Предлагаем разместить и обсудить различные мнения о событиях XX века в России: их участниках, значении и последствиях. Поделитесь опытом преподавания этого сложного и большого периода. Прикрепленный файл "Время альтернатив" - подборка документов по событиям от Февраля к Октябрю 1917 года, взят из Хрестоматии,созданной составителями - методистами ВИПКРО В.М.Ищенко, С.В.Михайловой, и изданной во Владимире в 1998 году, Была опубликована в журнале "Преподавание истории в школе", №5, 1999 год.
Справка с краткими биографиями некоторых выдающихся личностей 20 века
Размещено вс, 01/03/2009 - 09:35 пользователем Елена Евгеньевна Воробьёва.
Мнения ученых о духовно-нравственных причинах и последствиях русских революций.
И.А.Курляндский (к.и.наук): "Я хотел бы
предварить свое выступление... стихотворением Булата Окуджавы, который,мне кажется, довольно хорошо выразилименно духовно-нравственный аспектрусских революций и катастроф:
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
Не от того, что труден быт
или страшны мытарства,
А погибают от того, и тем больней,
чем дольше,
Что люди царства своего
не уважают больше.
В русской истории... мне видятся три великих отчуждения: народа от образованного общества; образованного общества от власти; власти от народа. Мне думается, что русские революции были попытками ответа этих отчуждений и одновременно попытками их преодоления.
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ № 2 2009, с.68
Размещено Sat, 04/04/2009 - 17:29 пользователем Дмитрий Вячеславович Воробьёв.
Упаси нас Бог от подобных попыток! Новэтой статье меня больше всего поразило, что авторы говорят о безрелигиозности общества, ослаблении его религиозности как одной из главных причин революции. Я всегда считал веру - частным делом , религиозность - особенностью личности, а тут совершенно иной поворот ! Надо бы ещё что-то почитать об этом, интересно, что думают по этому поводу коллеги?
Размещено вс, 01/03/2009 - 09:34 пользователем Елена Евгеньевна Воробьёва.
О В.И.Ленине и роли личности в истории.
Преподвание истории и обществознания в школе №1, 2009.с.68
Б.С.Илизаров: <...> Здесь я поднимал вопрос о цели и о конечном результате. <...> Я думаю, очень ясно, что ту цель,которую ставит себе человек, решая какую-то определенную задачу, он долженувязывать с результатом. Это происходитне только в повседневной жизни, но и вгосударственной жизни, тем более, этопроисходит во время каких-то важных событий, и здесь очень наглядно видна роль личности в истории. Я... придерживаюсь того мнения, что личность вообще определяет в истории практически все. <...> Имарксистами, придерживавшимися традиционного взгляда, который долгое время господствовал, да и сейчас, я думаю, вомногих головах сидит, роль личности в истории признавалась, но отношение к этому было двойственное: с одной стороны, личность имеет значение, а с другой стороны, если она выражает настроениемасс, то она тогда имеет значение, а если не выражает, то не имеет. Тут какая-тодвойственность. Я считаю, что это не совсем так, вернее, совсем не так, потому чтов общем и целом вся история — это люди,это человек. <...> Когда мы говорим, чтоЛенин — действительно гений, таланти т.д., это относительно. В чем-то он, может быть, и гений — как революционер и как человек, умевший действительно вовремя захватить власть. Этобыло так. Но как государственный строитель? Здесь уже можно спорить.
Можно спорить, если говорить о Ленине как о человеке, который заложилкакую-то определенную парадигму, основу нового государственного устройства.Мне кажется, ни черта он не заложил!И это его трагедия. Наоборот, он даже вкакой-то степени подготовил почву длясталинизма, и это страшная трагедия. Он этого не ожидал и не хотел, тем не менееон подготовил почву для сталинизма. Нетолько один он. Это, естественно, и Троцкий, и все остальные. Но то, что он былталантливым революционером, — с этимя совершенно согласен. <...>
Размещено пн, 02/03/2009 - 11:25 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Говоря об участниках событий 1917 года, нельзя не говорить о личности Николая II. Предлагаю подборку высказываний на эту тему.
"Про императора неверно говорят, что он больной, глупый, злой. Он просто гвардейский офицер". А.П. Чехов
"Николай II был человеком, не лишенным гуманных свойств. Вообще же этот человек с чудными глазами был для меня загадкой... Казалось невероятным, что этот простой человек с медленными движениями был императором всея России"
А.Ф. Керенский
"Император был un charmeur - "чарователь", человек с любезным и ласковым взглядом газели... Мои личные беседы с царем убеждают меня в том, что это человек несомненно умный, если не считать высшим развитием ума разум, как способность обнимать совокупность явлений и условий"
А. Ф. Кони, выдающийся русский юрист, прокурор, сенатор
"Сидеть на престоле - годен, но стоять во главе России - неспособен".
М.И. Драгомиров, генерал, преподаватель тактики Николаю II
"Царь не способен вести дело начистоту, а все стремится ходить окольными путями... Поскольку же его величество не обладает способностями ни Меттерниха (австрийский министр, "автор" Священного союза), ни Тайлейрана (глава французского внешнеполитического ведомства), уловки обычно приводят к одному результату: к луже - в лучшем случае помоев, в худшем случае - к луже крови или к луже, окрашенной кровью".
С.Ю. Витте, русский государственный деятель
—
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
Размещено пн, 02/03/2009 - 22:02 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Елена Евгеньевна, а может быть расширим рамки темы. И возьмем не узкий период 1917 года (он изучается всего несколько уроков), а, например, историю России с 1900 по 1917 г.г. У меня есть подборка материалов по русско-японской и 1 мировой войнам.
—
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
Размещено чт, 05/03/2009 - 00:38 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Русско-японская война.
Какова реакция представителей интеллигенции на начало войны?
"Январь 1904 года. Выставка Московских художников; с утра визиты. У нас Владимир Федорович и т. Саша... Объявлена японская война".
А. Блок "Дневники"
"Увеличилось количество газет и журналов дома. "Русские ведомости", "Русское слово", "Русское богатство" и прочее. Читаю все. Безотчетно взвинчен. Восхищают открытки крейсеров..."
В. Маяковский "Я сам"
Позиция Витте.
"При настоящем положении вещей единственный и благоразумный выход: войти в переговоры о мирных условиях и, чтобы хотя бы немного успокоить Россию, привести в скорейшее и широкое исполнение поручение, данное высочайшим рескриптом А.Г. Булыгину. Продолжение войны более нежели опасно; дальнейшие жертвы страна при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф. Чтобы продолжать войну нужны огромные деньги и обширный набор людей.
... Нельзя медлить, нужно немедленно открыть мирные переговоры и нужно немедленно в широком размере привести в исполнение ваше поручение А.Г. Булыгину.
... Не боязнь водит мою руку, а решимость сказать вам, что другие, может быть, побоятся сказать.
Помоги вам господь Бог!
Вашего императорского величества вероподданый слуга Сергей Витте"
С.Ю. Витте "Избранные воспоминания"
Изменилась ли позиция интеллигенции в 1905 -1906 г.г. ?
"Благонамеренный
И грустный анекдот!
Какие мерины
Пасут теперь народ!"
В.С. Соловьев "Эпиграмма"
" Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,
Наш царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму темно.
Наш царь убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь - висельник, тем низкий вдвое.
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот"
К.Д. Бальмонт "Наш царь". Апрель 1906.
—
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
На: События 1917 года в России
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: События 1917 года в России
Упаси нас Бог от подобных попыток! Новэтой статье меня больше всего поразило, что авторы говорят о безрелигиозности общества, ослаблении его религиозности как одной из главных причин революции. Я всегда считал веру - частным делом , религиозность - особенностью личности, а тут совершенно иной поворот ! Надо бы ещё что-то почитать об этом, интересно, что думают по этому поводу коллеги?
На: События 1917 года в России
О В.И.Ленине и роли личности в истории.
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: События 1917 года в России
Говоря об участниках событий 1917 года, нельзя не говорить о личности Николая II. Предлагаю подборку высказываний на эту тему.
"Про императора неверно говорят, что он больной, глупый, злой. Он просто гвардейский офицер". А.П. Чехов
"Николай II был человеком, не лишенным гуманных свойств. Вообще же этот человек с чудными глазами был для меня загадкой... Казалось невероятным, что этот простой человек с медленными движениями был императором всея России"
А.Ф. Керенский
"Император был un charmeur - "чарователь", человек с любезным и ласковым взглядом газели... Мои личные беседы с царем убеждают меня в том, что это человек несомненно умный, если не считать высшим развитием ума разум, как способность обнимать совокупность явлений и условий"
А. Ф. Кони, выдающийся русский юрист, прокурор, сенатор
"Сидеть на престоле - годен, но стоять во главе России - неспособен".
М.И. Драгомиров, генерал, преподаватель тактики Николаю II
"Царь не способен вести дело начистоту, а все стремится ходить окольными путями... Поскольку же его величество не обладает способностями ни Меттерниха (австрийский министр, "автор" Священного союза), ни Тайлейрана (глава французского внешнеполитического ведомства), уловки обычно приводят к одному результату: к луже - в лучшем случае помоев, в худшем случае - к луже крови или к луже, окрашенной кровью".
С.Ю. Витте, русский государственный деятель
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
На: События 1917 года в России
Елена Евгеньевна, а может быть расширим рамки темы. И возьмем не узкий период 1917 года (он изучается всего несколько уроков), а, например, историю России с 1900 по 1917 г.г. У меня есть подборка материалов по русско-японской и 1 мировой войнам.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
На: События 1917 года в России
Татьяна Геннадьевна! Давайте расширим! Е.Е.
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: События 1917 года в России
Писать на этой страничке?
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
На: Россия в 1900-1917
Пишите здесь! Е.Е.
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: Россия в 1900-1917
Русско-японская война.
Какова реакция представителей интеллигенции на начало войны?
"Январь 1904 года. Выставка Московских художников; с утра визиты. У нас Владимир Федорович и т. Саша... Объявлена японская война".
А. Блок "Дневники"
"Увеличилось количество газет и журналов дома. "Русские ведомости", "Русское слово", "Русское богатство" и прочее. Читаю все. Безотчетно взвинчен. Восхищают открытки крейсеров..."
В. Маяковский "Я сам"
Позиция Витте.
"При настоящем положении вещей единственный и благоразумный выход: войти в переговоры о мирных условиях и, чтобы хотя бы немного успокоить Россию, привести в скорейшее и широкое исполнение поручение, данное высочайшим рескриптом А.Г. Булыгину. Продолжение войны более нежели опасно; дальнейшие жертвы страна при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф. Чтобы продолжать войну нужны огромные деньги и обширный набор людей.
... Нельзя медлить, нужно немедленно открыть мирные переговоры и нужно немедленно в широком размере привести в исполнение ваше поручение А.Г. Булыгину.
... Не боязнь водит мою руку, а решимость сказать вам, что другие, может быть, побоятся сказать.
Помоги вам господь Бог!
Вашего императорского величества вероподданый слуга Сергей Витте"
С.Ю. Витте "Избранные воспоминания"
Изменилась ли позиция интеллигенции в 1905 -1906 г.г. ?
"Благонамеренный
И грустный анекдот!
Какие мерины
Пасут теперь народ!"
В.С. Соловьев "Эпиграмма"
" Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,
Наш царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму темно.
Наш царь убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь - висельник, тем низкий вдвое.
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот"
К.Д. Бальмонт "Наш царь". Апрель 1906.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
На: Россия в 1900-1917
СпасибоЙ Такой материал востребован на уроке.
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294