Информационная грамотность младших школьников в материалах ФГОС НОО
22 replies
Tue, 22/03/2011 - 19:50
Инна Валерьевна Рябушкина
На сайте с: 24/12/2010
Баллы: 10
Уважаемые коллеги!
Согласно требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО) наряду с задачей формирования универсальных учебных действий (УУД) коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных, говорится об еще одном универсальном учебном действии - информационной грамотности младшего школьника. Подпрограмма называется "Чтение: работа с информацией".
Следуя общей методологии ФГОС НОО, в каждом из разделовданной подпрограммы "Получение, поиск и фиксация информации", "Понимание и преобразование информации", "Применение и представление информации", "Оценка достоверности получаемой информации"представлены базовый уровень овладения данным действием ("Выпускник научится") и повышенный уровень ("Выпускник получит возможность научиться").
В предисловии к подпрограмме сказано "В результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией..."
В связи с этим предлагаю более подробно ознакомиться с материалом в прикрепленном файле на страницах 19-21 и поделиться своими размышлениями на тему. А главное, какие изменения произойдут/не произойдут в деятельности учителя? Повлияет ли это на уровень информационно-профессиональной компетентности самого педагога?
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Познакомившись с информацией, я могу сказать, что многое мы используем в своей работе.Конечно, технические способности с каждым годом все выше, и ребенок может работать с электронными носителями, строить таблицы, диаграммы и т. д. Мы, учителя, должны помочь формировать и развивать информационную грамотность наших учеников.
Уважаемые коллеги! Подробно ознакомилась с программой "Чтение: работа с информацией". Хочу отметить, что базовый уровнь овладения данным действием ("Выпускник научился")приемлем и используется учителями многих школ. В повышенном уровене ("Выпускник получит возможность научиться")в разделе "Оценка достоверности полученной информации" мне будет интересно научить детей критически относиться к рекламной информации, находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.Поэтому буду повышать свой уровень информационно-профессиональной компетенции. Спасибо за внимание.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ознакомилась с предложенным материалом и хочу поделиться своими размышлениями. Действительно, современное общество ставит перед нами задачу подготовить таких учеников, которые бы легко адаптировались в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания. Ведь информационная грамотность- это прежде всего развитие навыков работы с информацией. Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе тех методов и приёмов, которые формируют умение добывать знания, работать с информацией, делать выводы, т.е. то, что дети могут сделать вместе сегодня, а завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Конечно, многое мы используем на своих уроках, но учитель должен вести постоянную работу над повышением уровня своей информационно-профессиональной компетентности.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ознакомилась с материалом и считаю, что информационная грамотность учащихся - это одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед школой в настоящее время. Особая роль в формировании информационной грамотности принадлежит учителям начальных классов. За последние 10 - 15 лет появились мультимедийные носители, Интернет, изменилось содержание образования, значительно вырос объём информационных ресурсов. На современном этапе учащимся необходимы специальные знания и навыки для самостоятельного поиска , анализа и переработки информации, использования рациональных приёмов работы с текстом. Теперь перед учителями стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Я думаю, что теперь каждый педагог будет стремиться повышать свою профессионально - педагогическую компетентность, чтобы достичь наилучших педагогических результатов и воспитать самостоятельного и мыслящего человека.
Уважаемые коллеги! Прочитав данный материал, ознакомилась
с системно- деятельным подходом к приобретению выпускниками
начальной школы информационной грамотности. Подход именно "системный",
и именно "деятельный" : в рамках "всех без исключения предметов" и
нацеленный на грамотное применение навыков работы с информацией.
В связи с ростом возможностей информационно-образовательной среды,
должен повысится и уровень информационной компетентности педагога.
Мне,учителю, предстоит продумать свою деятельность по формированию
позиций планируемых результатов,избегать дублирования, осуществлять
интеграцию и синхронизацию учебных курсов. В содержание кружков,
внеклассной работы также может входить освоение умений работать
с информацией.
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Ознакомившись с предложенным материалом, могу сказать, что многое в своей работе я уже использую, ведь УМК "Перспектива" направленна на формирование информационной грамотности младших школьников. В качестве показателей информационной грамотности, выступают: способность ученика давать как можно больше ответов по заданной проблеме, быстрое переключение от одной категории ответов к другой, способность давать необычные ответы, способность работать без помощи учителя и находить нужные ответы в разных информационных источниках. Но и от учителя требуется умение грамотно преподнести данный материал.
Уважаемые коллеги! Хочу еще раз поблагодарить за ваши содержательные комментарии.
Конечно,работать над этой проблемой необходимо сообща. Думаю еще не одна тема форума будет посвящена столь актуальному направлению современного образовательного процесса как информационная компетентность участников образовательного процесса.
"Целью и смыслом современного образования является развитие личности ребенка", - заявляют разработчики новых стандартов и предлагают сделать акцент на том, чтобы школьники сами активно действовали на уроке, не получали знания в готовом виде, а добывали их в ходе творческого совместного поиска. "Учитель, который сегодня главный герой на уроке, в условиях введения стандартов второго поколения должен стать лучшим актером второго плана, - поясняет директор учебно-методического центра развития образования Т.Н.Оноприенко, - он будет тьютером, помощником, наставником для ребят, будет рядом, а не над".
Наши ученики получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к полученной информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Остается только верить, что новшества, призванные научить наших детей ориентироваться в постоянно меняющемся мире, пойдут на благо начальному образованию.
С уважением Каральева Агжан,учитель начальных классов .
Уважаемые коллеги!
Согласно требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО) наряду с задачей формирования универсальных учебных действий (УУД) коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных, говорится об еще одном универсальном учебном действии - информационной грамотности младшего школьника. Подпрограмма называется "Чтение: работа с информацией".
Следуя общей методологии ФГОС НОО, в каждом из разделов данной подпрограммы "Получение, поиск и фиксация информации", "Понимание и преобразование информации", "Применение и представление информации", "Оценка достоверности получаемой информации" представлены базовый уровень овладения данным действием ("Выпускник научится") и повышенный уровень ("Выпускник получит возможность научиться").
В предисловии к подпрограмме сказано "В результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией..."
В связи с этим предлагаю более подробно ознакомиться с материалом в прикрепленном файле на страницах 19-21 и поделиться своими размышлениями на тему. А главное, какие изменения произойдут/не произойдут в деятельности учителя? Повлияет ли это на уровень информационно-профессиональной компетентности самого педагога?