- получение знаний о преобразовании энергии солнечного света в другие виды энергии, о сущности фотосинтеза;
- показ значимости процесса фотосинтеза для всех живых организмов.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ
- развитие умений слушать, читать текст, выполнять рисунок, рассказывать по рисунку, делать выводы, устанавливать межпредметные связи.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
- воспитание эстетически и экологически грамотного человека, умеющего не только понимать, выполнять и доводить до окружающих необходимость бережного отношения к природе.
Наглядность и оборудование: портрет Тимирязева К.А., тесты к уроку.
ПЛАН УРОКА
I.Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутсвующих на уроке) – 2 минуты.
II. Актуализация базовых знаний – 5 минут.
а) Какие организмы относят к гетеротрофам?
б) Почему растения называют автотрофами?
в) Что такое фотон?
г) Продолжить фразу: « Синтез – это….»
д) Дайте определение фотолиза.
e) Приведите примеры формул крахмала,глюкозы.
III. Изложение нового материала – 20 минут.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Объяснение нового материала Пишут конспект
История открытия процесса фотосинтеза
Фотосинтез был открыт в концеXVIIIстолетия. В 1771г. Английский химик Джозеф Пристли проделал такой опыт. Он заключал мышь под стеклянный колпак. Через пять часов мышь погибала. Однако при наличии под колпаком ветки мяты она оставалась живой. Отсюда Пристли сделал вывод, что животные своим дыханием делают воздух непригодным для жизнедеятельности организма, а растения своим дыханием восстанавливают его, т.е. делают пригодным для жизнедеятельности. Однако опыт с мышью не всегда удавался.
Голландец Ингенхуз (1779) показал, что непременным условием удачного опыта является наличие солнечного света.
В 1875-1876гг. Тимирязев К.А. прочитал цикл лекций: «Основные начала о жизни растений», в которой очень популярно описал процесс фотосинтез.
«Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу, он рассек, разорвал связь между частицами углерода и кислорода, соединенными в углекислоте. Освобожденный углерод, соединяясь с водой,
образовал крахмал.
Этот крахмал, превратясь в растворимый сахар, после долгих странствий по растению отложился, наконец, в зерне в виде крахмала же или в виде клейковины. В той или иной форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы… Луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы.
Растение – посредник между небом и землею. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба».
б) Строение и функции хлоропласта
Главными автотрофами на Земле являются зеленые растения, клетки которых содержат хлоропласты.
Начало процессу фотосинтеза задает свет, активизируя молекулы хлорофилла и других пигментов, находящихся в хлоропластах.
в) Сущность фотосинтеза
Фотосинтез – это процесс образования органических (и неорганических) молекул из неорганических за счет использования энергии солнечного света.
свет
6CO2+6H2O=C6H12O6+6O2
Обязательное условие - хлорофилл
Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света, однако непосредственно ее используют только клетки зеленых растений, некоторых водорослей и пурпурных растений.
Реакция расщепления воды и синтеза АТФ, происходящие на свету, называют световой фазой фотосинтеза.
Световая фаза фотосинтеза осуществляется в хлопластах, хлорофилл поглощает энергию солнечного света.
Фотолиз
Молекулы хлорофилла, потеряв электроны, присоединяют электроны, которые образуются при расщеплении молекул Н2О.
Процесс расщепления воды под влиянием солнечной энергии называют фотолизом.
г) Световая и темновая фазы фотосинтеза
д) Значение процесса фотосинтеза
Роль растений и иных фотосинтезирующих организмов в развитии и поддержании жизни на нашей Земле исключительно велика:
qони превращают энергию солнечного света в энергию химических связей органических соединений, которые используются всеми остальными живыми организмами;
qони насыщают атмосферу Земли кислородом;
qнекоторые виды растений в симбиозе с азотфиксирующими бактериями вводят газообразный азот атмосферы в состав молекул аммиака его солей и органических азотсодержащих соединений (белки, нуклеиновые кислоты и т.д.).
Непревзойденный популяризатор знаний по фотосинтезу К.Тимирязев писал так: «Это процесс от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете».
Такое утверждение вполне обоснованно, так как фотосинтез - основной поставщик не только органических соединений, но и свободного кислорода на Земле.
IV. Закрепление изученного материала – 10 минут.
1.Чем отличаются автотрофы от гетеротрофов?
2.Заполните таблицу?
Фазы фотосинтеза
Процессы, происходящие
в этой фазе
Результаты процессов
3.Почему фотосинтез протекает не только днем, но и ночью?
4.В каких органоидах клетки протекает фотосинтез?
5.Как повысить продуктивность фотосинтеза?
6.На основе закона Авогадро рассчитать, сколько литров кислорода при н.у. потребляется в организме человека для полного расщепления 250 г глюкозы и сколько литров углекислого газа при этом выделится?