1.Вводное слово учителя (руководителя группы путешественников).
•Учитель:Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир механических колебаний и волн. В этом путешествии мы ознакомимся : примерами механических колебаний, основными характеристиками колебаний, видами колебаний, характеристиками волн, видами механических волн, звуковыми волнами, характеристиками звука.
2.Повторение и обобщение теории:
•Учитель. Чтобы отправится в путешествие в мир механических колебаний и волн нам надо выяснить что из себя представляют механические колебания.
Ответ ученика.
•Учитель.В своих дневниках путешественников запишем основные характеристики колебаний.
Ученики комментируют свои записи - сформулируют определения: амплитуды, периода и частоты колебаний. На экране осциллографа появляется график колебаний, учитель меняет амплитуду, период колебаний; ученики комментируют увиденное.
•Учитель. Запишем основные формулы по теме « Механические колебания и волны».
Ученики записывают основные формулы темы
•УчительЧто вычисляем по этим формулам, как зависит та или иная величина от величин, фигурирующих в формуле.
Ученики комментируют каждую формулу, которая появляется на экране. Формулы проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора.
3.Групповая работа с карточками.
•Учитель.В путешествии возможны неожиданности. В нашем случае для дальнейшего передвижения, нам надо расшифровать шифр кодового замка, для этого надо получить общеизвестные словосочетании, взяв слово из левого столбца и подобрав слово из правого столбца
Каждой паре учащихся предлагается набор слов, записанных в два столбика:
1.Генрих.1. Звука.
2.Высота.2. Волны.
3.Математический. 3. Тона.
4.Продольные. 4. Кривая.
5.График.5. Резонанс.
6.Резонансная.6. Герц
7. Акустический. 7. Смещение
8. Громкость. 8. Гюйгенс
9. Максимальное. 9.Колебаний
10.Христиан. 10.Маятник
Ученики работают парами и известные словосочетания записывают в тетрадях-дневниках путешественников. Для проверки выполненного задания на экран проектируются известные словосочетания.
*Учитель. Вспомним виды колебаний. Запишем виды колебаний в дневниках.
Ученики записывают в тетрадях виды колебаний. Учитель демонстрирует свободные и вынужденные колебания пластины частотомера, явление механического резонанса. Ученики сформулируют определение резонанса и указывают роль резонанса.
*Учитель Далее мы выясним, что из себя представляют механические волны и запишем в тетрадях виды механических волн.
Работа ведется по рисункам , где изображены упругий шнур и горизонтально подвешенная пружина, демонстрируются с помощью волновой машины продольные и поперечные волны.
*Учитель .К механическим волнам относятся звуковые волны. Вспомним характеристики звука и выясним, от чего зависят эти характеристики.
Ученики записывают характеристики звука. Демонстрируются опыты с звуковым генератором - меняются громкость и высота тона звука. Ученики комментируют опыты.
Учитель..Позади трудности и неожиданности, значит можно и немножко расслабиться. Чтобы провести это свободное время с пользой для себя мы с вами поиграем в карты.
Далее учитель раздает по одной карте на группу учащихся. На отдельных картах нарисованы графики. В частности карты с следующими графиками: график гармонических колебаний, график затухающих колебаний, график вынужденных колебаний, резонансные кривые, график волны, график кинетической энергии колебаний математического маятника, график потенциальной энергии колебаний пружинного маятника. На экране появляются поочередно слайды с названиями колебаний- карты учителя. Ученики «бьют» карты учителя своими картами и комментируют - указывают что можно найти по графику.
• Учитель.На этом наше путешествие завершается . В дальнейшем нас ждет более увлекательное путешествие в мир электромагнитных колебаний и волн, но это будет чуть позже.
Далее учитель подводит итоги урока. Указывает на ошибки в ответах учащихся.
Имитация колебаний (физкультминутка).
1.Колебания вытянутых в сторону рук в вертикальной плоскости.