План.
1. Актуальность проблемы в современном обществе.
2. Основные критерии духовных ценностей.
3. Пути формирования духовно-нравственных свойств личности.
4. Уроки гуманитарного цикла - благоприятная почва для воспитания духовных ценностей человека.
5. Результативность воспитания учащихся на уроках гуманитарного цикла.
В наше время перед любым педагогом, воспитателем встает ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценности общества. Исторически переломное время, переживаемое нами, наполняет все более емким содержанием понятия культуры. Культура пронизывает всю жизнь общества, его экономику, политику, социальную и духовную стороны. Движение человечества было бы невозможно без постоянно передающегося от поколения к поколению «фонда накопленной человечности».
Культура – это переживание прошлого его духовное постижение, которое становится сейчас практической необходимостью.
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и в социальном плане.
Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ» оказывает негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодежь, не обладающей определенной культурой. Как результат – постоянно растущая преступность среди молодежи, готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония.
Падение нравственности означает по существу смену ценных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, - в том числе экономической неустроенности. Недостатки и упущения в духовно-нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон.
А каковы же критерии морали и нравственности? Мораль – это нормы сознания, а нравственность – это реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей. Кто же устанавливает моральные нормы? Весьма авторитетные ответы дают те, кто видит их источник в заповедях основателей мировых религий – великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.
Христос учил:
«…Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» Так в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого морального требования, которое потом назвали «золотым правилом нравственности». Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Исходя из опыта, с древних времен народ руководствовался моральными запретами и требованиями: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания, осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда идеалами духовной нравственности были: свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие, мужество.
Пути формирования духовных свойств личности различны – это семья, педагогические учреждения, где пребывает ребенок с самого детства, общественные учреждения, которые призваны собирать хранить, исследовать, популяризовать культурно-исторические и естественно-научные ценности, средства массовой информации, театры, библиотеки. Но наибольший вклад в деятельность по воспитанию духовно-нравственных ценностей вносит школа, прежде всего учитель.
Широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им формировать свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Приобщить современного школьника к общечеловеческим ценностям через собственный опыт, через личное эмоциональное переживание на уроках эстетического цикла.
Целью изучения этих предметов являются:
- духовно-нравственное развитие личности школьника
- изучение закономерности развития мирового художественного наследия человека,
- формирование способностей учащихся к самостоятельному творчеству,
- постижение явлений искусства,
- развитие художественного вкуса школьника,
- умение оценивать художественные произведения.
Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам раскрывают суть духовно-нравственных понятий о Жизни и Человеке.
«…Самая большая ценность, которая награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно ярче, а следовательно, и счастливее.»
Д.С. Лихачев (Письмо о добром и прекрасном.)
Отсюда и задачи современной школы:
- обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся,
- ввести в большой мир искусства,
- сделать мир искусства средством познания окружающей действительности,
- развитие мышления учащихся,
- духовно-нравственное совершенство молодежи.
Далее хочу привести несколько примеров того, как я на уроках гуманитарного цикла воспитываю, развиваю духовную нравственность в учащихся.
«… Кто наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто прекрасное по природе…»
Платон.
Первобытная скульптура относится к начальному этапу развития искусства. Многочисленные женские статуэтки носили культовый характер и почитались как святыни. Палеолитические «Венеры» (так их называют ученые) – это обобщающий образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешне примитивный вид, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине. Но самое главное, почему-то первобытный скульптор не детализировал черты лица, именно в глазах, отмечают дети, передается душа человека, а «Венеры» Палеолита бездуховны.
Вся земная жизнь древнего египтянина практически была подготовкой к вечной жизни, которая наступает после его смерти. С раннего детства он знал, что ему придется предстать перед Судом Осириса, старался жить праведно и не совершать преступление, за которые придется давать ответ перед Великой девятки богов. Испытание проходило в Зале Суда Осириса или Чертоге Двух истин. Помимо Осириса присутствовали еще 42 бога, по числу номов Древнего Египта, и богини истины и порядка Маат. Ее символ - страусовое перо, играл решающую роль в процессе оправдания. Но прежде чем переступить порог Чертоги Двух Истин, умерший должен был произнести «Исповедь отрицания».
«Исповедь отрицания». «Книга мертвых» гл. 125.
Я не совершал несправедливости против людей.
Я не притеснял ближних.
Я не лгал в Месте Истины.
Я не грабил бедных.
Я не подстрекал слугу против его хозяина.
Я не отравлял.
Я не убивал.
Я не сделал зла никому.
…
Я чист, я чист, я чист, я чист.
Стремясь попасть в страну вечного блаженства египтянин старался всю жизнь не нарушать моральных законов. Далее учащиеся обсуждают позиции нравственности древних египтян, принципы по которым и сегодня живет человечество.
Античная культура пленяет нас своим пластичным, «телесным» характером. Пластичность души – основа греческого миропонимания. Античный мир был ориентирован на свободную гражданскую личность, прославлял и возвеличивал человека. На смену величавости, достоинству, даже некоторой суровости классического стиля V-го века до н.э. пришло стремление к передаче энергичных действий, а главное мира чувств и переживаний человека: страсть, мечтательность, влюбленность, неистовство, отчаяние, страдание и горе. Изучая работы скульптурных школ Эллады, особенности художественного стиля авторов, учащиеся определяют настроение каждого образа.
«Менада» Скопаса – страсть в танце.
«Лаокоон» Агесандра – муки, предсмертный крик, отчаяние.
«Афродита Книдская» Праксителя – прославление красоты человеческого тела, первая обнаженная статуя богини.
Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма. В его философских четверостишиях – рубаи - звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Человек, по мнению Омара Хайяма, устал тщетно уповать на счастье в загробном мире, он должен обрести его на земле. На уроках мировой художественной культуры мы с учащимися отмечаем художественные достоинства поэзии Омара Хайяма, находим актуальность тем 12 века в жизни Востока, так и в жизни людей 21 века.
Много лет размышлял я над жизнью земной
Непонятного нет для меня под луной
Мне известно, что мне ничего не известно! -
Вот последняя правда открытая мной.
Ученики открывают для себя многогранность души человеческой.
Мы источник веселья - и скорби рудник.
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир – многолик,
Он ничтожен - и он же безмерно велик!
Знакомясь с иконографией средневековой Руси, отмечаем с учащимися происхождение, значение, символику иконы – как «Книги для неграмотных» («Эйкен» с латинского переводится как «образ»)
Обилием икон отличается православный храм от католического. Почитание икон – это зримое выражение самой сути и Православия. Икона сопровождает христианина от рождения до самой смерти, она влияет на дух его во всех важных обстоятельствах жизни.
«Икона есть видимый образ невидимого».
Преподобный Иоанн Домаскин.
Присутствие святых в каждом доме поддерживало нравственное в нем и благочиние.
В духовно- нравственном формировании личности школьника, несомненно, большую роль играет живопись. Ей доступно изображение разнообразного круга явлений, впечатлений, выражения чувств, переживаний, характеров, полёта фантазий, оттенки настроений. Рассматривая картины, учащиеся определяют
средства художественной выразительности, знакомятся с биографией, стилем художника, причиной написания того или иного полотна.
« Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти – материнская красота, как символ
жертвенной любви во имя спасения человечества.
« Юдифь» - Джорджоне - нежная, кроткая, но спасшая свой народ.
« Кающаяся Мария Магдалина» - Тициана - мечты о свободной личности в свободном обществе, о гармонии мира, достигаемой даже ценой нечеловечесго страдания.
Глубоким трагизмом наполнена картина Питера Брейгеля «Калеки», Рембрандт мастерски передает тонкие и сложные психологические состояние человеческой души его герои движутся, мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах «Автопортрет Саскией» - он богат, счастлив и независим.
Назовем ещё одно искусство, которое призвано воспитывать духовность в человеке – это музыка или искусство звука. Музыка, пение, чарующая сила звука, способная пробуждать сильнейшие переживания.
«Музыка – самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех искусств».
Г. Берлиоз
В борьбе со своим недугом Л. В. Бетховен вышел ещё более сильным. Он понял, что дух перед обществом, перед людьми выше, важнее его личных страданий.
Подготовленные моим рассказом ученики, с глубоким пониманием погружаются в спокойные, размеренные, тяжелые звуки Iчасти «Лунной сонаты», как бы вместе переживают с Бетховеном переживают всю трагедию его судьбы.
И напротив, красочность, образность программной музыки, начиная со скрипичных концертов Антонио Вивальди (цикл «Времена года») и до поэм А. Н. Скрябина («Поэма огня»), ребята хорошо понимают. Хочется отметить, что старшеклассники с большим интересом слушают классическую музыку. Вероятно они перенасыщаются «попсовой».
Необычайное воздействие оказывает на учащихся музыка С.В, Рахманинова. Второй фортепианный концерт, вокально-симфоническая поэма «Колокола» - эта музыка необычайной, удивительной красоты, воспевая любовь к Родине, к её духовным корням.
Эстетически воспитывать учащихся мне помогает моя программа «Здравствуй, музей», которая программа предусматривает изучение теории искусства, творческую деятельность ребят и освоение профессии экскурсовода.
Все мои старания в формировании в духовно-нравственных ценностей у школьников не проходят даром. Учащиеся успешно проявляют себя в творчестве, сочиняют сами приветственные песни осени, зиме, весне, в своих былинах прославляют школу, лепят статуэтки, вазы подобно греческим конструируют православные церкви. Старшеклассники выходят на классные часы с литературно-музыкальными лекториями, готовят проблемные проекты («Женский образ в русской живописи», «Не всё полезное бывает вкусным»). Мой авторский элективный курс для предпрофильной подготовки «Серебряный век в русской культуре» помогает приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры конца 19 начала 20 века.
|