Submitted by Ирина Александровна Симонова on Tue, 01/02/2011 - 06:58
УРОК РОССИИ
Цель:
познакомить детей с символами нашей Родины;
развивать речь детей, творческое воображение;
работать над формированием устойчивого внимания;
способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, гордости за свою Родину, народ, привитию желания познакомиться с историей своей страны,
воспитать любовь и уважение к своей стране, к ее символам;
Оборудование для учителя: презентация, карта России, плакат для творческого задания, палочки для древка флага, флаги, голуби, цветы, ладошки.
Оборудование для учащихся: клей, цветные карандаши.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Слайд
Учитель:Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. А как вы понимаете слово «Родина»?
(ответы учеников)Слова-магниты к слову Родина.
Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Как называется наша Родина?(ответы учеников) Россия или Российская Федерация.
А знаете ли вы, откуда появилось такое название – “Россия”?
В стародавние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.
Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, Россией.
Слайд
На свете много разных стран,
Но есть одна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
Ребята, посмотрите на карту и найдите нашу страну.
А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?
Слайд
Учитель: Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.
Слайд
Учитель:В нашей жизни мы встречаемся с различными символами. (Солнце-символ добра) (голубь, сова, якорь и т.д.)
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
- Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получить образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Какие государственные символы вы знаете?
Слайд
Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн
Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.
Учитель:Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними.
Слайд
Учитель:Что такое герб? Где мы можем увидеть изображение гербов? (ответы учеников)
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Герб есть у каждого государства.
Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история.
Слайд
Практическая работа
На слайде представлены изображения гербов различных стран, задача ребят:
Слайд
Найти герб нашей страны
Посмотрите на герб России и скажите, очертания, какого старинного вооружения он напоминает?(Щит.)
1_й экскурсовод:В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьем змия. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
2_й экскурсовод:Кто же этот всадник, изображенный на гербе? (Святой Георгий Победоносец.) Издавна на Руси почитали святого воина Георгия, названного Победоносцем. На Руси его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.
Согласно легенде, некогда в одном из городов Палестины жила прекрасная царевна. Но в окрестностях города завелся змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил змия копьем, а его конь растоптал извивающееся тело копытами. Царь – отец девушки – и его подданные убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.
В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев.
Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьем черного змия – символ зла.
3_й экскурсовод: На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы.) Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. А почему крылья орла подняты? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.)
Слайд
Учитель:
Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
О каких символах России говорится в стихотворении?
(О флаге и гербе).
Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. А слово “знамя” происходит от слов “знаменье, знак”. Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ.
Практическая работа:
Ребята, вспомните, как выглядит российский флаг и нарисуйте его
(ответы учеников, работа над заданием)
Слайд
Изготовление сувенирного российского флажка.
– Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем уроке каждый из вас сделает маленький флаг России.
На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги размером 20х10 см, на которых уже проведены горизонтальные линии; «древко» (трубочка для коктейля).
План работы:
1. Раскрасьте полоски на российском флаге.
2. Приклейте флажок к древку.
Дети изготавливают флажки и встают, поднимая их вверх.
На нижней полосе листа парафином заранее написано имя ребенка, который получает этот лист.
При закрашивании нижней полосы красным цветом проявляются буквы, которые обозначают имя учащегося. Как правило, все дети умеют печатными буквами читать и писать свое имя. Прочитав свое имя, они приходит в восторг.
<span style=" new=""> 11 декабря 1993 года президент России подписал указ О государственном флаге Российской Федерации. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Эти цвета издавна почитались на Руси.
<span style=" new="">Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение.
Белый цвет – цвет чистоты, надежды.
Красный – цвет крови, жизни.
Синий – цвет безоблачного мирного неба.
Где можно увидеть государственный флаг России?(ответы учеников)
Учитель: Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
Слайд
Звучит фонограмма гимна
Учитель:Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его? (ответы учеников)
Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя
Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
Слайд
Учитель:У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.
Слайд
Обязательная традиция иметь каждой стране свои герб, флаг, гимн установилась в XX веке.
Они нужны, как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству.
Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Слайд
Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, школе?
Творческая работа
Задание (по выбору):
а) Вырезать рисунки (голуби, облака, цветы).
б) Обвести свои ладошки на лист бумаги, вырезать рисунок.
На доске оформляется композиция: земной шар с выделенной на нем территорией России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю. Вокруг голуби и цветы.
Что символизирует получившийся рисунок?
Учитель:
– Ребята, задумайтесь над этими словами. Как вы сами видите, мир – это необходимое условие счастливой жизни на Земле.
Желаю вам всегда жить на мирной Земле!
Учитель:Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
Слайд
Рефлексия
На карточках с буквами написаны вопросы, когда учащиеся получают карточку с вопросом и отвечают, выходя к доске получаются 2 слова:РОССИЯ, РОДИНА
Имя воина, изображенного на гербе России. (Георгий)
Столица нашей Родины. (Москва)
Как называется основной закон государства? (конституция)
Какого цвета щит на гербе России?(красный)
Золотой шар с крестом наверху.(держава)
Птица, изображенная на российском гербе.(орел)
Как иначе называется флаг? (Знамя)
Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)
Размещено Wed, 02/02/2011 - 14:03 пользователем Сергей Константинович Кайдалов.
Удачный, воспитывающий, обучающий классный час. его можно рекомендовать для проведения в школах района. Совет: можно прикрепить к слайду Гимн России и "положить" его в папку с презентацией. Тогда Гимн будет звучать при показе слайда.Спасибо за качественную работу.
На: Классный час "Урок России"
На: Классный час "Урок России"
На: Классный час "Урок России"
На: Классный час "Урок России"