Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Приспособления живых организмов""

Submitted by Наталья Семёновна Заикина on вс, 27/02/2011 - 20:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Заикина Н.С.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №10, г. Красный Сулин, учитель
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Цель: создать условия для формирования у учащихся стойкого представления о приспособлениях живых организмов как о распространённом и жизненно необходимом свойстве живых систем. Задачи урока: - формирование понятия «приспособление», изучение видов приспособлений животных и растений, определение значения и свойств приспособлений в природе. - развитие навыков лекционной и самостоятельной работы. - воспитание у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы. Технологии: проектная, проблемная, личностно - ориентированная
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Биология. Общие закономерности", Сонин Н.И., Захаров В.Б.

«Общая биология», Рувинский А.О. и др., Москва, «Просвещение», 1993

Используемая методическая литература: 

 

1.      «Биология. Тематические тестовые задания», Захаров В.Б. и др., Москва, «Дрофа», 2011
Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Используемые ЦОР: 

презентации

Краткое описание: 
Урок "Приспособления живых организмов" смодержит богатый иллюстративный материал. Кроме того, он включает материал регионального компонента.

 

«Приспособления живых организмов».
 
         Цель: создать условия для формирования у учащихся стойкого представления о приспособлениях живых организмов как о распространённом и жизненно необходимом свойстве живых систем.
 
         Задачи урока:
- формирование понятия «приспособление», изучение видов приспособлений животных и растений, определение значения и свойств приспособлений в природе.
- развитие навыков лекционной и самостоятельной работы.
- воспитание у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.
Технологии: проектная, проблемная, личностно - ориентированная
 
         Оборудование: учебники, компьютер, проектор, презентации к уроку.
 
         Формы организации  учебной деятельности: лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.
 
                                 Ход урока:
 
1.)Организационный момент. Вступление на фоне небольшой вступительной презентации «Такие разные живые». Приложение №1.
2.) Основная часть урока - лекция на основе презентаций.
- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу. Ведь понятие «красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость», «приспособленность». Вот как раз последнее и станет темой нашего сегодняшнего разговора.
 Главное что необходимо выяснить –
 
 Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?
Но для начала давайте познакомимся с различными особенностями живых организмов и выясним можно ли их считать приспособлениями. Для этого откройте учебники на странице 392, в первом сверху абзаце найдите объяснение понятию «приспособление» (ищут, формулируют) 
- Подведём итог поиска. Дайте чёткое определение этому понятию.
 
Приспособления это совокупность целесообразных особенностей внутреннего, внешнего строения, физиологических процессов организма.
 
- Отлично, теперь, зная, что такое «приспособления», посмотрим, какими они бывают.
( Идёт комментируемый просмотр презентации «Хитрости растений», приложение№2)
 
Вопрос к слайду №4 – Почему у водных устьица на верхней стороне листа?
Вопрос к слайду №5 – А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у этих пустынников? Есть ли аналогичные хитрости у растений Ростовской области? Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и при этом происходят все важнейшие физиологические процессы?
Вопрос к слайду №6-7 – Почему у этих растений возникает необходимость охотиться?
Вопрос к слайду № 8-9 – Для чего служит эта хитрость?
Вопрос к слайду №12 – Почему важно расселиться, распространиться подальше друг от друга?
Вопрос к слайду №13- Растение – паразит только этим отличается от других растений?
Вопрос к слайду №14 – Можно ли хитрости растений назвать «приспособлениями»?
 
Да, действительно все эти хитрости можно назвать «приспособлениями». Кроме того, вы должны усвоить, что особенности растений связанные с недостатком влаги можно назвать физиологической адаптацией, т.е. адаптацией к неблагоприятным условиям среды.
 - Скажите, у животных есть подобные адаптации? (да, например запасание жира, спячка)
- Ну вот, мы с вами постепенно перешли к животным. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.
( Комментируемый просмотр презентации «Приспособления животных», приложение №3)
 
Перед слайдом №9 возврат к проблемному вопросу урока
 
 Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?
Формулируются версии, затем открывается слайд №9.
 
После этого следует
- Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. ( Дети должны объяснить, что выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)
 - Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)
- Совершенно верно! (открывается последний слайд презентации №10, информация на этом слайде является завершающим выводом по основной части урока)
 
         Теперь перейдем ко второй части нашей беседы. Накануне некоторые из вас получили индивидуальное творческое задание самостоятельно познакомиться с некоторыми представителями флоры и фауны Ростовской области и описать нам их интересные особенности. Предоставим слово ребятам. Первый отчёт о проделанной работе предоставим Лосевой Виктории и Акперовой Сабине.… ( ЗДЕСЬ ИДУТ ДЕТСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ, приложение 4, 5).
 
         - Ну, вот и завершилась наша работа. Надеюсь, каждый из вас получил довольно яркое и чёткое представление о многообразии и значении приспособлений в природе. Но вот что интересно, какое оно это представление? Как о чём- то необычном, из ряда вон выходящем, или всё – таки приспособления повседневны, обычны и встречаются постоянно?
 ( Дети должны определить, что приспособления встречаются повсеместно, что это обычное явление в природе)
 Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают.
Дома вы закрепите полученные знания с помощью текста учебника §12.4.6 . Я благодарю вас за сотрудничество и оцениваю вашу работу следующим образом: ( ГОВОРЮ ОЦЕНКИ).А сейчас проведём с помощью презентаций – опросников тест на закрепление материала. (приложение №6)
Уч-ся выполняют работу за мониторами, результаты проверяются и оцениваются.
 
Прикрепленный файл Size
приспособления.zip 4.76 MB


Фото пользователя Elena Dmitrieva

На: "Приспособления живых организмов""


Уважаемая Наталья Семёновна, разрешите высказать некоторые замечания. Во-первых, гиперссылки не работают. Во-вторых лучше было бы выложить материал в отдельно прикреплённом документе, это сделать просто, например, в формате "Ворд", в текстовом редакторе. В таком формате легко можно оформить документ: выровнять строки и абзацы, применить выделение наиболее важных частей и пр. В-третьих, предлагаемый Вами урок слабо структурирован. Не чётко прослеживаются его части, "расплылось" окончание урока: подведение итогов, рефлексия. Успехов в профессиональной деятельности. С уважением, Елена Александровна Дмитриева
Elena Dmitrieva


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн