Submitted by Ольга Юрьевна Иванова on Tue, 24/02/2009 - 23:34
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
(звучит музыка композитора Монтеверди)
-Разрешите мне на правах хозяйки открыть наш художественный салон. Я очень рада всех видеть, особенно гостей из Италии и России. Я вижу архитекторов, художников, искусствоведов, скульпторов. Мне не терпится начать наш разговор о культуре 17 века.
Кругосветное плавание Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. В разработках Лейбница, Ньютона, Паскаля была раскрыта несостоятельность средневековой природы. Все это позволило сделать массу открытий и изобретений. Созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчесление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии и астрономии. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд и в области планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится,
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
(Перевод О.Румер)
И в этой обстановке появляется стильбарокко.Термин «барокко» переводят как «причудливый, странный, вычурный». Происхождние его не вполне ясно: то ли из лексикона средневековой логики, то ли от слова, означающего жемчужину неправильной формы. Слово «барокко» французского происхождения. «Словарь Академии» впервые фиксирует его в 1718 г. В быту это слово и сейчас употребляется как синоним странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Этим термином пользовались ювелиры, обозначая им нестандартные жемчужины, которые мастера эпохи барокко умели использовать в декоративных целях. Своеобразие барокко - в художественном образе грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблей, где представлены в синтезе разные искусства: архитектура, скульптура, живопись, декор. Почему в 17 веке предпочтение отдавалось архитектуре? Время абсолютизма требовало, чтобы архитектура запечатлела бы и время и правителя. Для построек в стиле барокко характерны сложная динамика обьемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. В качестве декоративных элементов использовались завитки, скульптура. Большое значение имела лестница, она подчеркивала напряженную динамику архитектурных форм. Архитектура «барокко» властно «втягивает» человека в свое пространство. Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценки. Одни считают, что искусство барокко- неправильное, взвинченное, громоздкое. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте.
Мы с вами попробуем выяснить, как развивался этот стиль в Италии и России и попробуем найти отличия.
3. Доклады.
- Среди гостей есть искусствоведы. Я хочу дать слово им. Пусть они выскажут свое мнение по этому поводу, и расскажут о барокко в России и Италии.
( от каждой группы выступает докладчик с заранее подготовленной презентацией на тему : «Итальянское барокко» и «Русское барокко»)
4. Работа в группах с текстовым материалом.
–Изучая данный вопрос, мне попалась более подробная информация. Познакомьтесь с ней и попробуйте выделить конкретные особенности стиля барокко, и если получится отличия архитектуры барокко Италии и России.
(работа в группах с текстовым материалом)
-Предоставляю слово архитекторам. Расскажите, чем же отличается русское барокко от итальянского?
В ваших ответах есть новые, незнакомые термины. Давайте дадим им определения.
(выступает учащийся с презентацией)
5. Творческое задание.
Нашей школе – больше 70 лет. Здание школы можно отнести, скорее всего, к неоклассицизму. Давайте пофантазируем и попросим художников превратить его в барочное здание, как бы оно выглядело, если бы было выстроено в эпоху барокко.
( учащиеся работают в группах, звучит музыка стиля барокко)
6. Подведение итогов урока.
В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:
Уважаемая Ольга Юрьевна, я сделала оценку Вашего конспекта урока, прошу посмотреть и сделать пояснения, если что-то было не так понято, напишите об этом. Если Вы сделаете дополнения к материалу, оценка может быть изменена !!!
На: Особенности художественного стиля барокко.
Уважаемая Ольга Юрьевна, я сделала оценку Вашего конспекта урока, прошу посмотреть и сделать пояснения, если что-то было не так понято, напишите об этом. Если Вы сделаете дополнения к материалу, оценка может быть изменена !!!
С уважением, Антонина Александровна