Submitted by Альфия Наилевна Сабитова on Tue, 07/12/2010 - 19:52
Ход урока: 1). Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания: Проводим химический диктант или самостоятельную работу на листочках. 1. Общее задание: Дать определение степени электролитической диссоциации (ã) и константы диссоциации (Кд). 2. Определить границы степени диссоциации для сильных, средних и слабых электролитов. 3. (каждому в отдельности) Написать формулу нахождения Кд для Cu(OH)2, Mn(OH)2, Ni(OH)2. 4. (всем) Определить рН среды в: сероводороде, гидроксиде калия, воде.
Собираем листочки.
3) Новая тема (все, что в тексте подчеркнуто - записывается на доске и в тетрадях).
Тема урока: (записывается на доске) Реакции ионного обмена.
Вводные вопросы по теме: 1) Чт такое электролит и неэлектролит? (Вещество проводящее электрический ток - электролит, не проводящее - неэлектролит). 2) Какие частицы проводят электрический ток в растворах? (Ионы - положительно и отрицательно заряженные частицы) 3) Какие вещества в растворах называются - сильные электролиты (те которые распадаются - диссоциируют полностью на ионы) 4) Как называются реакции протекающие между ионами? (Реакции ионного обмена)
Правильно: Все реакции в растворах протекающие между ионами - называются ионными. На протяжении нескольких тем подряд мы изучаем химическое равновесие в различных системах, в данном случае - это растворы. В растворах реакции ионного обмена могут протекать необратимо, т.е. до конца и обратимо. Рассмотрим оба случая:
Необратимые реакции
Показываем лабораторный эксперимент: сливаем раствор сульфата меди (голубого цвета) и прозрачный гидроксид натрия и наблюдаем, что выпадает осадок белого цвета и раствор над осадком также прозрачный. Запишем в тетради эту химическую реакцию (учитель на доске) и пропишем полное ионное и краткое ионноеуравнения:
По реакции видно, что все вещества участвующие в реакции и выходящие из него кроме гидроксида меди - сильные электролиты, то есть только гидроксид меди образует молекулу и выпадает из химической реакции - слабый электролит - неэлектролит.
Любая химическая реакция, которая пойдет по образованию этого вещества, пойдет при образовании гидроксида меди в качестве слабого электролита.
Запишите пример и распишите где здесь слабый электролит и из каких ионов он образуется: AlCl3 + KOH.
K2S + 2HCl → 2KCl + H2Sî
2K+ + S2- + 2H+ + 2Cl- → 2K+ + 2Cl- + H2Sî
2H+ + S2- → H2Sî
И в этом случае при взаимодействии любой растворимой соли сероводородной кислоты с другой кислотой образуется газообразное веәество - Н2S.
Рассмотрим третий случай, когда в результате реакции ионного обмена образуется малодиссоциирующее вещество:
2КОН + Н2SO4 → K2SO4 + 2H2O
2K+ + 2OH- + 2H+ + SO42- → 2K++ SO42- + 2H2O
2H+ + 2OH- → 2H2O
Эта реакция также сводится к образованию изионов сильных электролитов молекул слабого электролита - воды.
Реакции в растворах электролитов, протекают необратимо, т.е. доконца, если образуется слабый электролит (неэлектролит).
Обратимые реакции.
Если же в результате реакции не образуются малодиссоциирующие вещества или неэлектрлиты, то такие реакции называются обратимыми, так как и вступающие реагенты и продукты реакции находятся в растворе в виде ионов.
KCl + NaNO3 <=> NaCl + KNO3
K+ + Cl- + Na+ + NO3- <=> Na+ + Cl- + K+ + NO3-
Подведем итоги пройденной темы: 1. Реакции ионного обмена необратимы если выпадает осадок, выделяется газ и образуется малодиссоциирующее вщество - например, вода. 2. Во всех остальных случаях реакции ионного обратимы и значит в них устанавливается химическое равновесие. 3. Все реакции протекающие с образованием химического равновесия подвержены влиянию внешних факторов: температуре, концентрации, давлению и другим факторам.
Рассмотрим упражнения 1, 2, 3 на странице 74.
Запишите домашнее задание: §17 (11 класс), §6 и §58 (9 класс); стр.74 задача 1.