В зависимости от цели конкретного проекта, его целевой аудитории, а также от специфических типов ЭОР, в рамках конкретного проекта могут быть сформулированы дополнительные частные требования, а также сняты определенные ограничения, наложенные частными технологическими требованиями.
Несколько примеров таких требований в зависимости от целевой аудитории:
- при разработке электронных образовательных ресурсов для детей разного возраста в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 307 должны использоваться разные шрифтовые оформления (различаются кегль, увеличение интерлиньяжа и т.д.);
- при разработке ЭОР для лиц с ограниченными возможностями по зрению необходимо добавить дополнительное частное требование обязательного озвучивания разрабатываемых ЭОР;
- при разработке ЭОР для лиц с ограниченными возможностями по слуху необходимо предусмотреть требование наличия субтитров в видеофрагментах и при воспроизведении аудиозаписей, при этом текст аудиозаписи не должен содержать больше информации, чем доступно в субтитрах;
- при разработке ЭОР для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата полезно предусмотреть требование разработки специфического пользовательского интерфейса, отличающегося заведомо большими размерами элементов управления и в принципе не содержащего сложных элементов управления.
При этом очевидно, что в большинстве приведенных выше примеров дополнительный контент или его особые характеристики неприменимы, бесполезны, а, возможно, и вредны для других категорий учащихся. Такие требования нельзя выносить на уровень общих технологических спецификаций и применять независимо от конкретного проекта.
Сформулировать частные технологические требования к ЭОР вне контекста конкретного проекта, сделать их общими, не будет эффективной, так как либо останется неучтенной специфика проекта и конкретных ЭОР, либо на всех разработчиков ЭОР окажутся наложены заведомо лишние конкретные технические требования. Частные технологические спецификации ЭОР должны составляться в рамках конкретного проекта с учётом сформулированных общих подходов к разработке технологических спецификаций, не должны ни повторять общих технологических спецификаций, ни противоречить им.
Однако для разных типов электронных образовательных ресурсов разумно заранее предложить основу частных технологических требований и обозначить направления их уточнения и детализации в рамках уже конкретных проектов. Предлагается использовать следующую типологию образовательных ресурсов:
- элементарные информационные ресурсы;
- структурированные информационные источники;
- элементарные образовательные ресурсы;
- образовательные модули и курсы;
- комплекты элементарных образовательных и информационных ресурсов.
|