Используемые учебники и учебные пособия:
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Растем бережливыми хозяевами».
Программные задачи.
Образовательные задачи: Уточнить представления детей том, что вода, электричество важны в жизни человека, без них нельзя прожить.
Помочь осознать детям, что следует беречь воду, которая поступает в дома по трубам, электричество и формировать знания о способах их сохранения.
Развивающие задачи: Развить мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы. Развивать волевую готовность к школе. Учить слушать, отвечать развернутыми предложениями.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать умение работать в коллективе.
Материал к занятию:
Карточки – знаки по сбережению энергоресурсов: воды, электричества, иллюстрации, рабочие тетради О.В. Дыбиной «Я узнаю мир», загадка о воде, звукозапись «Капающая вода», пальчиковая гимнастика, физминутка «Ток бежит по проводам». История – рассказ о Вите.
Ход занятия.
Загадка.
Послушайте внимательно.
-Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, не стирать?
Без чего мы скажем прямо человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды – жить нельзя нам без ….воды!
Цель: Сегодня мы побеседуем с вами о том, что нам облегчает жизнь и как можно сберечь воду и электричество. Будем этому учиться, чтобы вырасти хорошими хозяевами.
- Давайте подумаем, кому и зачем нужна вода.
Ответы детей.
-Посмотрим, кому же вода нужна в нашей группе? Посмотрите вокруг и скажите, для чего вода нужна комнатным растениям, рыбкам, детям, помощнику воспитателя.
Ответы детей.
Обобщение: Вода всем нужна, без нее не прожить.
-А как вода поступает к нам в детский сад, ваши дома?
Ответы детей.
Рассматриваем водопроводные трубы, объясняю, что вода поступает из рек, озер на очистные станции, где проходит необходимое очищение и поступает по трубам, которые находятся под землей, а затем по трубам, подведенным к домам и поступает в квартиры, школы, больницы, детские сады.
Включаю звукозапись капающей воды.
-Послушайте, что это за звук?
Ответы детей.
-Да, капает вода. А почему она капает? Что произойдет, если все люди не будут до конца закрывать кран?
Обобщение.
Чтобы вода не текла зря, необходимо хорошо закрывать краны, вовремя чинить их, воду надо беречь.
-Я хочу вам рассказать о мальчике Вите.
Мальчик Витя жил с мамой, папой, бабушкой. Он учился во втором классе. Витя был очень рассеянным, все время что-то терял, забывал: то учебник оставит дома, то тетрадки позабудет, то шарф не наденет, то рукавички потеряет.
После того, как помоет руки, забывал до конца закрывать кран. Мама и бабушка постоянно за ним кран закрывали и все время на него ворчали.
Однажды Витя делал уроки, и, когда устал, решил отдохнуть. Он включил телевизор и увидел, что идет передача о пользе воды. Ведущий интересно рассказывал о том, что если люди будут бережно относиться к воде, не будут экономно ее расходовать, не будут прочно закрывать краны, то чистой воды может вылиться в канализацию целые озера. Без чистой воды может погибнуть все живое.
Витя быстро побежал в ванную проверить, закрыт ли кран. Вода из крана, конечно, капала. Мальчик проворно закрыл кран и решил, что больше никогда не будет оставлять кран не закрытым.
-Дети, как можно помочь Вите, чтобы он не забывал закрывать кран?
Ответы детей.
-Давайте подарим ему предупреждающий знак, который он повесит в ванной и всегда будет закрывать кран.
-Кроме водопровода нам облегчает жизнь электричество. Вспомните, какие электроприборы окружают нас? Они как добрые волшебники помогают людям, а ведь раньше их не было и людям приходилось выполнять тяжелую домашнюю работу: носить дрова для печки, стирать белье в корыте, посуду мыть в тазике, воду носить в ведрах.
Работа с тетрадями Дыбиной «Расположи предметы по порядку, начиная с самого старинного и заканчивая современным».
Проверяю, как выполнили задание, оцениваю.
-А что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?
Ответы детей.
-Правильно, электрический ток бежит по проводам и заставляет работать электроприборы. Подробнее об электричестве вы узнаете в школе на уроках физики.
Поиграем в игру «Расскажи все об этом приборе».
Дети вынимают по очереди карточку, называют, что это за прибор и для чего он нужен (холодильник, электроплита, электрочайник, пылесос, утюг, стиральная машина…)
-Дети, электричество, при помощи которого работают электроприборы опасны для человека. Почему?
Ответы детей.
-Поиграем в пальчиковую гимнастику (расскажем пальчиками о розетке).
Гвоздики и пальчики в розетку не вставлять.
Электричество опасно – это каждый должен знать!
-Вот мы и узнали об электроприборах, которые облегчают нам жизнь. Что нужно сделать для того, чтобы электричество оставалось всегда нашим другом?
Ответы детей.
-Правильно пользоваться электроприборами;
Не перегружать работой электроприборы;
Выключать свет днем в комнате, когда светло, в ванной, прихожей, туалете;
Не пользоваться неисправными розетками, электроприборами;
Не оставлять включенными электроприборы без присмотра.
-Посмотрите на предупреждающие знаки, пусть они помогут вам запомнить правила пользования электричеством.
-Поиграем в игру «Ток бежит по проводам».
Дети перехватывают правой и левой рукой узелок на веревке и говорят:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
-Дети, есть электричество не опасное, незаметное и тихое. Оно живет повсюду и, если его поймать, то с ним можно интересно поиграть.
Опыты с шариками и волосами. С расческой и волосами.
1.Подвожу к выводу, что электричество живет в волосах.
Опыт с пластмассовыми палочками и бумажными снежинками.
2.Вывод: Электричество живет в одежде.
Рассматриваем игрушки на батарейках.
3.Вывод: Там живет не опасное электричество, поэтому игрушки звучат, поют, говорят.
Итог: Дети, что вы сегодня запомнили из нашего занятия?
Ответы детей.
-Я думаю, что вы все сегодня усвоили и запомнили, как беречь воду, электричество, и надеюсь, что вы вырастите хорошими бережливыми хозяевами.
Дома понаблюдайте за мамой, как она использует в хозяйстве свет, воду, тепло, не льется ли зря вода, выключается ли своевременно свет, исправны ли электроприборы.