Рассмотрим основные этапы проектирования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с точки зрения того, какие требования могут к ним существовать.
Этап 1. Цель создания ЭОР
Как и любое начинание, проектирование ЭОР начинается с целеполагания. Как правило, этому этапу не уделяют должного внимания и оставляют цель несформулированной, хотя очевидно, что образ окончательного продукта сильно зависит от целей его создания.
Возможно, пренебрежение формулировкой цели происходит из-за непонимания, что такое цель, как и чем она отличается, например, от задачи. Различные руководства не проясняют ситуацию, объединяя вместе цели и задачи. Так и пишут: «цели и задачи». Вместе.
Давайте разберемся! Наиболее яркие и правильные формулировки целей существуют в области спорта. Забить гол, выиграть чемпионат, победить и т. д. Что нам важно уяснить из этого? Две вещи:
1. В формулировке цели присутствует намек на ситуацию, которая возникает после ее достижения. Чемпионат выигран, гол забит. То есть цель формулируется таким образом, чтобы было очевидно, какая ситуация возникает после ее достижения.
2. Сроки. Забить гол во время этого матча, в течение 90 минут. Выиграть этот чемпионат, который продлится еще неделю. Нет сроков – нет цели. А есть некоторое мечтание: хорошо бы, чтобы произошло это и это.
Почему срок достижения цели так важен? Да потому что, имея срок, можно планировать работы по достижении цели. А если срока нет, то и делать ПОКА ничего не надо.
Что же касается формулировки цели, то правильной формулировкой будет самая последняя формулировка после задавания себе последовательно одного и того же вопроса: «чтобы что?» или «зачем?». Например, у меня есть цель построить свой дом. Сейчас же задаю себе вопрос: «чтобы что?» Ответ понятен, чтобы жить в этом доме. Следующий вопрос: «чтобы что?» И тут ответ понятен: чтобы наслаждаться жизнью в своем доме. Опять спрашиваю: «чтобы что?» А вот дальше ответа нет. Потому что просто я так хочу. Наслаждение жизнью в своем доме является моей целью в данном случае. Строительство дома это не цель.
Формулировка цели может быть двух типов. Либо детальное описание цели. В нашем примере, детальное описание того, как именно я собираюсь наслаждаться жизнью (окна будут два на два и все на юг, кухня – объединена со столовой и обе площадью 50 метров, а в гостиной у камина, размером, чтобы барана запечь можно было, - мое персональное кресло-качалка и т. д.). Либо живой образ цели. Ну, так я сжился со своей мечтой, что мысленно уже живу в этом доме. Я вижу, какой он во всех деталях. Мне не надо его детализировать в квадратных и погонных метрах, в тысячах кирпича и т. д.
Таким образом, цель может быть сформулирована либо в виде детального описания, либо может существовать в виде живого образа.
Почему же так важно правильно сформулировать цель?
Потому что от формулировки цели зависит способ ее достижения. Например, в этой истории со своим домом правильная формулировка цели не обязательно предусматривает строительство дома. Чтобы наслаждаться жизнью в своем доме не обязательно надо его строить. Можно купить. Можно обменять квартиру на дом.
Этап 2. Идея ЭОР
Итак, у нас есть цель. Идея это ответ на вопрос, как мы собираемся этой цели достичь. Как правило, существует много путей достижения одной и той же цели. Мы это уже видели. Но эти пути не лежат на поверхности. Они заранее неизвестны. Их надо придумать. Так вот идея, есть результат некоторого творческого акта.
Представьте себе: есть цель каким-то образом изменить существующую ситуацию к лучшему. Средством достижения этой цели является создание некоторого ЭОРа. Пока неизвестно какого. Его состав, функции, качества надо придумать. Например, замечено (условно), что учащиеся плохо воспринимают бином Ньютона. Нашей целью является улучшить эту ситуацию, сделать бином Ньютона простым, наглядным и запоминающимся навсегда. Как это сделать? Объяснить бином Ньютона, что называется «в лоб»? Придумать некоторую наглядную динамическую схему? Придумать игровую ситуацию, в которой достижение желаемого результата зависит от правильности решения задачи на бином Ньютона?
Должна возникнуть идея.
Существует множество методов и приемов, повышающих способность людей генерировать идеи. Пожалуй, самым известным приемом является мозговой штурм – коллективное генерирование идей, при котором запрещена какая-либо критика. Все выдвинутые идеи, даже самые экзотические, записываются для последующего анализа, во время которого и происходит выбор наиболее продуктивных идей.
Идея, это мысленный мостик от существующего положения к желательному результату. Таких идей может возникнуть несколько, и даже желательно иметь их более одной, чтобы на последующих этапах отобрать наиболее продуктивную.
На этапах цели создания и идеи ЭОР закладывается основное качество продукта, обеспечивающего достижение поставленных целей. Группу требований, которым ЭОР должен соответствовать, чтобы обеспечить необходимое качество учебного процесса, можно назвать концептуальными требованиями.
Этап 3. Детализация
Если на первых двух этапах проектируемый ЭОР рассматривался как бы со стороны, как некое пока неизвестное целое, то теперь самое время заняться проработкой деталей. Это уже собственно проектирование. Мы должны понять, из каких частей будет состоять ЭОР, как должны быть представлена каждая часть, как эти части должны быть между собой связаны и т. д.
На этапе детализации ЭОР приобретает свой облик. При этом возникает не только понимание того, что и как должен делать учащийся при работе с проектируемым ЭОР, но и как преподавателю включить ЭОР в учебный процесс. Эта деятельность проектировщика ЭОР также не сталась без внимания. Качество ЭОР в этом процессе определяется соответствием группе содержательных и методических требований.
Этап 4. Наполнение информацией
Как только речь заходит об информации, которая должна размещаться на экране вступает в действие группа дизайн-эргономических требований. Они определяют, как правильно предъявить информацию пользователям ЭОР.
На: Лекция «Основные этапы проектирования ЭОР»
Здравствуйте! Мне как молодому педагогу очень понравилась Ваша лекция!
На: Лекция «Основные этапы проектирования ЭОР»
Здравствуйте! Спасибо за интересный материал лекции, где изложены основные этапы проектирования электронных образовательных ресурсов и какие существуют к ним требования. В лекции полностью есть ответы на вопросы "зачем?" и "как?". Очень хочется научиться создавать ЭОРы самостоятельно. Использования ЭОР в школе даёт возможность учащимся добывать знания самостоятельно, развивает внимание и расширяет кругозор, способствует развитию информационной культуры.
Но на этапе проектирования возникают проблемы, какой материал включить, в какой последовательности подать, на что сделать акценты и какими способами чтобы могло привлечь внимание, помочь детям запомнить и понять. И как всегда нам хочется включить как можно больше, разложить все по полочкам, но как всегда не хватает времени на уроке, ещё нужно проверить усвоил материал ребенок или нет. В лекции все было подробно сказано.Самое главное правильно поставить цель, а чтобы её достичь, нам нужно поставить задачи. Ведь они направлены на достижение этой цели и соответственно результат будет непременно. В современной школе необходимо использовать ЭОР. При их использовании урок становиться интересным не только учащимся, но и учителю легче преподнести ту или иную тему.
На: Лекция «Основные этапы проектирования ЭОР»
Спасибо за полезную информацию. Очень просто и понятно.Использование ЭОР в настоящее время - важная тема. После такой интересной и доступной лекции хочется работать, работать ....
На: Лекция «Основные этапы проектирования ЭОР»
Спасибо за краткость и образность. Сразу оставила себе короткую схемку из четких требований к ЭОР.
Вода камень точит
На: Лекция «Основные этапы проектирования ЭОР»
Спасибо. Очень нужный материал. Чётко. Доступно. Без лишних фраз.
VIKA
На: Лекция «Основные этапы проектирования ЭОР»
По-моему, в формулировке цели присутствует намек на результат, который возникает после ее достижения. Хотя, может быть Вы и правы. Спасибо за информацию!
На: Лекция «Основные этапы проектирования ЭОР»
По-моему, в формулировке цели присутствует намек на результат, который возникает после ее достижения. Хотя, может быть Вы и правы. Спасибо за инфорацию!
На: Лекция «Основные этапы проектирования ЭОР»
Цель - конечный результат. Задачи - конкретные шаги для достижения цели.
По моему мнению, постройка дома - цель. Задачи: найти источники финансирования; приобрести материал и т.д. В остальном полностью согласен с автором лекции.
На: Лекция «Основные этапы проектирования ЭОР»
Использование ЭОР - это очень важная тема на данный момент. ЭОР интересны всем: и уителям, и учащимся, и родителям. Поэтому их созданию надо уделять большое внимание. Спасибо за интересную лекцию. Очень хочется побольше практических занятий.