-1-
Доклад
на РМО учителей МХК.
Проблемно-диалогическое обучение.
«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе,
спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих
сознаний».
М. М. Бахтин
1. В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог.
2. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет восприятие речевой деятельности говорящих.
При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения.
3. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание
своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и
зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на
которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим:
недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
4. Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.
-2-
5. 13 В развивающей образовательной системе Занкова активно используется технология проблемно-диалогического обучения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
В развивающей системе Элькольна-Давыдова есть много различных преимуществ.
1. Ученики становятся более уверенными в своих способностях, что очень важно для восстановления хрупкой детской самооценки. Ребенок более глубоко проникает в суть изучаемых им явлений и предметов.
2. Дети учатся адаптироваться к новой обстановке и могут с легкостью найти решение для любых возникающих трудностей и проблем.
3. Обучающиеся активно исследуют предмет или явление, а не просто пассивно запоминают его, так как на обычных школьных занятиях.
В своей системе педагоги Давыдов и Элькон, для достижения развивающего эффекта обучения и получения хороших результатов используют два вида диалога: это подводящий и пробуждающий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности.
Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы,
как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.
Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
7. Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2. Ситуация «интеллектуального разрыва».недостаток прежних знаний.. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других. 3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
Но в каждом коллективе существуют такие дети, которые не принимают участие в обсуждении, в силу того, что являются не очень активными. Элькон, Давыдов предусмотрели и этот вариант, предложив учителям проводить занятия, разбив класс на
-3-
небольшие группы. Разработав индивидуальную версию в группе, надо выступить на обсуждении всего класса.
8. Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».
Формы подводящего диалога.
9. 1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. Важно продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой новых понятий.
10. 2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии;
- версии фиксируются на доске; - обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
11. Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
12. На одном этапе урока нужно использовать мотивацию на основе рефлексии.
После актуализации знаний и определения темы урока следует работа в группах.
- Определите группу, в которой будете работать.
- Обсудите правила работы в группе.
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2. Выслушать мнение каждого.
3. Найти общее решение.
4. Выбрать выступающего.
- Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы
Обучающиеся задают друг другу в группах вопросы. Таким образом, мотивация на основе рефлексии дала возможность заинтересовать детей и начать диалог в группах.
Работая с системой Элькольна-Давыдова, учитель должен быть очень внимательным, и также должен хорошо владеть методическими приемами, не должен пропустить нужную мысль детей. И эту ценную мысль развивать дальше, чтобы привести к окончательному правильному ответу.
14. КОНЕЦ, Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.
|