Как хлеб на стол пришёл? Речь устная и письменная. МОУ НОШ № 95, Курегова Светлана Александровна
Submitted by Светлана Александровна Клеменс on пн, 21/03/2011 - 07:45
Тема: КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ? РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ.
Цель урока: Способствовать усвоению таких понятий, как « речь», «речь письменная и устная»
Задачи:
Познакомить с понятиями « речь», «речь письменная и устная».
Показать этапы изготовления хлеба, его значимость.
Оказать помощь для формирования навыков умения определять цели и тему урока.
Содействовать развитию речевых навыков.
Создать условия для формирования речемыслительных действий учащихся: сопоставление, нахождение общего, логические рассуждения, формирование определенных понятий.
Способствовать обогащению лексики учащихся.
Стимулировать развитие логического мышления.
Ожидаемые результаты урока:
уметь давать характеристики устной и письменной речи, научиться на примерах распознавать виды речи;
иметь представление о возникновении хлеба.
Формы организации работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая
Методическая и\или педагогическая эффективность используемых технологий. Любой разговор о хлебе воспитывает в детях нравственные общечеловеческие качества. Периодически меняя направление разговора, избегая монотонности, мы делаем урок более эффективным и интересным. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.
Любой разговор о хлебе воспитывает в детях нравственные общечеловеческие качества. Периодически меняя направление разговора, избегая монотонности, мы делаем урок более эффективным и интересным. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. Оборудование: презентация, схемы-модели звуков, слов.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
– Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело, с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.
II. Проверка домашнего задания ( в паре). Рассказать сказку своему соседу: первые четыре картинки, последние – второй.
III. Подготовка к работе на основном этапе.
Отгадайте загадки.
"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".
(Хлеб)
Ходит дом ходуном на столбе золотом. ( колос)
А вот еще одна загадка:
У лепешки, каравая, сушки, плюшки,
Пирожка
От рождения седая мать по имени… (мука)
IV. Открытие новых знаний.
СЛАЙД № 1
– Правильно, ребята. Сегодняшний урок мы с вами посвятим хлебу. Мы поговорим о том, как хлеб к нам на стол пришел, что он значит для каждого человека, и как нужно хлеб беречь.
– Хлеб всегда был важным продуктом. В старину говорили: “Есть хлеб – будет и песня”. Что обозначает эта пословица? И сегодня хлеб остается самым главным продуктом для каждого человека.
- Откройте стр. 7, посмотрите на иллюстрации.
– Люди, каких профессий должны потрудиться, чтобы каждый день мы с вами ели свежий, вкусный, ароматный хлеб?
– А вы знаете, как приходит хлеб в каждый дом, на каждый стол?(Рассказы детей о том, как хлеб пришел на стол)
Поле пашем, бороним.
Хлеб сеем, ухаживаем.
Хлеб убираем, сохраняя каждый колосок, каждое зернышко.
Где хранится урожай.
Из зерна хлеб получаем.
– Вот видите, какой длинный и долгий путь надо проделать, чтобы получить хлеб. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду
людей 120 профессий.
– Из зерен каких растений пекут хлеб? (Работа с гербарием.)
СЛАЙД № 2
– А из какой муки пекут белые булки, батоны, пирожные, торты? (пшеничной.)
СЛАЙД № 3
– А самый вкусный и полезный хлеб пекут из ржаной муки. (рожь)
– И сегодня, и сто, и тысячу лет назад хлеб всегда был главным и в крестьянской избе, и в царских палатах.
– Прошло очень много лет, прежде чем хлеб стал похож на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол.
СЛАЙД № 4
- Ещё древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
– Сколько пословиц и поговорок сложено русским народом о хлебе.
СЛАЙД № 5
– Какие вы знаете?
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.
ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.
КАРАВАЙ ХЛЕБА НЕ СВАЛИТСЯ С НЕБА.
СЛАЙД № 6
– Для России хлеб – главное достояние. Мы любим свою родную землю и не мыслим свою жизнь без душистого ломтика хлеба. Хлеб для нас – символ величия труда потому, что добывается в поте лица.
V. Знакомство с понятиями «Устная и письменная речь»
У. Молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали?
Д. Мы говорили, отвечали на вопросы, составляли рассказ.
У. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.
В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?
Д. Тема сегодняшнего урока — «Речь».
Cформулировать ЦЕЛЬ.
Д. Цель нашего урока — узнать, что такое речь; познакомиться с видами речи; ответить на вопрос: для чего нужна речь?
У. Учитывая, что мы с вами сегодня уже пользовались речью, скажите, что это такое?
Д. Речь — это то, что мы говорим. (Выслушиваются мнения детей.)
У. Я уточню ваши высказывания. Речь — это способность говорить.
- Как вы думаете, когда же возникла речь? (мнения детей)
СЛАЙД № 7
-Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе.
- Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.
Д. Мы слушали и говорили.
У. Когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью. Слово устная происходит от слова уста. Так раньше называли рот, губы, которые принимают непосредственное участие в говорении. С каким видом речи мы познакомились?
СЛАЙД № 8
Д. Мы познакомились с устной речью.
- Вспомним 3 пословицы о хлебе. После каждого высказывания появляется модель (прямоугольник).
Высказывания мы слышим, пользуемся ими в устной речи, при разговоре. Каждая наша мысль- это высказывание. И её принято обозначать такой моделью: (прямоугольник)
Продолжим…
Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.
- Как вы думаете, какой выход нашли наши предки?
СЛАЙД № 9
Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.
- Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.
У. То, что произносится устно, можно теперь записать в тетради, в журнале, на классной доске, напечатать в газете, книге и потом прочитать. Мысль, записанную буквами, называют предложением и также обозначают моделью. Вот такой моделью обозначают любое записанное предложение.
СЛАЙД № 10
Д. Это речь письменная.
У. Назовите признаки письменной речи.
Д. Письменная речь может быть написана и прочитана.
VII, Итог урока.
– Что повторили, уточнили?
- Скажите, что вы узнали сегодня на уроке? Назовите известные вам виды речи и их признаки.
Д. Мы узнали, что такое речь. Это способность говорить. Речь бывает устная и письменная. Устную речь мы говорим и слышим. Письменную — пишем и читаем. Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.
У. О какой речи напоминают эти загадки?
Поле белое, овцы черные.
Д. Бумага и буквы. Это письменная речь.
У. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Д. Мел. Это письменная речь.
У. Без языка живет.
Не ест и не пьет,
А говорит и поет...
Д. Радио. Это устная речь.
У. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
Д. Газета. Это письменная речь.
– Ребята, на нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. И мне очень бы хотелось, чтобы вы его использовали только для блага окружающих. Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.
По желанию учащимся предлагается выполнить дома дополнительное задание "Шифровка".
Уважаемая Светлана Александровна! Ваша работа очень актуальна, т.к. данная тема изучается по любой программе в 1 классе, в первые дни ребенка в школе. Работа очень познавательная, носит воспитательный характер. На уроке вы используете разнообразные формы работы. Это поможет привить интерес к изучаемому предмету. Спасибо!
Размещено Fri, 25/03/2011 - 22:56 пользователем Елена Андреевна Новикова.
Светлана Александровна! Урок содержательный, методика обучения обеспечивает мотивацию деятельности. Формы познавательной деятельности обеспечивают сотрудничество между учащимися и отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала. Спасибо!
На: Как хлеб на стол пришёл? Речь устная и письменная.
Уважаемая Светлана Александровна! Ваша работа очень актуальна, т.к. данная тема изучается по любой программе в 1 классе, в первые дни ребенка в школе. Работа очень познавательная, носит воспитательный характер. На уроке вы используете разнообразные формы работы. Это поможет привить интерес к изучаемому предмету. Спасибо!
На: Как хлеб на стол пришёл? Речь устная и письменная.
Светлана Александровна! Урок содержательный, методика обучения обеспечивает мотивацию деятельности. Формы познавательной деятельности обеспечивают сотрудничество между учащимися и отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала. Спасибо!