Мы часто говорим высокопарные слова о развитие сети школ для одаренных детей. При этом закрываем глаза на детей "группы риска". А неблагополучные семьи? Считаю, что об этом нужно говорить и говорить, принимать меры. Причем срочно. Задумайтесь: детский алкоголизм. Абсолютно несовместимые слова!
Здравствуйте, Ирина. В школах нашего города наоборот "группе риска" уделяется огромное внимание. На одаренных времени не хватает. Да и бегут к нам классные руководители только с проблемными детишечками.
Нужно не говорить высокопарные слова о создании школ для одаренных детей, а создавать их и работать. Это потребность времени. А с детьми группы риска должна работать не только школа. Она порой занимается этой проблемой в одиночку. Причем груз непомерный принимает на себя именно рядовой классный руководитель. Как - то других желающих сделать что нибудь реальное мало находится. Мы учителя нуждаемся не программах (их создано много), а во всесторонней помощи со стороны разных служб, власти и т.д. Кроме того, не только школа должна выступать инициатором начала подобной работы.
На мой взгляд, это разделение неправильное. Любой из «одаренных» детей мог оказаться в «группе риска» и наоборот. Все зависит от той социальной среды, в которую попал тот или иной ребенок. Я общаюсь и с так называемыми «одаренными» детьми и детьми "группы риска". И это общение происходит на протяжении большого периода времени. В итоге и те и другие выросли и добились в жизни примерно равнозначных успехов.
С детьми "группы риска" необходимо работать сообща. Знать их проблему. Только в этом случае можно увидеть результат. Спасибо, что вы поднимаете эту проблему. В данное время она достаточно актуальна.
Серьезна проблема в обществе. С каждым годом становится все глобальнее! Программ создается много, но без хорошего финансирования они слабо реализуются.
Проблема очень серьезная. Пока мы будем проходить с брезгливым видом мимо детей из неблагополучных семей, положительного результата не получим. Этому надо воспитывать и начинать надо с нас, с педагогов. Вашему вниманию хочу предложить статью, которую написали члены окружного совета родительской общественности после посещения Можайской воспитательной колонии.
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Василий Александрович Сухомлинский.
ДЕТСТВА НЕДЕТСКИЕ ГЛАЗА
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно-значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности»- декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Специфика работы в Совете профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в школе, позволяет нам увидеть, что подростков с устойчивой морально-нравственной позицией, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, с каждым годом становится все меньше, и они составляют в среднем не более 15-20% от общего числа учащихся. При этом 25-30% подростков – девианты, а оставшиеся 50-60% относятся к «неустойчивому типу», часть из них склонна к переходу в число «активных» девиантов.
Эти дети, как правило, отторгнуты семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, утерявших жизненные ориентиры, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью.
Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать.
Одним из направлений работы окружного Совета родительской общественности СЗАО г. Москвы является выявление неблагополучных семей и оказание им квалификационной помощи.
Трудные подростки и трудные семьи – эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей: дети – зеркало образа жизни отцов и матерей. Поэтому перевоспитание трудного подростка надо начинать с внутрисемейных отношений.
Рассказывает заместитель председателя родительского актива СЗОУО Н.С. Анпеткова. В этом году сложилось тесное взаимодействие Северо-Западного окружного управления образования и окружного Совета родительской общественности с администрацией Можайской воспитательной колонии.
Окружной Совет родительской общественности в ноябре провел для представителей городского родительского актива круглый стол «Возвращенное детство», на котором обсуждались причины беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Осенью 2008 г. учащиеся школ округа собрали школьно-письменные принадлежности, книги, для воспитанников колонии. В колонию отвезли моющие средства.
В октябре 2008 г. студенты педагогического колледжа №18 и школьники приняли участие в товарищеской встрече по футболу и волейболу с воспитанниками колонии. Встреча получилась непростая. Матч по футболу выиграла команда Северо-Запада, волейбол – воспитанники. Однако сама встреча для наших ребят была тяжела морально. Студенты, уже взрослые молодые парни, всю обратную дорогу молчали, вспоминая глаза ребят из колонии и их слова: «Не дай вам Бог попасть сюда!».
А в феврале члены окружного Совета родительской общественности посетили воспитанников колонии – жителей СЗАО г. Москвы. По запросу колонии отвезли учебники, школьно-письменные принадлежности, моющие средства. Каждому ребенку привезли подарки и теплые вещи. Ребята родительский актив встретили насторожено: что это за чужие тетки приехали? В процессе беседы глаза ребят стали теплеть. «А вы именно к нам приехали?» - спросил один подростков. Конечно! Ведь чужих детей не бывает.Прощаясь с нами, воспитанники и администрация колонии пригласили нас на Масленицу.
Поездка состоялась. Ребята нас ждали. Недетские глаза светились радостью. Худенькие плечики были расправлены. Ребята с гордостью смотрели на других воспитанников: к нам НАШИ МАМЫ приехали! Мамы приехали и опять не с пустыми руками: блины, пироги на всех воспитанников колонии (а это 150 воспитанников!). Вместе участвовали во всех конкурсах. Время пролетело быстро. «Вы к нам просто приезжайте. Мы будем ждать!»- на прощание сказали ребята.
Приедем, обязательно приедем!
Почему-то принято думать, что, если у нас в семье все благополучно, то и тюрьма – это что-то очень далеко от нас стоящее, что это не про нас и наших детей. Тюрьма – это то, что случается с кем угодно, но только не с нами. К сожалению, ребята, которые сейчас находятся в этой колонии, тоже так думали…
У каждого из них с какого-то момента жизнь начала складываться неправильно, не так, как положено в нашем обществе. А где же были мы, взрослые? Родители, педагоги – все те, которым общество доверило жизнь и воспитание детей?
К сожалению, мы сами не всегда ответственно подходим к вопросам воспитания наших детей, ссылаясь на занятость, работу, усталость, которая копится годами…
Дети, а особенно подростки, всегда чутко реагируют на наше невнимание и равнодушие. Не получив капельки внимания от взрослых, они отправляются на улицу, надеясь, что уже там-то их выслушают и помогут справиться с проблемами. Но не всегда улица – лучший вариант для решения проблем. И, как итог, - колония.
Мы видели глаза этих детей. Страшно. Больно. Но, как ни банальна истина, что чужих детей не бывает, это действительно так. Отсидев свой срок, эти парни вернутся к нам, к нашим детям, в наше общество. И если мы не задумаемся над своим отношением к детям, над своим поведением, то мы никогда не искореним детскую преступность, и никогда не сможем спать спокойно. Преступность будет расти до тех пор, пока общество будет делать вид, что проблемы не существует.
В Можайской воспитательной колонии созданы все условия для того, чтобы адаптировать детей к жизни в обществе. У ребят есть возможность получить не только среднее образование, но и продолжить учебу в профессиональном училище и институте. У многих детей только здесь появилась чистая постель, крыша над головой, нормальное питание. Однако это никому из них не может заменить семью, маму, свободу…
Начальник колонии Сергей Станиславович Попков близко к сердцу принимает судьбу каждого своего подопечного. «К сожалению, мы не можем перевоспитать ребят, но мы можем помочь самим детям понять, что жить можно и по-другому. Все основное закладывается в семье», - сказал Сергей Станиславович, прощаясь с нами.
Да, к сожалению, не всегда семья – это семья, не всегда школа принимает должное участие в проблеме трудных подростков. Но самое страшное – наше равнодушие. До тех пор, пока мы к каждому ребенку не будем относиться, как к своему собственному, до тех пор воспитательные колонии будут принимать все новых детей.
Конечно, нельзя сказать, что ничего не делается для детей, но большая часть наших усилий направлена на разовые мероприятия, а наша задача сделать так, чтобы работа велась каждый день, каждый час, чтобы дети знали – они необходимы нам, о них думают и заботятся ежеминутно.
Самый главный человек – тот, с которым ты в данную минуту, самое главное время – то, в котором ты сейчас живешь, самое главное дело – сделать добро тому, с кем ты сейчас общаешься! (Л.Н. Толстой).
Северо-Западное окружное управление образования и окружной Совет родительской общественности решили помочь детям, попавшим в колонию. И это не только материальная помощь. Наша первоочередная задача – отогреть сердца ребят, показать им, что они не забыты, их ждут. По-возможности, каждому из них по возвращении будет оказана помощь в устройстве на учебу или работу.
Начальник Можайской воспитательной колонии Сергей Станиславович Попков предложил создать фильм «Детство далекое от детей» с участием ТИИЦ СЗАО. Для создания фильма в школах округа проходит акция «Задай вопрос воспитаннику колонии».
Мы обращаемся ко всем неравнодушным людям с предложением объединиться, к благотворительным организациям с просьбой об оказании адресной материальной помощи Можайской воспитательной колонии и в, частности, конкретно детям. Необходимо спасти хотя бы одну человеческую жизнь и судьбу. Давайте начнем, пусть с малого, но начнем. Дети этого очень ждут. Верят еще нам. Смотрят на нас уже недетскими глазами. Но еще пока верят…
Дубарова И.В., координатор окружного Совета родительской общественности,
Анпеткова Н.С., заместитель председателя окружного Совета родительской общественности.
Очень хорошо написано! Но в школе совсем по другому. Меня тоже беспокоит эта проблема. У меня в классе 21 человек. 8 человек на внутришкольном учете, из которых 3 по ДН и один условно осуждён. Работу провожу огромную. Пытаюсь вывести в театр, кино, спорт, туризм. Заинтересовать конкурсами (девочки рисуют хорошо). Всё бесполезно. Хотела научить работе на компьютере. В классе есть компьютер, проведён интернет. Никак не заинтересовать. Только, извените, шататься по улицам. Один из учащихся не хочет учиться в школе, ему будет 16 лет. Сказал пойду в вечернюю. Съездили в школу, взяли справку, что его примут. Но! Комиссия по ДН не разрешила. Результат - прогулов уже 50 часов. Кто виноват? И что делать?
С уважением Людмила
Комментарий был изменен с момента создания (Людмила Томилова, ср, 29/04/2009 - 16:17).
Ситуация стандартная. Наверное такое в последнее время есть во многих школах. Уважаемая Людмила Николаевна, попробуйте найти веские аргументы для КДН, используя все свое обаяние и связи. Сделайте упор на то, что перевод в вечернюю школу необходим прежде всего в интересах ребенка. Соберите как можно больше письменных аргументов, обязательно - личное заявление от родителей Хотя в этом учебном году это уже не реально. Если все это вами сделано и результата нет, то остается одно - работа с подростком и беседы "по душам". Правда есть еще один вариант, но на это нужно желание родителей.
Комментарий был изменен с момента создания (надежда, чт, 23/04/2009 - 19:17).
Спасибо за поддержку и понимание Надежда Викторовна! Сделано всё как Вы пишите. Были на КДН несколько раз и вместе с мамой (она одна воспитывает троих мальчиков). Делали на всё упор, но... Вот и остаётся только одно - беседы "по душам".
В каком классе учится Ваш "одаренный" мальчик с 50-ю прогулами? Может его перевести на домашнюю форму обучения (семейную). Мы так делали, результат был положительный.
Комментарий был изменен с момента создания ([email protected], пт, 24/04/2009 - 00:23).
Мы часто говорим высокопарные слова о развитие сети школ для одаренных детей. При этом закрываем глаза на детей "группы риска". А неблагополучные семьи? Считаю, что об этом нужно говорить и говорить, принимать меры. Причем срочно. Задумайтесь: детский алкоголизм. Абсолютно несовместимые слова!