Что день грядущий нам готовит? Или о новых стандартах...
Ответов - 52
сб, 04/12/2010 - 23:11
Лилия Дестебеговна Эмирова
На сайте с: 28/02/2010
Баллы: 1068
Уважаемые коллеги! В ближайшем будущем нас ожидает очередная реформа школьного образования в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Проекты примерных программ по истории и обществознанию для основной школы и проект ФГОС для старшей школе уже выложены и широко обсуждаются. Если с основной школой все более или менее понятно, то со старшей школой одни неясности. Вот выдержка из Проекта ФГОС для старшей школы (с ним Вы можете ознакомиться в разделе "Это интересно"):
" В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы, (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) и выбранные обучающимися учебные предметы, курсы из указанных ниже предметных областей:
русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);
иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);
общественные науки (обществознание, история, география экономика, право);
математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика);
естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);
курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).
Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне. Содержание предметной области «Курсы по выбору» должно определяться образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся..."
Уважаемые коллеги! Давайте обсудим следующие вопросы:
1) Каковы дальнейшие перспективы школьного исторического и обществоведческого образования в соответствии с проектом федерального государственного образовательного стандарта нового поколения?
2) Некоторые международные исследования показывают, что наши ученики сильно проигрывают сверстникам из других стран в умении использовать школьные знания в жизни. Вот почему новый стандарт нацеливает систему образования на формирование системы универсальных компетентностей (учебных действий). Как Вы в принципе к этому относитесь? Какие плюсы и минусы видите в этом нововведении?
3) В чем вы видите главные риски введенния ФГОС нового поколения по истории и обществознанию?
Надеюсь на плодотворное обсуждение! Жду Ваших откликов!
С уважением, Эмирова Лилия Дестебеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарых и общественных дисциплин АИПКП
Наше образование в последнее время претерпевает постоянные изменения: реформирование, модернизация и вновь реформирование. Много споров было по-поводу перехода с линейного образования на концентр. Так и сейчас. Изменяется требования времени, изменяются отношения в обществе, изменяется система получения и передачи информации. Все это требует и новых подходов в образовании. Я думаю, что изменение системы образования, в том числе исторического, только поможет нашим учащимся адаптироваться в современных условиях, оптимизировать процесс социализации, поможет ребятам найти свое место в будущем.
С уважением, Морозова Светлана Вадимовна, учитель истории и обществознания
Добрый вечер, Лилия Дестебеговна! Безусловно проект Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения найдет широкое место в историческом и обществоведческом образовании, т. к. он раскрывает грандиозные возможности в поиске и использовании информации, расширяет компетенции человека, но как бы в этой массе не запутаться, не растеряться, а ученикам не склониться на какой-то субъективизм. Не хотелось бы, чтобы были потеряны хорошие наработки старой школы, благодаря которым наша система образования считалась одной из лучших.
С уважением, Фомина Надежда Григорьевна, учитель истории и обществознания
Уважаемая Лилия Дестебеговна! Я считаю, что новые стандарты создают условия для формирования новой личности, личности гражданского общества и правового государства, реализации способностей на благо самого человека, общества и страны. Это огромная задача и только силами образования с ней не справиться. В тоже время, новые стандарты входят в противоречие с требованиями на экзаменах: ЕГЭ и ГИА. Новые стандарты - это сильная теория, не выполнить её на практике в полном объёме сложно. Учителя будут стараться, но у большинства школ слабая материальная база, низкий уровень жизни людей, неблагополучные семьи, потеря культурных ценностей в обществе.
Более конкретно на Ваши вопросы отвечу позже.
С уважением, Яровая Ольга Алексеевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 8 МО "Ахтубинский район".
Комментарий был изменен с момента создания (O-2010, сб, 11/12/2010 - 00:00).
С уважением, Яровая Ольга Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №8 МО "Ахтубинский район"
С введением новых стандартов поменяется ведущая роль учителя. Для учащихся в свою очередь меняется вид учебной деятельности. Они досжны будут большую часть времени заниматься самостоятельно, выполнять задания исследовательского характера, решать проблемные и творческие задачи. А, значит, роль учителя тоже меняется. Он должен будет выступать не просто источником знаний, а уметь огранизовать учебную деятельность так, чтобы они могли добывать знания самостоятельно.
С уважением, Карпенко Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания МОУ "Покровская СОШ МО "Ахтубинский район"
Ольга Владимировна! Вы отмечаете, что с введением новых подходов в образовании изменится роль учителя. Иными словами, учитель будет организатором деятельности учащихся, консультантом. А готовы ли к этому наши учителя?
С уважением, Эмирова Лилия Дестебеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарых и общественных дисциплин АИПКП
На мой взгляд учетеля в основном готовы к роли организатора деятельности учащихся, консультанта. Но на примере нашей школы могу отметить, что оснащение кабинетов не позволяет активно использовать ИКТ технологии. И уроки чаще всего проходят по традицианному сценарию. Что вселяет в нас пессимистические настроения.
С уважением, Карпенко Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания МОУ "Покровская СОШ МО "Ахтубинский район"
1. Школьное историческое образование больше других подверглось изменению и реформированию. Радует, что появляется больше объективной информации, но существует отрыв исторического образования от практического его применения. Хочется надеяться, введение ФГОС сможет уменьшить этот отрыв, будет способствовать оптимизации всего школьного образования.
2.Отношусь положительно.Мы действительно отстаём в этой области.
3.Не переусердствовать,сохранить положительные тенденции исторического образования.
Уважаемая Лилия Дестебеговна, я считаю что стандарты нового поколения отвечают запросам современного общества.
Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнения других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.
Эти задачи и являются первоочередными в новых стандартах. Именно решение этих проблем выведет из кризиса современную Россию, именно решению этих проблем и должно быть посвящено современное образование.
В соответствии с этим меняется роль учителя и ученика. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. А школа должна превратиться из информатора в организатора учения.
Нет ничего удивительного, что власть в очередной раз заинтересовалась общей концепцией народного образования: чему и как учат в школе. Более того, общество обязано делать все, от него зависящее, чтобы образование и воспитание молодого человека было эффективным и успешным.
В процессе социализации молодежи огромная роль по новым стандартам отводится школе. За последнее время в обществе произошли коренные изменения в политической, экономической, социальной, духовной сферах.
Нужно чтобы и школа не отставала от общества. Изменилась школьная стратегия. От унифицированной, централизованно определяемой системы, она перешла к многовариантности в обучении. Принцип вариативности предполагает многообразие подходов в образовании.
В свете последних выступлений государственных деятелей, посвященных образовательной проблеме, возникает вопрос – какой социальный заказ должна выполнять школа для общества?
С одной стороны, эволюция российского общества, его интенсивная социальная стратификация привели к преодолению негативных черт советского наследия в системе образования, к разрыву с авторитарной философией.
С другой – ситуация в системе образования показывает, что педагогическое сообщество в условиях недостаточного финансирования отрасли, пытается самостоятельно найти наиболее продуктивные способы развития образовательной системы, устав от бессистемных управленческих инициатив.
Проблем, связанных с взаимоотношениями школы и общества очень много. Это и недостаток финансирования, и общие социокультурные проблемы, и проблемы демографии. Это хорошо, что в новых стандартах
определилось несколько приоритетных направлений, которыми должна заняться школа.
Одной из главных задач современной России является построение гражданского общества и правового государства. Следовательно, одной из главных стратегий образования является гражданское образование.
Надо заметить, что гражданскому образованию в нашей стране всегда уделялось мало внимания. В советское время гражданское образование было подчинено идеологии.
Современная ситуация гражданского образования показала что в этой области существуют большие проблемы. Мы должны понимать, что пока мы не решим проблемы гражданского образования на школьном уровне, невозможно построение гражданского общества в социуме.
Что касается социального заказа общества для школы, то здесь необходимо обратить особое внимание на качество гражданского образования.
Говоря о современном состоянии гражданского воспитания, надо заметить, что уровень овладения готовыми знаниями учащимися довольно высок, однако в школе дети не привыкли «порождать собственные мысли». Другими словами, и это совсем не ново, в школе преобладает репродуктивная модель образования, когда учащиеся лишь производят полученные знания, и почти отсутствует практика развития креативного, то есть новаторского, творческого восприятия информации.
Школа не должна рождать безвольных исполнителей чьих-то идей, а мыслящие личности, способных занять твердую гражданскую позицию.
Сейчас, поэтому, очень важным является выработать компетенции учащегося, то есть дать ему импульс для самостоятельного принятия решений и развивать опыт в коммуникации. Без формирования этих навыков у подрастающего поколения невозможно ни гражданское общество, ни правовое государство.
Таким образом, основной моделью гражданского образования согласно стандартам должна стать поисковая модель, а основным способом реализации этой модели – ориентация гражданского образования на проектные технологии, то есть обучение в процессе сотрудничества.
В первую очередь гражданское образование должно быть ориентировано на потребность гражданина. Сегодня оно несет весьма важную миссию для общества: формирование идеалов гражданственности, общекультурной российской идентичности и воспитание гражданской компетентности – то, что нужно нашему Отечеству. Емельянова Наталья Петровна, учитель истории, обществознания ОГАОШИсПЛП
Комментарий был изменен с момента создания (210675EM, пт, 10/12/2010 - 22:08).
Уважаемые коллеги! В ближайшем будущем нас ожидает очередная реформа школьного образования в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Проекты примерных программ по истории и обществознанию для основной школы и проект ФГОС для старшей школе уже выложены и широко обсуждаются. Если с основной школой все более или менее понятно, то со старшей школой одни неясности. Вот выдержка из Проекта ФГОС для старшей школы (с ним Вы можете ознакомиться в разделе "Это интересно"):
" В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы, (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) и выбранные обучающимися учебные предметы, курсы из указанных ниже предметных областей:
русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);
иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);
общественные науки (обществознание, история, география экономика, право);
математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика);
естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);
курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).
Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне. Содержание предметной области «Курсы по выбору» должно определяться образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся..."
Уважаемые коллеги! Давайте обсудим следующие вопросы:
1) Каковы дальнейшие перспективы школьного исторического и обществоведческого образования в соответствии с проектом федерального государственного образовательного стандарта нового поколения?
2) Некоторые международные исследования показывают, что наши ученики сильно проигрывают сверстникам из других стран в умении использовать школьные знания в жизни. Вот почему новый стандарт нацеливает систему образования на формирование системы универсальных компетентностей (учебных действий). Как Вы в принципе к этому относитесь? Какие плюсы и минусы видите в этом нововведении?
3) В чем вы видите главные риски введенния ФГОС нового поколения по истории и обществознанию?
Надеюсь на плодотворное обсуждение! Жду Ваших откликов!
С уважением, Эмирова Лилия Дестебеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарых и общественных дисциплин АИПКП