Цель урока:познакомить учащихся с бактериями, их строением, формой, процессами жизнедеятельности.
Форма урока:урок усвоения новых знаний
Методы обучения:беседа, рассказ учителя, фронтальное собеседование, использование презентации
Оборудование урока:таблица «Строение бактерий», микроскоп, микропрепарат бактериальных клеток.
Ход урока:
Вводная часть, создание мотивации к восприятию учебного материала.
Учитель: Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых я думаю, скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал и даже вместе сосуществовал.
Бактерии размножаются через каждые 20-30 минут;
потомство одного этого организма за 5 суток заполнило бы бассейны всех морей и океанов
их можно встретить в нефтяных водах на глубине 1700мна дне океана (глубже 10 км),
в рассолах с концентрацией 250 г/л, во льдах Арктике, где температура – 83 градуса в горячих источниках, где температура +85-90 градусов
они не погибают при большом давлении, после кипячения в условиях очень высокого вакуума.
они живут на Земле более 3 млрд. лет
их количество превышает число людей на земном шаре.
Вы догадались о ком идет речь!
Что вы знаете о бактериях? (фронтальное собеседование)
Изложение нового материала
Открытие бактерий
На протяжении длительного времени человек жил в окружении невидимых существ, использовал продукты их жизнедеятельности (например, при выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении вина и уксуса), страдал, когда эти существа являлись причинами болезней или портили запасы пищи, но не подозревал об их присутствии. Не подозревал потому, что не видел, а не видел потому, что размеры этих микросуществ лежали много ниже того предела видимости, на который способен человеческий глаз. Известно, что человек с нормальным зрением на оптимальном расстоянии (25–30 см) может различить в виде точки предмет размером 0,07–0,08 мм. Меньшие объекты человек заметить не может. Это определяется особенностями строения его органа зрения.
Впервые микроскоп был сконструирован в Голландии Гансом и Захарием Янсенами в 1590 г., но он давал еще очень слабое увеличение (всего в 32 раза) и не позволял увидеть бактерий. Открытие мира микробов связано с именем А.Левенгука. С помощью своего микроскопа, дающего увеличение до 300 раз
Обладая природной любознательностью, А. ван Левенгук с интересом рассматривал все, что попадалось под руку: воду из пруда, зубной налет, настой перца, слюну, кровь и многое другое. Результаты своих наблюдений он начал посылать в Лондонское Королевское общество, членом которого впоследствии был избран.
Всего А. ван Левенгук написал в это общество свыше 170 писем, а позднее завещал ему 26 своих знаменитых "микроскопий".
Вот выдержка из одного письма: "24 апреля 1676 г. я посмотрел на... воду под микроскопом и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ. Некоторые из них в длину были раза в 3–4 больше, чем в ширину, хотя они и не были толще волосков, покрывающих тело вши... Другие имели правильную овальную форму. Был там еще и третий тип организмов — наиболее многочисленный — мельчайшие существа с хвостиками".
Сопоставив описание, приведенное в этом отрывке, и оптические возможности имевшихся в распоряжении А. ван Левенгука линз, можно сделать заключение, что в 1676 г. ему впервые удалось увидеть бактерии
А. ван Левенгук повсюду обнаруживал микроорганизмы и пришел к выводу, что окружающий мир густо заселен микроскопическими обитателями. Все виденные им микроорганизмы, в том числе и бактерии, А. ван Левенгук считал маленькими животными, названными им "анималькулями", и был убежден, что они устроены так же, как и крупные организмы, т. е. имеют органы пищеварения, ножки, хвостики и т. д. Открытия А. ван Левенгука были настолько неожиданными и даже фантастическими, что на протяжении почти 50 последующих лет вызывали всеобщее изумление. Будучи в Голландии, Петр I посетил А. ван Левенгука и беседовал с ним. Из этой поездки Петр I привез в Россию микроскоп, а позднее в мастерских при его дворе были изготовлены первые отечественные микроскопы. Дальнейшее систематическое изучение окружающей природы с помощью совершенствовавшихся микроскопов подтверждало обнаруженное А. ван Левенгуком повсеместное распространение микроорганизмов.
Формы бактерий
Кокки, бациллы, вибрионы, спириллы
Жизнедеятельность бактерий:
Дыхание
Аэробы – кислород необходим для жизни
Анаэробы – не нужен кислород для жизни
Многие бактерии при дыхании могут светиться (свечение морской воды, лесных гнилушек)
Питание осуществляется всей поверхностью клетки. Большинство бактерий являются гетеротрофными организмами: пищей им служат готовые органические вещества.
По способу питания делятся:
а) на спорофиты - бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами мертвых организмов (молочно-кислые, бактерии гниения);
б) на паразиты - бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов (менингококки, гонококи);
в) симбионты – живут внутри других организмов и приносят им пользу. (азотофиксирующие бактерии на корнях бобовых растений, бактерии кишечника)
в) смешанного питания - способны к паразитическому и сапрофитному образу жизни (палочки сыпного тифа, сибирской язвы, бруцеллеза и другие);
г) автотрофные бактерии - способны синтезировать органические вещества из неорганических (фотосинтезирующие - зеленые бактерии и хемосинтетики - серобактерии, нитрифицирующие бактерии, железобактерии, водородные бактерии и т. д.)
РазмножениеБольшинство бактерий размножаются путем деления клетки на 2 части (амитоз) посредством перетяжки или в результате образования делящейся перегородки. Цилиндрические формы делятся поперек, шаровидные - в любом направлении. Некоторые размножаются почкованием. Половой процесс отмечен лишь в немногих случаях (у кишечной палочки). Для бактерий характерен высокий темп размножения: деление происходит быстро (через 20-30 минут). При такой интенсивности потомство одной бактерии за 5 суток заполнило бы бассейны всех морей и океанов. Однако размножение их ограничено климатическими условиями, действием солнечного света, борьбой между видами, накопления продуктов обмена веществ и т. д.
Спорообразование (рассказ по схеме в презентации слайд)
При неблагоприятных условиях палочковидные бактерии способны образовывать споры. Спорообразование не является размножением, т.к. из каждой клетки формируется одна спора и число особей при этом не возрастает. Спора развивается внутри клетки бактерии: до 60% воды переходит в связанное состояние, протопласт сжимается и покрывается очень плотной оболочкой. Оболочка бывшей клетки разрушается и спора освобождается. Она способна сохранять жизнеспособность в течении многих лет (устойчива против высушивания, высоких и низких температур, ядовитых веществ). При наступлении благоприятных условий споры набухают, оболочки разрываются и молодые сформировавшиеся клетки выходят наружу. Таким образом, спора (у бактерий) - стадия переживания неблагоприятных условий. Вывод. Быстрое размножение, способность к спорообразованию обеспечили не только сохранение этих примитивных организмов с древнейших времен до наших дней (с архейской эры), но и их повсеместное распространение.