Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование творческих заданий на уроках информатики

Фото пользователя Юлия Юрьевна Черноскова
Submitted by Юлия Юрьевна Черноскова on Tue, 28/12/2010 - 13:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Черноскова Юлия Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ «СОШ №12» г.Энгельса Саратовской области, учитель информатики
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
В докладе рассмотрены проблемы использования творческих заданий на уроках информатики, приведены примеры таких заданий.

 

Использование творческих заданий на уроках информатики
Проблема развития творческих способностей школьников является актуальной для любого образования, в том числе и для образования, в основе которого лежит компетентностный подход.
Кто из современных учителей не использует на своих уроках творческие задания? Да только, наверное, ленивый. Однако большинство учителей (из опыта своей работы в разных учебных заведениях) используют в своей работе, так называемые закрытые творческие задания – задания, которые предполагают получение заранее заданного, «правильного» ответа. К ним относятся занимательные задания, нестандартные задачи. Кроме этого, мы часто используем задания занимательные по форме – на составление кроссвордов, тестов, написание мини-сочинений, стихов и т.д.
Обратимся к определению творчества и творческого задания.
Творческим считается любое действие, которое эффективно и вызывает удивление. Дж.Брунер.
Творчествоэто один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. В.И.Андреев.
Креативность – это такой процесс, составные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам и дисгармонии, опознание проблем, поиск решений, догадки, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также обобщение результатов. П.Торренс.
Проанализировав определения из различных источников информации, я попыталась дать свое определение понятию «творческое задание».
Творческое задание – это организация деятельности учащихся, направленная на развитие их творческих способностей и реализацию интеллектуальных инициатив. Оно предполагает наличие некоторой проблемы, вопроса, однозначного ответа на которого нет, но результат творческого задания обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью.
Такие задания являются открытыми – они не имеют в принципе однозначных «правильных» ответов, требуют от ученика получение оригинального образовательного продукта.
К такому определению творческого задания я пришла после знакомства с работой Центра дистанционного образования «Эйдос» и участия в дистанционных эвристических олимпиадах и дистанционном курсе «Как разработать творческие задания для уроков».
Участие в первой олимпиаде показало, что большинство наших детей к творчеству не готовы, как и не готовы учителя, которые привыкли использовать традиционные репродуктивные методы обучения. Приведу пример задания из олимпиады по информатике для 6-7 классов: «Компьютерные профессии. Ремесленники – люди, в совершенстве овладевшие искусством создавать различные предметы вручную. А существует ли компьютерное ремесло? Придумай оригинальные профессии, которые связаны с работой на компьютере, приведи им неожиданные пояснения. Например: Хэлпер (от английского слова Help) – специалист по оказанию компьютерной помощи».
Такие задания вызвали неподдельный интерес у наших учащихся и, не смотря на то, что многие из них не смогли успешно справиться со всеми заданиями, было принято решение продолжать участвовать в таких олимпиадах. Для подготовки к олимпиадам в центре «Эйдос» были закуплены электронные книги с материалами олимпиад предыдущих лет. А я решила научиться самостоятельно разрабатывать творческие задания и прошла обучение на дистанционных курсах. В течение 10 сумасшедших дней, а именно столько обычно длятся курсы центра «Эйдос», совмещая работу с учебой на курсах, я узнала, что такое творческое задание, какие типы творческих заданий существуют, познакомилась с процедурой конструирования творческого задания, методами их выполнения, организацией урока с применением таких заданий. И стала постепенно разрабатывать и внедрять творческие задания в свои уроки.
Первая проблема, с которой я столкнулась – временная. Во-первых, на подбор материала и составление своей задачи уходит очень много времени. Однако из года в год можно накопить целую подборку таких задач. Во-вторых, на изучение информатики отводится 1 час в неделю, при этом ученику необходимо дать и теоретические знания, и закрепить их на практике. Выход – использование творческих заданий в домашних работах, внеклассной деятельности. Кроме того, многие темы, особенно в 10-11 классах, когда идет повторение и углубление знаний, полученных в основной школе, позволяют включать такие задания и в урок.
Вторая проблема – методическая. Как оценить данные задания? При разработке заданий нужно обязательно ответить на него самому и разработать критерии его оценки, которые желательно сообщить и учащимся. 
Приведу примеры разработанных мною заданий и критерии их оценки:
Творческое задание
Тема, класс
Критерии оценки
№1. "Кто владеет информацией, тот владеет миром".
В 1815 году состоялась знаменитая битва при Ватерлоо, где Наполеон  потерпел поражение от англичан. После битвы финансист Ротшильд стал лихорадочно продавать на бирже ценные бумаги, связанные с коалицией победителей. Когда его примеру в панике последовали и другие финансисты, Ротшильд скупил обесцененные бумаги, а уж затем поспела официальная весть о том, что Наполеон разбит. Тогда-то и родилась фраза: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Предложите различные ситуации, когда владение информацией может принести выгоду.
"Информация. Виды и свойства информации. Информационные процессы", 10-11 класс
1. Количество предложенных ситуаций.
2. Объем и оригинальность вариантов.
3. Степень творческой самореализации ученика.
4. Мировоззренческая глубина работы.
№2. "Человек-компьютер".
Сидни Дж. Харрис высказал такую мысль: "Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить как компьютер". Каково ваше мнение по этому поводу? Придумайте фантастический рассказ, в котором человек начал мыслить как компьютер.
"Аппаратное и программное обеспечение компьютера", 8-11 класс
1. Мировоззренческая глубина рассказа.
2. Количество фактов о компьютере и его программном обеспечении, отраженных в рассказе.
3. Степень творческой реализации школьника.
4. Объем и оригинальность содержания рассказа.
 
Третья проблема – психологическая. Не все ученики готовы к выполнению данных заданий. Решение проблемы – систематическое включение творческих заданий в образовательный процесс, создание ситуаций успеха на уроке через разбор наиболее удачных решений.
В заключение приведу пример задания и ответа на него моей ученицы.
"Я - информация". Информация - это одно из основополагающих понятий информатики. Однако точного определения этого понятия не существует. Представь себя… информацией. Что такое информация? В каком виде ты существуешь? Какими свойствами обладаешь? Что с тобой происходит? Напиши рассказ, который позволил бы объяснить сущность понятия "информация".
Я - информация… Я присутствую везде. Я в звуках, которые вы слышите, в предметах, которые вы видите, в ароматах, которые вы чувствуете. Меня можно попробовать на вкус и потрогать руками. Я многолика… Я - строчка, которая выбегает из-под руки пишущего, я - числа на счете из магазина, я - ноты в тетради музыканта, я - картина, которую пишет художник. Я - ветер, несущий пыль, вода, текущая по земле, пламень, сжигающий бумагу, на которой опять же была я. Все начинается с меня и заканчивается мной. ДНК и надпись на памятнике…
Как все женщины я непредсказуема и изменчива. Сегодня я полезная, бесценная, а завтра - уже никому не нужна. Иногда меня никто не понимает, но чуть-чуть упорства и я становлюсь доступной.
Меня ищут и находят, передают и принимают, хранят и выбрасывают. Мне очень нравится, когда обо мне много говорят и когда меня защищают…
 
Литература
  1. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Интернет-журнал «Эйдос». – 2001. – 5 января. http://www.eidos.ru/journal/2001/010.htm.
  2. Хуторской А.В., Маслов И.С., Завьялова О.А. Дистанционный курс центра дистанционного образования «Эйдос» «Как разработать творческие задания для уроков». – 2005.


На: Использование творческих заданий на уроках информатики


Юлия Юрьевна, Вы правыы в выборе проблем. Очень понравилась мне выссказывание ученицы

"Я-информация"



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн