По химии в 7 классе по теме «Вода – самое известное и самое удивительное вещество». Пропедевтический конкурсный урок в рамках конкурса
«Учитель года 2006 школы №1»
Открытый урок по химии.
ТЕМА: Вода – самое известное и самое удивительное вещество.
ЭПИГРАФ: « Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета,
ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься,
не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима
для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты величайшее
в мире богатство». Антуан де Сент-Экзюпери.
Цель урока: знакомство семиклассников с предметом химия для повышения мотивации к изучению предмета в следующем учебном году.
Оборудование: графопроектор, набор реактивов для демонстрационного эксперимента, магнитофон. На столах учащихся: листочки с опорными конспектами, картинки, изображающие эмоции (для рефлексии), штативы с пробирками для лабораторного опыта.
Орг. момент: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Михайловна. Я – учитель химии.
Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы познакомились с моей наукой и приобрели некоторые полезные знания.
Вопрос классу (В.К.): Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, что изучает наука химия? (вещества, их свойства и превращения, и явления, которые при этом происходят).
В.К.: А сможет кто-то из вас объяснить, что такое вещества? (то, из чего состоят физические тела).
Сегодня в мире известно около 3-х миллионов различных веществ, а ученые продолжают открывать и создавать новые. Для знакомства с таким большим разнообразием веществ требуется очень много времени, поэтому мы сегодня поговорим о свойствах одного из самых обыкновенных, но притом самого невероятного из веществ.
Я сообщу вам некоторые факты и вы наверняка догадаетесь, о чем идет речь.
ГРАФОПРОЕКТОР.
В теле взрослого человека – 65%
В человеческом зародыше – 97%
В теле младенца – 75%
В глазном яблоке – 99%
В эмали зуба – 0,2%
Кенгуровая крыса, ковровая моль и тушканчик в нем вообще не нуждаются.
Конечно, вы уже догадались, что тема нашего разговора – вода. Её химическая формула – (обрабатываю запись на листе раствором щелочи) – Н2О.
Впишитеэто, пожалуйста, в свои рабочие листы. Скажите, вам о чем-нибудь говорит эта химическая запись? (состоит из 2-х атома водорода и одного – кислорода). А знаете ли вы, что мысль о том, что вода – сложное вещество, первым высказал знаменитый изобретатель паровой машины Джеймс Уатт в 1783 году? В этом же году гипотезу подтвердил французский химик Антуан Лоран Лавуазье (с другими его открытиями вы познакомитесь в 8-м классе).
В.К.: Многое о воде вы узнали на уроках природоведения, географии, экологии. Перечислите, пожалуйста, известные вам свойства воды. (нет цвета, вкуса, запаха, температура кипения, замерзания, плотность, теплоёмкость, электропроводность). Отметьте это в своих листах кратко.
(лист1).
«НЕСГОРАЕМЫЙ ПЛАТОК»(как объяснить, какое это свойство воды?)
Это какие свойства воды? Правильно, физические.
Я – учитель химии, следовательно, буду говорить с вами о химических свойствах воды.
В.К.: А что значит «химические свойства»? (с чем реагирует данное вещество и что при этом получается).
Изучать химические свойства без опытов сложно.
Для первого опыта мне потребуются три добровольца.
(3 стакана со смесью лимонной кислоты и соды, кувшин с водой)
Этот опыт для вас совершенно безвреден. Наверное, вы не раз делали его самостоятельно. Но объясните, пожалуйста, то, что вы сейчас наблюдали.
Вывод: (лист 2) Вода – очень хороший растворитель, большинство реакций идут в растворах. Природная вода – раствор! Дистиллированная вода.
Опыт второй «Морской бой». Что вы видели, ребята, и как можете прокомментировать то, что увидели?
Вывод: (лист 3)Вода – химически активное вещество. Реагирует с некоторыми металлами в обычных условиях.
Опыт третий «Вода как катализатор».Можете ли вы, ребята, объяснить увиденное?
Вывод: (лист 4)Вода может усиливать действие некоторых веществ.
Я думаю, что вам, ребята, хотелось бы и самим проделать какой-нибудь опыт?
Т.Б. Приступая к работе в хим. лаборатории, вы должны помнить несколько правил:
1. Ничего не пробовать на вкус.
2. Не приступать к работе, если не уверены, что знаете, что делать.
3. Не проводите опыты, не предусмотренные работой.
4. Содержите рабочее место в порядке.
5. После работы обязательно помойте руки.
Знаменитый английский физик Роберт Бойль однажды работал в своей лаборатории, получал сильную кислоту. Эта кислота попала случайно на фиалки, принесенные ученый из сада (Бойль любил фиалки). И – о чудо!- цветы стали красными! Так наука приобрела ценнейший реактив – индикатор.
Ребята, перед вами стоят штативы с пронумерованными пробирками и склянка с лакмусом. Осторожно капните лакмус в пробирки №№1,2,3. что наблюдаете? Раствор в пробирке№1 стал красным, значит, там кислота; №2-стал синим- значит содержится щелочь (боле подробно о щелочах вы узнаете в 8-м классе, а сейчас я вам объясню так: когда ежедневно вы пользуетесь мылом, наверное, не задаетесь вопросом: «А почему оно скользкое?». А потому, что в нем содержится щелочь, которая смывает с ваших рук жир и грязь). В пробирке №3 цвет лакмуса не изменился – значит раствор нейтральный, т.е. ни кислый, ни щелочной.
Теперь самостоятельно точно так же определите, каковы растворы в пробирках 4,5,6. Результаты запишите в таблицу.
ПОДВОДИМ ИТОГ ПЕРВОЙ ЧАСТИ: итак, свойства воды…(по схеме).
Давайте вспомним эпиграф сегодняшнего урока и вспомним, каково значение воды в природе и жизни человека.
ГРАФОПРОЕКТОР.
Запасы воды на Земле 1,4 млрд. км3
Вода океанов 97,6%
Лёд 2,14%
Озера 0,29%
Атмосфера 0,0005%
Горожанин в среднем в сутки потребляет 200-300л воды, из них:
Пища 5%
Гигиена 77%
Посуда 6%
Стирка 4%
Уборка 3%
По данным ВОЗ, 80% всех заболеваний на планете от плохого качества воды. 2млн человек в мире страдают от заболеваний, связанных с плохим качеством воды.
ВЫВОД: воду необходимо беречь!
Вода – ценнейший минерал,
В ладонь водицы я набрал,
Прозрачна и сладка на вкус
И оживляет каждый куст.
в пустыне и соленом море
Без этой жидкости нам горе.
Вода скользит, бежит, течет,
Она и пар, и скользкий лёд.
Не будет жизни без неё.
Так будем же беречь её!
Задача:В среднем в сутки для питья и пищи человек тратит 2л воды. В мире сегодня проживает 6,5 миллиарда человек. Рассчитайте, сколько литров (м3) воды тратит человечество на еду и питьё в сутки.
Задача(на дом). В среднем содержание воды в организме человека 65%. Зная массу своего тела, рассчитайте. Сколько кг (литров)воды находится в вашем организме.
Вопросы для блиц-опроса:
1. Что такое дистиллированная вода?
2. Может ли природная вода быть дистиллированной?
3. Чем отличаются молекулы воды от водяного пара?
4. Какого вещества много в арбузах?
5. Сколько воды содержится в человеке?
6. Где находится большая часть пресной воды?
7. Сколько литров воды в сутки использует человек для еды и питья?
8. Какие газы можно получить из воды и как их можно использовать?
Итак, ребята, наш урок первого знакомства с химией и одним из самых необычных химических веществ подходит к концу. Я очень хотела бы, чтобы вы с помощью смайликов, которые есть у каждого на парте, выразили своё настроение от нашей встречи (интерес, равнодушие, неприятие).
Большое спасибо за работу.
Домашнее задание: решить задачу и с помощью домашних реактивов определить, какие растворы образует «Фэйри», туалетное мыло, шампунь, кефир.