Использование элементов арт-педагогики при профилактики оптической дисграфии: запоминании зрительного образа букв у старших дошкольников.
Варенина Ю.А., ст.воспитатель, учитель-логопед д/с.
В настоящее время в современной школьной практике наблюдается снижение уровня образованности детей. Одна из самых актуальных для школьного обучения остается проблема нарушений письменной речи, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство даль нейшего получения знаний учащимися. (4, 7)
Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких-либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования у данной категории дошкольников предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением.
Не смотря на то, что современные дети достаточно активные, раскрепощенные, хотят обучаться только через интересную для них игру, каждый из нас заинтересован в том, чтобы максимально подготовить детей для дальнейшего успешного обучения в школе. При обучении детей грамоте, в частности при профилактики оптической дисграфии, можно использовать элементы арт-педагогики, которая способствует обучению и развитию детей средствами искусства, т.е. при помощи рисования, лепки, аппликации, музыки и т.д.
ЧТО ТАКОЕ АРТ-ПЕДАГОГИКА
Взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе рассматривает арт-педагогика. Сущность арт-педагогики заключается в ее воспитательной функции, но одновременно арт-педагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, и коррекционную.
Первоначально появился термин «арт-терапия», как необычайно интересное и глубинное по эмоциональному воздействию явление.
Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в
1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. И хотя, приоритет теоретического обоснования этого понятия принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях.
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.
Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования.
Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи (6).
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
При использовании арт-педагогики предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, поделки из ткани, меха, природного материала, бросового. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы.
Итак, следует еще раз подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-педагогических занятиях в отличие от процесса обучения на стандартных. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.
Понятно, что составляющая термина “арт” акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую могут использоваться музыка, движения, сочинение историй.
Педагогическое направление выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом грамотный педагог всегда может направить ребенка в нужное ему «русло» – обучающее. Для этого специальных знаний не требуется. Арт-педагогические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
Используя арт-педагогику на занятиях на логопункте, мы преследуем цели:
· снизить эмоциональную тревожность,
· повысить самооценку,
· способствовать развитию самосознания,
· способствовать закреплению положительных поведенческих реакций,
· научить выполнять задания, т.е добиваться поставленной цели,
· развитие мелкой моторики,
· развитие артикуляции
· и др.
Я считаю, что использование элементов арт-педагогики очень могут помочь при работе с детьми по профилактике дисграфии и дислексии, особенно оптических форм. Предлагаю некоторые варианты использования изоискусства на занятиях.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАПОМИНАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВ.
Для того, чтобы работа с детьми на запоминание зрительного образа букв была более действенной и качественной, на логопункте мы стараемся использовать не только разнообразные приемы, но и разнообразные виды художественного искусства: рисование, лепка, аппликация и т.д., т.е. все то, что предлагает нам арт-педагогика.
Вот некоторые приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):
- лепка из пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- выжигание на дощечках;
- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Рисование.
Рисовать можно чем угодно и где угодно. Именно поэтому рисование - один из самых популярных видов изобразительной деятельности дошкольников. Через цвет ребенок передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует… Рисовать можно: цветными карандашами, простым карандашом, цветными мелками, восковыми мелками, различными красками, углем, восковой свечой, нитками, штампами, палочками или пальцами по крупе, по песку, в воздухе, по спине, по руке, по стеклу (развитие тактильных ощущений) и т.д.
Рисовать можно не только традиционный образ буквы, но и использовать различные дорисовки и штриховки. Штриховки бывают: горизонтальные, вертикальные, косые, волнистые, спиралевидные и др. Это могут быть такие задания:
- «Заштрихуй (буквы) фигурки»,
- «Обведи фигурки (буквы) одной линией, не отрывая карандаш от бумаги»,
- «Дорисуй вторые половинки»,
- «Обведи по точкам и продолжи сам»,
- «Обведи и раскрась»,
- «Напиши буквы в клеточках»,
- «Скопируй фигуру (букву) по точкам».
Упражнение «Сюрприз».
При выполнении задания ребенок закрашивает карточку краской и называет ту букву, которая проявляется сквозь фон. Буква предварительно нанесена на карточку восковой свечой (белым восковым мелком) логопедом. Это задание можно использовать при закреплении знания графического изображения буквы и др.
Упражнение «Кто внимательнее?» (обычно используется для самостоятельной работы)
• «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:
- из одного элемента (О, С);
- из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);
- из трех элементов и т.д.
• «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:
- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);
- вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);
- влево (З, Л, У, Ч и т.д.);
- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);
- «закрыты» (В, О).
Упражнение «Угадай какая буква?»
Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).
Затем загадку загадывает ребенок, а логопед отгадывает.
Конструирование.
Конструктор букв.
Конструктор букв предназначается для занятий с дошкольниками, которые не умеют читать (не знают алфавита) или плохо знают буквы, путают их. Особенно он будет полезен при проведении индивидуальных, дополнительных занятий. Конструктор букв поможет детям не только запомнить буквы, но и четко их различать. Конструирование – прежде всего работа мысли, творческое применение элементов букв.
В процессе работы с конструктором развиваются пространственные ориентации, а также чувство пропорциональности и симметрии. Так, например, если ребенок захочет составить букву Б, взяв за основу Ь, он увидит, что «козырек» у Б значительно длиннее, т.е. Ь не соответствует нужным пропорциям. Значит, необходимо дополнить букву другим элементом.
Ребенок должен постоянно сравнивать полученное начертание с образцом. Во время игры в этот конструктор он находится в активной позиции, раскрываются его творческие способности.
Особенно полезно заниматься с конструктором детям, у которых фиксируется зеркальное отображение знаков.
Все буквы кирилловского печатного алфавита можно составить всего из шести элементов, произведенных от двух основных – палочки и кружка. Большая палочка – черта, прямая вертикаль высотой в широкую линейку.
Размеренность этих элементов меняется: половинка палочки – прямая вертикаль высотой в полстроки; половинка предыдущей палочки или четверть большой палочки, высотой в четверть строки; кружок, высотой с большую палочку, размером в широкую линейку и половинка кружка (полумесяц с разворотом вправо и влево), размером в широкую линейку; маленькая половинка кружка (в 2 раза меньше предыдущей половинки, размером в полстроки).
Особое значение в конструировании придается точке. Она указывает «ключ» начертания буквы – исходную точку, с которой вырисовывается буква.
Точка «путешествует» по строке. Она может находиться на верхней и нижней линейке, в середине строки, с правой и левой стороны палочки и т.д.
Наблюдение и запоминание положения исходной точки начертания каждой буквы должно прослеживаться на занятиях.
Чтобы составить все буквы алфавита, потребуется 90 элементов – 74 палочки и 16 «круглых» элементов. Но такого количества элементов для занятий с детьми не нужно, достаточно иметь всего по 3-4 образца каждого элемента.
Из палочек составляется 20 букв: А, Г, Д, Е, Ё, Ж, И, Й, К, Л, М, Н, П, Т, У, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Из кружочка, полукругов и палочек составляется 13 букв: Б, В, З, О, Р, С, Ф, Ъ, Ь, Ы, Э, Ю, Я.
Конструктор лучше сделать вместе с ребятами, чтобы они сами его вырезали. Следует помочь правильно отмерить нужную высоту элементов, чтобы не были нарушены пропорции. Лучше сделать их из картона. Размеры букв (указаны в клетках) рекомендуются такие: большая палочка – 16х2, средняя палочка – 8х2, маленькая палочка – 4х2, кружочки и полукруги делать из квадратов 16х16 и 8х8 клеток.
Педагог при работе с конструктором может планировать знакомство с гласными и согласными буквами. Тогда лучше части элементов выделить разными цветами (согласные – синие, а гласные – красные). Если во время обучения дети захотят начать составлять слова, они всегда смогут вырезать нужное количество недостающих элементов конструктора. Таким образом, конструктор будет постоянно «расти».
Во время занятий педагог может предложить составлять буквы, которые дети плохо различают, или буквы, которые часто пишутся в противоположную сторону (Р, Б, В, С, Я, К, У, З, Е, Г, Ч).
Во время выкладывания букв из элементов, полезно сравнивать их с образцом и находить «мелкие» неточности. Например, почему у буквы Д «ножки» получились короче? Или почему буква стала шире или уже, чем в образце? Или почему у буквы К «ножка» подпрыгивает? Ребенок должен увидеть, что в данном случае нужно изменить угол наклона.
Эти «мелочи» научат детей видеть целый образ, а не сосредотачиваться только на деталях, т.е. будет формироваться одновременно целостное и дифференцированное восприятие буквы.
А сколько можно придумать «волшебных» превращений, когда одна буква превращается в другую (Т – Г, Б – Ъ, Б – В, В – Ь, В – З, А – Л, А – Д, П – Н, Д – П, К – Ж, И – Н, Л – М, Р – Ь, С – О и др.). это простые превращения, а можно сделать и трудные (Ж – Ф, К – Б, М – Ш и т.д.). Можно поискать случаи, когда понадобится заменить все элементы (С и О). Полезно посчитать, сколько букв сделается из А, Б и т.д. Предложить составить буквы Х, С, Ж из палочек или полуовалов; составлять большие и маленькие буквы, но при этом пропорции букв должны сохраняться правильно.
Заканчивать игру с конструктором необходимо, как только пропадает интерес к занятиям. После этого рекомендуется переходить к предчтению слов или написанию букв. (2, 36)
Для конструирования букв можно предложить детям соломинки для коктейля, мягкую проволоку, мелкий строительный материал для плоскостного выкладывания букв и т.д.
Если заготовить основу из пенопласта, то можно предложить детям выкладывать буквы силовыми кнопками. Задания могут быть такими же, как и при игре в «Конструктор букв».
Список литературы.
1. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш.
Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей / Под ред. Л.Н. Засориной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (8).
2. Бурина Е.Д.
Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»).
3. Колесникова Е.В.
Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: «Гном-Пресс», 2000. – 64 с. (Подготовка к обучению грамоте
4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
5. Мазанова Е.В.
Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. – 88 с.
6. Милостивенко Л.Г.
Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. – 64 с.
|