1.Построение, приветствие, сообщение темы и задач урока:
Учитель:Приоритет в формировании и развитии физических качеств ушкольниковна уроках гимнастики я отдаю гибкости и эластичности различныхмышц. Именно упражнения, направленные на растягивание мышц и гибкостьсуставов. сопровождаются болевыми чувствами. которые активизируютмыслительные операции, формируют способность анализировать собственныедвигательные действия.
Провести пульсовой контроль за 10 сек,
2. Перестроения класса в колонну по одному. Разновидность ходьбы; на носках, на пятках. на внешней и внутренней стороне стопы; ходьба «гусиным шагом». При этом руки вверх, за голову, на пояс.
Медленный бег. бег скрестным шагом. Ходьба с восстановлением дыхання.Учащиеся размещаются на гимнастических скамейках по четыре человека накаждой, расположенных полукругом.
3.Учительобращается к детям со следующими словами: «Уже по началу нашего урока вы, наверное, догадались, что урок, сегодня необычный. Мы попыталисьобъединить в нем два различных предмета школьной учебной программы: физическую культуру и историю. Пожалуй, самой тесной точкой соприкосновения двух этих наук является Древняя Греция, Поэтому тема сегодня урока - «Физическое воспитание в Древней Греции». Благодарность своим предшественникам человечество выражает, прежде всего, в том, что бережно относится ко всему хорошему, созданному ими. Первыми истинными учителями человечества в области искусства и науки, в сфере теории я практики физического воспитания справедливо считаются древние греки. Они первыми разработали множество всевозможных упражнений для развития и укрепления человеческого тела. В качестве разминки предлагаю вам комплекс упражнений с использованием
одного из самых древних гимнастических снарядов - скамьи (скамейки)».
1. И.П.:сидя верхом на скамейке, руки к плечам. 1-4 - круговое движение согнутых в локтях рук. 5-S- в другую сторону.
2.И.П.:сидя верхом на скамейке, руки за головой.
1 - наклониться вправо, коснуться локтем правого бедра: 2-И.П;
3 - 4 - то же, в другую сторону.
З.И.П.:- стоя боком к скамейке, одна нога на скамейке,
руки вверху;
1- наклониться и коснуться ступня ноги, стоящей на полу
2 - ИЛ.
4.И.П.:сидя на скамейке, держась за нее руками, ноги прямые.
1- не сдвигая ног, сгибая их в коленях сесть на пол;
2-И П
5.И.П.:упор лежа, ноги на скамейке.
1 - поднять вверх правую ногу:
2 - И.П.
3- поднять левую ногу
4- И.П.
6.И.П.:стоя правым боком к скамейке, держась за нее
руками.
1 - оттолкнувшись, прыгнуть на скамейку;
2-спрыгнуть на другую сторону скамейки: 3 _ 4 - то же, в обратном направлении
7.И.П.:стоя боком к скамейке, руки вниз. Прыжки черезскамейку не продвигаясь вперед.
Учащиеся располагаются на гимнастических матах,скамейками, по четыре человека.
2-3 раза в каждую сторону
По 3 раза в каждую сторону
3-4 раза меняя ногу
5 раз,
голову держать
прямо
По 3 раза Носок тянуть
4-6 раз
10-12 раз
лежащих перед
II. Основная часть (21 мин)
Учитель: В Древней Греции не существовало единой системы физическоговоспитания, равно как и единой общеобразовательной системы. Главенствовали вЭлладе две школы: спартанская и афинская.
Б Спарте детей воспитывали буквально под присмотром всей страны. Как только в семье рождался ребенок, его несли к старейшинам, и те решали судьбубудущего гражданина. Слабых детей сбрасывали с обрыва горного хребта. Такимжестоким образом спартиаты не допускали в свою среду слабых и болезненныхлюдей, которые не могли бы стать хорошими воинами.
С 7 лет мальчики воспитывались в государственных школах. Грамоте уделялось не очень много времени, внимание преимущественно направлялось нафизическую закалку. Режим строился так, чтобы приучить воспитанников кнеприхотливости и максимальной выносливости.
С 18 лет юноша получал оружие и занимался уже чисто военными упражнениями. Основной задачей являлось воспитание сильных и мужественныхвоинов. Диктовалось это тем. что немногочисленные спартаиты должны были обеспечить безопасность своих границ и господство над большим количествомрабов. Так. силой законов, оружия и крепких мышц спартаиты поддерживали своюгегемонию.
Афинская воспитательная система значительно отличалась от спартанской.Она сочетала умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Школьная жизнь афинского мальчика начиналась с 7 лет. Под присмотром раба он посещал частные школы, где обучался музыке, чтению, письму и,разумеется, физическим упражнениям.
Первые школы появились в Афинах вVIIа. до н.э. Существовали три вида школ, которые можно было посещать одновременно: грамматическая, музыкальнаяи гимнастическая (палестра). Именно в последней мальчик-афинянин находилсязначительную часть дня. Здесь под руководством наставников он проводил время внепрерывных упражнениях и дружеских состязаниях.
С 16-летнего возраста афиняне воспитывались в общественных гимназиях. В этот период значительно увеличивалась физическая нагрузка, В то же время вводилисьэлементы общественного воспитания: беседы со взрослыми, посещение театров, судов, народных собраний, музыкальных, поэтических и спортивных состязаний.
18-летние юноши, приняв присягу на верность государству, вступали в рядывоинов и становились свободными гражданами.
Афинская педагогическая система открывала большие возможности длявсестороннего совершенствования личности. Именно эта система обеспечила такое исключительное место Элладе в истории мировой культуры и науки.
Учитель; А теперь займемся непосредственно растяжкой.
Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение - это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжки - это гибкость. Гибкость - это молодость, молодость - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность и уверенность в себе.
1.И.П.: Лежа на спине, упор на локтях. Маховым движением поднять правую ногу и плавно опустить, то же другой ногой. 4-5 раз,
2.И.П.; То же. Поднять правую ногу, оттянуть максимально от себя носок,
держать 10 сек, затем - на себя 10 сек; то же другой ногой.
3.И.П.: Сидя ноги врозь. Наклоны вперед. Партнер надавливает на спину. Держать 10 сек: Не сгибать колени, стараться лбом коснуться пола.
4.И.П.: Сидя, ноги скрестно (по-турецки), руками обхватить стопы и поднять их к себе. Развести максимально колени, партнер надавливает плавно на колени. Держать 10 сек.
5.И.П.: Лежа на животе, руки выпрямлены вперед, ноги вместе. Партнер сидитна коленях, спнна и руки прямые. Отклоняясь назад, легко тянет руку лежащего на себя, не сгибая при этом своих рук. Сначала тянет одну руку, потом -
другую, затем - обе рука одновременно, за левую ногу, за правую, за обе ноги одновременно.
6.И.П.: Лежа на животе. Партнер поднимает верхнюю часть тела растягиваемого за прямые руки. Прогнуться назад. Держать 10 сек. Таз от пола не отрывать. Затем держась за обе ноги поднимает ноги.
7. И.П.:Лежа на боку. Лечь на левый бок, руки вытянуты вперед, левая нога прямая, правая согнута, стопа упирается под колено левой ноги. Активный партнер стоит на коленях со стороны спины. Руки накладываются ладонями на плечевой и тазобедренный суставы. Одновременным перемещением области плечевого и тазобедренного суставов к себе - от себя производят скручивание. Держать в
каждую сторону по 10 сек.
8.И.П.:Сидя на пятках, ягодицы на пятках, туловище вертикально. Отклоняясь назад, лечь на спину. Держать 15 сек.
9. И.П.: Упор присев, руки опираются на пол, голова прямо. Перекатом назад лечь на спину, перенести прямые ноги через голову до положения параллельно полу. Стараться не сгибать в коленях. Держать 60 сек.
10 И.П.: Упор присев, Перекатом назад прийти в стойку на лопатках («Березка»). Носки оттянуты, держать 60 сек.
Мальчики приходят к скамейке и под руководством учителя выполняют упражнения с гимнастической скамейкой для укрепления рук и плечевого пояса:
1.держать скамейку хватом снизу, внизу перед собой. Поднимание й опускание скамейки кистями.
2.перекладывание поднятой вверх скамейки с одного плеча на другое.
3.сгибание - разгибание рук вперед с одноименным поворачиванием скамейки.
4.перекладывание скамейки с одной стороны на другую через себя.
5. размахивание в стороны и круговые движения скамейкой, держа ее
обеими руками.
Девочки самостоятельно выполняют «мостик» с помощью партнерши. Держать 20 - 30 сек. Затем выполняют коллективную, динамическую растяжку «Ромашка». И.П.: Встать в круг и положить на плечи друг другу произвольно отклонить туловище назад. Держать 10 сек.
И.П.: Встать в круг. Взяться за руки за спиной друг у друга. Носки ногсоприкасаются с носками ног партнера. Поддерживая друг друга, отклонитьсяназад. Держать 10 сек.
Подвижная игра «Баскетбольные салочки»
По окончании игры пульсовой контроль.
IIIЗаключительная часть
Упражнения на осанку; учащиеся располагаются вдоль стены,
прислонившись спиной к стене. Касаются стены пятки, ягодицы, плечи,
голова. Поднять прямые руки, сделать вдох, выдох, отойти от стены,
сохраняя принятую осанку.
Игра на внимание: после команды учителя учащиеся через определенный
заданный интервал (10 сек) должны сделать шаг вперед. Игру повторить 2 -3
раза.
Домашнее задание; а) назовите отличительные черты спартанской я
афинской системы физического воспитания.
6) выполнить упражнения для укрепления живота. 15 раз.