Здравствуйте, садитесь. На прошлом уроке мы закончили изучать деятельность Ивана III. Сегодня мы познакомимся (вспомним) еще с одной исторической личностью, хотя и очень жестокой, в чем-то коварной, но интересной.
2.Актуализация знаний.
Впервые вы с этим человеком, царем познакомились в 6 классе, и что-то у вас осталось в памяти, и я надеюсь, что на протяжении трех уроков у вас сформируется целостное представление, и расширятся знания об этом царе. А чтобы узнать имя этого царя, я прочитаю несколько цитат о нем. Вы в свою очередь ответите на вопрос: какой должен быть характер у человека, о котором так говорят? И назовете имя царя, а, следовательно, и тему урока.
Цитата первая:
Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд. (Ключевский)
Цитата вторая:
Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие. (Ключевский)
Какой должен быть характер у человека, о котором так говорят? Назовете имя царя, а следовательно и тему урока. (Ответы учащихся).
Итак, тема урока…
Я надеюсь, что, изучая и расширяя знания о личности Ивана Грозного, мы увидим не только отрицательные моменты, но и постараемся найти то положительное, что было в Иване.
3.Изучение нового материала.
Открываем тетрадь, записываем число и тему урока. Итак, как я уже сказала, с личностью Ивана вы встречались в 6 классе. Вспомните, пожалуйста, что вам известно о нем, но для начала начертите таблицу Догле. И в первой колонке запишите, что вам известно об этом царе.
Что я знаю?
Что я хочу узнать?
Что я узнал?
Учащиеся читают свои записи в слух…
Скажите, достаточно ли нам этих знаний, чтоб сформировать целостное представление о личности Ивана, о его деятельности? Нет.
А что вам хотелось бы узнать сегодня? Запишите во второй колонке вопросы, на которые хотите получить ответы.
Учащиеся зачитывают свои вопросы…
Как можно сформировать общую цель урока? Сегодня мы постараемся расширить свои знания о личности и деятельности Ивана Грозного. А в конце урока попробуем ответить на проблемный вопрос: Иван Грозный – это тиран или реформатор? Этот вопрос будет нас сопровождать на протяжении всех трех уроков, которые мы посвятим Ивану.
Для начала, я предлагаю вспомнить детство Ивана. Слушая доклад ученика, учащиеся ищут ответ на вопрос: как повлияли события, которые пережил Иван в детстве, на его характер? Заполняют третью колонку. Отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.
Учитель делает вывод: благодаря той обстановке, в которой вырос Иван, он стал пугливым и скрытным, трусливым и недоверчивым, жестоким.
Но, не смотря на это, у Ивана была успешная внутренняя политика, а именно те реформы, которые он провел со своим кружком – Избранной Радой.
Какие это были реформы, каковы их последствия? Чтобы это узнать вы будете работать в паре. Задание: используя текст учебника и раздаточный материал, перечислите реформы Избранной рады. Какие они имели последствия для развития Руси? Не забывайте заполнять третью колонку.
Ответы учащихся на поставленные вопросы.
Учитель, выслушав ответы и выводы учеников, сам делает вывод: реформы укрепили мощь государства, способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему, усилили его централизацию.
Раздаточный материал:
Иван IV Васильевич Грозный (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва), великий князь московский (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и Елены Васильевны Глинской.
Первые реформы
Активное участие Ивана IV в государственной деятельности начинается с создания Избранной рады (1549), ведущую роль в которой играл А. Ф. Адашев. Это правительство стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 был проведен ряд реформ. Укреплению централизации управления государством способствовали Земская и Губная реформы, формирование важнейших приказов. В армии было ограничено местничество и созданы основы стрелецкого войска. В 1555-1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1550 был принят общегосударственный правовой кодекс — новый Судебник. Земская реформа Ивана IV, заменила наместничье управление в городах, местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства. Губная реформа, реформа местного управления в Русском государстве в 1530-1550-х гг. По губной реформе дела о заведомо известных «лихих людях» (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и переданы «выборным головам» (губным старостам) из местных дворян или детей боярских.
Подведение итогов.
А) Что вы сегодня узнали нового на уроке?
Б) каким вы увидели Ивана Грозного? Каким он был человеком?
В) нужно ли изучать жизнь царей или достаточно изучить его политику7
Г) смогли ли вы выделить положительные стороны Ивана?
Д) проблемный вопрос: Иван Грозный – это тиран или реформатор?
Е) остались ли у вас вопросы? Решили ли мы свою задачу?
Если у учащихся остались вопросы, то ответы на них вы найдете на следующих уроках, посвященных Ивану Грозному.
4.Закрепление материала (тест).
1. Найдите лишнее.
Из перечисленных реформ Елены Глинской были проведены следующие:
А) изъятие уголовных дел из ведения наместников
Б) денежная реформа
В) создание полков нового строя
2. Регентство Елены Глинской начинается с:
А) 1530 г. Б) 1533 г. В) 1538 г.
3. Регентство Елены Глинской заканчивается в:
А) 1530 Б) 1533 В) 1538 Г) 1547
4. Избранная рада – это:
А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ
Б) сословно-представительный орган власти
В) орган местной власти
Г) орган для подготовки конституции в России
5. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили: