О чём же эта весть?
А от чего спасал?
О Библии.
Евангелие.
О приходе Спасителя.
От рабства греху.
3. Изучение новой темы.
3.1.Актуализация новой темы.
3.2. Работа над понятием «ПРИТЧА».
3.3. Знакомство с текстом притчи.
3.4. Беседа.
3.5. Словарная работа.
Работа по сравнительному анализу Заповедей Ветхого и Нового Завета. (Приложение 1.)
О чем говорится в Заповедях Ветхого Завета?
Говорит ли о поступках Иисус в заповедях Блаженства?
Вывод:
Заповеди
Ветхого Завета
Заповеди
Нового Завета
Что делать? (поступки)
Что чувствовать?- (помыслы - мысли)
Слова о чистоте помыслов, о чистоте сердца, о царстве небесном были откровением для иудеев, поэтому толпы народа ходили за Учителем, люди слушали его с удивлением.
Проблемный вопрос: одинаково ли значение слов слушать и слышать, смотреть и видеть?
Об этом и говорил Иисус, когда произносил слова «Кто имеет уши слышать, да слышит».
Евангелист Матфей говорил о том, что часто Иисус прямо говорил (учил), каким должен быть человек. Но не все могли понять (услышать) учителя. И иногда Иисус Христос прибегал к сравнениям. Зачем используются сравнения?
Попробуйте продолжить предложения: Хитрый, как…. Неуклюжий, как…. и. т. д.
Какую роль играют сравнения?
Иисус Христос использовал сравнения с той же целью.
Вопрос перед чтением. Как называется эта притча? О СЕЯТЕЛЕ.
Иудеи занимались земледелием, им на близком примере было легче понять то, что хотел сказать Спаситель.
Чтение притчи.
Как выдумаете, зависят ли от почвы плоды , которые произрастают на ней? Это понимали и иудеи, занимавшиеся земледелием.
Давайте попробуем УСЛЫШАТЬто, что хотел сказать Иисус Христос.
Каково построение притчи?
Построение притчи - параллельное (всё сказанное при помощи сравнения сразу объясняется).
О каких людях идёт речь?
Слово не проходит глубоко. Что будет, если на камень лить воду? (ср. фразеологизм КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ).
Символика притчи.
Что же подразумевается под образами в притче?
В ходе беседы дети подводятся к выводу: Сеятель-сам Спаситель, семя – слово Божие, духовно-нравственный закон, птицы - лукавый, поле - сердца человеческие, в которых идёт борьба между добром и злом.
Каким же может быть сердце человека?
От чего зависит состояние, в котором находится СЕРДЦЕчеловека?
А как вы думаете, в сердце каждого ли человека брошено семя?
Как поступать, что делать и что не делать.
Говорится о том, что должен чувствовать человек, т.е. КАКИМ он должен быть.
Рассуждают (слышать-понимать, видеть- видеть людей, нуждающихся в помощи).
Продолжают предложения.
Делают вывод: сравнения помогают сделать более понятным то, что хочет сказать автор высказывания.
Запись в тетрадях определения: ПРИТЧА - КРАТКИЙ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ.
Выбор источника (по Евангелию от Матфея (XIII, 1-23) или по тексту учебника на стр. 44).
Сначала сама притча, за ней толкование, данное самим Спасителем.
1. Не желающие слышать слово Божие, т.е. уступающие страстям.
2. Имеющие грубое и жестокое сердце 3. Суетливые, избегающие труда души.
4. Отличающие добро от зла.
Подбор эпитетов к слову СЕРДЦЕ. Запись в тетрадях.
СЕРДЦЕ
доброе злое
чуткое каменное
мягкое грубое
золотое жестокое
чистое грязное и т.д.
Семя добра, любви, милосердия.
4. Закрепление. Подведение итогов.
Про какого человека говорят, в нём «ИСКРА БОЖИЯ»?
А может ли это быть талантом?
Как должен человек относиться к своему дару-таланту?
Что необходимо для сохранения чистого сердца?
Об этом размышляют и все писатели – классики, с творчеством которых нам предстоит познакомиться.
Русский поэт Алексей Жемчужников, размышляя о назначении человека, написал замечательное стихотворение. (Приложение 2.)
Образ сеятеля проходит через всё Евангелие.
О каком ещё семечке говорил Иисус Христос?
Какое оно, горчичное семечко?
Так и в сердце, в душу каждого из Вас брошено зерно, и от Вас зависит, какие плоды оно даст.
Про человека, который обладает особым даром.
Взращивать.
Труд души, духовная работа.
Выразительное чтение стихотворение.
О семечке горчичном.
Детям на ладони раздаются горчичные семена.
(Приложение 3).
Маленькое.
Литература:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд. Российское Библейское общество, 2007
2.Иванова С.Ф. Введение во храм слова. - М.: Изд. «Отчий дом», 2006
3. Тимофей, священник. Желаемый всеми народами. - М. Изд. «Паломник», 2005.
Приложение 1.
Заповеди Ветхого Завета (Исх.ХХ, 1-17).
Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.
Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего.
Заповеди Нового Завета (Мф. V, 1-12).
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы (в ранних славянских текстах — смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Приложение 2.
А.М. Жемчужников
Притча о сеятеле и семенах
Шел сеятель с зернами в поле и сеял;И ветер повсюду те зерна развеял.Одни при дороге упали; поройИх топчет прохожий небрежной ногой,И птиц, из окрестных степей пролетая,На них нападает голодная стая.Другие на камень бесплодный леглиИ вскоре без влаги и корня взошли,-И в пламенный полдень дневное светилоБылинку палящим лучом иссушило.Средь терния пало иное зерно,И в тернии диком заглохло оно...Напрасно шел дождь и с прохладной зареюПоля освежались небесной росою;Одни за другими проходят года -От зерен тех нет и не будет плода.Но в добрую землю упавшее семя,Как жатвы настанет урочное время,Готовя стократно умноженный плод,Высоко, быстро, и сильно растет,И блещет красою, и жизнию дышит...Имеющий уши, чтоб слышать,- да слышит!
Размещено пн, 23/05/2011 - 13:54 пользователем Ирина Витальевна Канторович.
Уважаемая Татьяна Михайловна!
Спасибо за Вашу очень содержательную работу!
Также если Вам или кому-то из Ваших знакомых учителей интересно познакомиться с дистанционным обучающим курсом “Библейские истории в шедеврах мирового искусства” (где есть иллюстрации и к притчам), который несколько лет преподается учащимся 7-11 классов в одной из московских школ, рада сообщить, что теперь появилась возможность пользоваться курсом всем желающим.
Если тема Вам интересна, Вам сюда:
На: Притчи Христовы
Уважаемая Татьяна Михайловна!
Спасибо за Вашу очень содержательную работу!
Также если Вам или кому-то из Ваших знакомых учителей интересно познакомиться с дистанционным обучающим курсом “Библейские истории в шедеврах мирового искусства” (где есть иллюстрации и к притчам), который несколько лет преподается учащимся 7-11 классов в одной из московских школ, рада сообщить, что теперь появилась возможность пользоваться курсом всем желающим.
Если тема Вам интересна, Вам сюда:
http://www.openclass.ru/node/224602
И.В.Канторович