Submitted by Татьяна Ивановна Маслихина on Sat, 01/01/2011 - 18:00
ХОД УРОКА
1.Молитвенное правило «Царю Небесный»
2.Оргмомент.
Приветствие гостей.
-У кого из вас есть желание потрудиться сегодня хорошо?
Сообщение темы урока.
-Сегодня мы будем говорить о недавно прошедшем празднике Рождество Христово.
3.Словарная работа
-Если мы не знаем значение слова, что нам поможет? (словарь)
-Какие словари вы знаете? ( см. на выставке)
-Какой словарь нам нужен? ( толковый)
Я приготовила вам выписки из толкового словаря, чтобы вы смогли ими воспользоваться.
Чтение слов по цепочке и объяснение их значений
Рождество волхвы задор вертеп злато колядки единение смирна царь ладан Вифлеем святки =
-Какое слово мы составим из выделенных букв? Традиция
-Что такое традиция?
-Давайте соберем все Рождественские традиции в один альбом. Вы готовы к работе?
Ну тогда все по порядку.
4. Традиция «Вифлеемская звезда»
Попробуйте догадаться, кто является нашим гостем…
Она восходит в тишине,
Она сияет в вышине,
Когда на землю ночь придет,
И хор небесный воспоет,
И люди вторят той хвале-
Христос родился на земле. /Звезда
-Как она называется? ( Вифлеемская)
-Какую роль играет звезда на Рождество? ( указала путь волхвам, украшают елку, с ней славят Христа)
-Можем ли мы сказать, что звезда как символ Рождества, традиция? Докажите.
(это обычай, который передается от одного поколения к другому, то те поступки, дела, которые мы повторяем каждый год, месяц или день)
(Дети выбирают рисунок-символ на доске)
5. Традиция«Украшать елку»
-Благодаря кому мы можем узнать и прочитать о традициях? ( Святым Кириллу и Мефодию- покровителям нашего класса)
-Почему? ( они создали церковно-славянскую азбуку, чтобы понимать язык молитв, имена букв учат нас прославлять красоту и величие Божьего мира)
Давайте вспомним названия букв церковнославянской азбуки.
Дидактическая игра «Наряди елку буквами»
- какой буквы нет в церковно-славянской азбуке?
-название какой буквицы дошло до наших дней без изменений? Ша
-эта буквица много знает. Веди
-В этой буквице звучит призыв: «Живите, люди, добрые» Живете
-Эта буквица примечательна тем, что обозначает одновременно и слово и действие. Глаголь
( можно приготовить игрушки-задания для каждого ребенка)
-Что мы сейчас сделали? ( нарядили елку)
-А когда мы это делаем и как часто? ( каждый год), значит наряжать елку –это тоже традиция.
Давайте вспомним, почему на Рождество принято наряжать елку?
Какую легенду мы недавно читали?
За какие заслуги Бог наградил ее? ( за скромность, доброту, искренность)
6. «В командировку за традициями» .
Работа с учебником «Русская азбука» с.198-199
А теперь обратимся к нашему учебнику. И за традициями я предлагаю отправиться в «командировку в картинку»
На с. 198-199 вы видите рисунок.
-К какому событию он нарисован?
Итак, представьте себя участниками этих событий и расскажите нам ,что вы видите вокруг себя и что вы чувствуете?
1.Волхвы с востока пришли в Вифлеем,
Звезда довела их до каменных стен.
Волхвы с Востока пришли неспроста,
А стем, чтоб прославить Иисуса Христа.
2.Дева Мария родила младенца
Бьется в груди его доброе сердце
Дышат любовью младенца уста
Дева Мария родила Христа.
3.См. с. 199 учебника
-Все прибыли из командировки?
-Ну, что удалось вам узнать какие –нибудь традиции?
( славить Христа, дарить подарки,…..)
7.Традиция «Водить хоровод»
Физминутка. Хоровод.
Приглашаю всех в дружный хоровод.
К нам елочка ветвистая,
Смолистая, душистая,
Из леса, леса дальнего пришла под Новый год.
Мы всю ее игрушками,
Конфетами, хлопушками,
Украсим сверху донизу,
Затеем хоровод.
Ногами крепче топнем мы
В ладоши громче хлопнем мы,
Чтоб все игрушки ожили,
Пустились с нами в пляс.
Снежинками закружимся,
И славно так подружимся,
Что дружбы вы не сыщете
Сильнее, чем у нас.
Мы весело шагаем,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
-Для чего мы можем подавать руки?( для добрых дел, для помощи кому-либо…)
Итак, мы затанцевались ,а не забыли ли мы о теме нашего урока?
Традицией также является : водить хоровод возле елки.
-Для чего? (чтобы было весело, чтобы быть дружными)
Работа с текстом «Рождество»
Вы видите перед собой текст, дети водят хоровод.
1.П/в , читает ученик
На Рождество у нас была украшена елка. Под елкой лежали подарки. Когда на елке зажгли красивые огни, мы запрыгали вокруг елки. Вдруг мы услышали шаги.
2.Проверка первичного восприятия
-Все ли вам понятно?
3. Повторное чтение по цепочке
-Как можно закончить этот текст?
Варианты ответов:
·Пришел Дед Мороз и подарил всем подарки
·Пришли христославы и стали Славить Христа
-А можно ли ваши ответы отнести к традициям? ( да такое регулярно повторяется)
-Кто такие христославы?
-А вы умеете славить христа?
8.Традиция «Колядовать» Работа с текстом , написанном на доске
Слава в вышних Богу,
и на земли мир, в человеках благоволение.
-Чтение хором
-Объяснение смысла ( Славьте Бога, теперь на земле мир, между людьми добрые взаимоотношения)
А как называются народные песни про Рождество Христово? (колядки)
Сможете вспомнить?
·От востока с мудрецами
Путешествует Звезда
С драгоценными дарами одарить пришла Христа.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
·Волхвов привечайте,
Святое встречайте,
Пришло Рождество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет.
·Пастыри в пещеру
Первые пришли
И младенца Бога
С матерью нашли
Стояли, молились
Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество.
О какой традиции узнали сейчас? ( колядовать)
9.Ходить в храм
День Рождества Христова в церкви празднуется особенно торжественно.
-Кто из вас был в храме в эти дни?
-Что особенного заметили?( зажигаются все лампадки…….)
-Как украшен храм?
-Как одеваются священники в эти дни?( самые лучшие одеяния, белоснежные ризы)
Итак , традиция … /ходить в храм
10.Подведение итогов. Мешок знаний.
- Что мы хотели узнать на уроке?
-Удалось ли нам это?
-Какие традиции нам удалось впомнить?
-Может быть дома вы вместе с родителями вспомните другие традиции, тогда запишите их и нарисуйте их на альбомном листе. Мы их также вложим в наш альбом Традиций.
11. Рефлексия.
-Какие чувства вы испытываете?
-Что хочется сейчас сделать? (поздравить кого-нибудь, сделать доброе дело….)
Звезда желает нам только всего самого лучшего, а что давайте сами догадаемся , отгадав кроссворд-ребус ( не забывайте про словарь)