Submitted by Алена Валериевна Дубовикова on Wed, 09/03/2011 - 18:37
1. Организационный момент
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика-основа и опора
Всех без исключения наук!
Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового предмета, науки - физики. Роль ее невозможно переоценить, так как она необходима в любой области человеческой деятельности: проектировка и строительство зданий, создание автомобилей, компьютеров, космических аппаратов. Без знаний физики мы были бы лишены многих полезных вещей.
2. Изучение нового материала
Физика - наука о "природе вещей", о сути вещей, о том, что лежит в самой основе всех вещей. Физика изучает самые простые из окружающих нас явлений. "Простые" они в том смысле, что их нельзя уже представить как совокупность еще более простых явлений. Такие явления называются физическими - это изменения, которые происходят в природе.
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся:
Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений.
Попытаемся понять это на конкретных примерах (работа совместно с учениками над демонстрациями: заваривание чая, растворение сахара, электризация вещей, волос, прохождение яйца в бутылку).
Все это - физические явления, которые можно объяснить на основе физических законов.
Первыми пытались объяснить явления природы ученые Древней Греции. В сочинениях одного из них - Аристотеля, величайшего ученого, жившего в IV веке до нашей эры и появилось слово физика. Греческое слово фюзис – означает природа (показываем портрет).
Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.
В курсе физики мы будем знакомиться с трудами многих ученых (перечислить тех, кто изображен на портретах).
Основная задача физики состоит в том, чтобы: Открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений.
Вы знаете, как происходят многие явления, и легко закончите фразы
Если выпустить из рук тяжелый предмет, то
Если цветок не поливать, то
Если поскользнетесь, то
Все это может пояснить физика.
Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины.
Вот некоторые из них:
ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО – любой предмет.
То из чего состоит тело – ВЕЩЕСТВО.
Например: стол – тело, дерево – вещество.
Все это находится вокруг нас: столы, стулья, книги, карандаши. Всякий предмет называют физическим телом.
Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.
Ложка – физическое тело, алюминий – вещество.
Капля воды – физическое тело, вода – вещество.
А теперь подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?
Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.
Правильно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Архимед, Птолемей – вели наблюдения.
Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.
И этим мы тоже будем заниматься с помощью представленных на ваших столах приборах (рассказать о некоторых).
3. Закрепление изученного материала
Поиграем в физический пионербол: я называю тело, вы говорите – вещество, и наоборот (называть окружающие тела).
А теперь выполните тестовые задания:
1. Физические явления – это изменения, которые:
А) можно увидеть
Б) происходят по желанию человека
В) происходят в природе
2. Что из перечисленного является физическим телом?