авторская программа "Я и мир" (работа в классе КРО)
Submitted by Ольга Александровна Гудзь on вс, 24/10/2010 - 01:02
ПРОГРАММА «Я И МИР» педагога-психолога О.А.Гудзь
(работа с 4 классом для детей с ЗПР) одобрена методическим советом школы-интерната, утверждена директором школы -интерната Лопуховым В.П. 09.09.2010 года
Объяснительная записка
В 2010-2011 учебном году все учащиеся 4 класса (кроме одного) являются вновь прибывшими и имеют диагноз «задержка психического развития», обусловленный медицинским диагнозом «специфическое нарушение психического развития». Дети до поступления в нашу школу-интернат обучались в коррекционной школе 8 типа, откуда были выведены после проведенной проверки. Шесть учеников воспитывались в интернатных учреждениях с самого раннего детства. Именно поэтому коррекционно-развивающая работа должна включать в себя занятия по развитию как познавательной, так и эмоциональной и поведенческой сферы и упражнения по формированию коммуникативных навыков. Основная идея программы направлена на снижение уровня эмоциональной напряженности, развитие нравственных качеств личности учащихся и активизацию познавательной деятельности. Особенностью программы является то, что занятия будут проходить как в учебном классе (в том числе с использованием компьютерных программ), так и в виде прогулок, экскурсий, инсценирования, чтения и обсуждения волшебных сказок, с использованием игровых методик. Работа на компьютере: рисование, работа с текстом, ответы на вопросы, развивающие задания и т.д развивает зрительно-моторную координацию, устойчивость и концентрацию внимания, память. Коррекционно-развивающая работа проводится вне учебного плана по расписанию, согласованному с воспитателями класса. Групповые занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Индивидуальные занятия будут проводиться еженедельно дополнительно.
Задачи:
1.Снизить уровень эмоциональной напряженности через подвижные и ролевые игры, организацию групповой работы с учениками.
2.Проводить коррекцию и развитие основных психических свойств (восприятия, внимания, памяти, мышления).
3.Формировать нравственные качества через изучение волшебных сказок, посещение церкви, инсценирование.
4.Организовать проведение ролевых и подвижных игр коммуникативной направленности с опорой на взаимоподдержку, сопереживание (психогимнастика, инсценирование).
Результатом реализации программы будет: нормализация уровня тревожности учеников, развитие эмоциональной сферы, коррекция поведенческих реакций, развитие познавательных процессов.
Календарно-тематическое планирование с кратким содержанием занятий
№
Дата
Тема
К-во часов
Отметки о провед
1.
13.09
ЭКСКУРСИЯ «Начало осени»
Цель: развитие кругозора, наблюдательности, внимания, зрительного восприятия.
1. Орг.момент.
2. Беседа: какое время года началось? Чем оно отличается от лета? Какие основные приметы осени вы знаете?
Цель: развитие зрительно-моторной координации, внимания, усидчивости.
1
5-10.
октябрь
Печатаем на компьютере – отработка концентрации вним, зрит-моторн коорд,
Русские народные сказки. Волшебные сказки.
Цель: развитие речи, формирование и отработка навыков общения.
Сказка «Репка». Работа с кубиками Исправление сказки (изменяем сюжет: внучка отправляет деда и бабу отдыхать, а сама с остальными персонажами убирает все выращенное в огороде).
Психогимнастика «Игры гномиков»
Волшебные сказки.
6
11-15
23.11.- 21.12
Развивающие занятия с использованием тренинговых упражнений, психогимнастики
Цель: Развитие зрительно-моторной координации, внимания, моторики, скорости поиска, зрительной памяти, усидчивости.
Развивающие индивидуальные игры на компьютере.
Цель: развитие воображения, слухового восприятия, формирование навыков общения.
Чтение волшебных сказок.
5
16-17
11.01.-25.01
Экскурсия «Зима».
Цель: развитие кругозора, наблюдательности, внимания, зрительного восприятия.
1. Орг.момент.
2. Беседа: какое время года идет? Чем оно отличается от лета? Какие основные приметы зимы вы знаете?
3. Прогулка в парк.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения.
2
18.
01.02.
Рисование зимы.
1
19-20
08.-15.02
Знакомство и инсценирование психологической сказки «Рождество зверей» (Мария-Луиза Вер)
Цель: формирование чувства сопереживания, внимания к окружающим, умения учитывать интересы другого человека.
Рисование по сказке «Рождество зверей»
2
21-22
22.02. -01.03
Рисование «Зима. Зимние забавы».
Цель: развитие воображения, моторики, зрительного восприятия, усидчивости.
Используем карандаши, краски, пластилин.
2
23-29
15.03 -26.04
Занятия: «Сказки старого гнома» - чтение и обсуждение «Волшебных сказок».
Цель: развитие воображения, слухового восприятия, формирование навыков общения.
Начало каждого занятия – психогимнастика «Игры гномиков» - снятие напряжения, эмоциональная разгрузка.
Чтение и обсуждение волшебных сказок.
Посещение церкви накануне Пасхи.
Цель: развитие нравственных качеств, развитие духовности, приобщение к православной культуре.
6
30.
03.05
Экскурсия «Весна»
Цель: развитие кругозора, наблюдательности, внимания, зрительного восприятия.
1. Орг.момент.
2. Беседа: какое время года идет? Чем оно отличается от зимы и других времен года? Какие основные приметы весны вы знаете?
3. Прогулка в парк.
1
31.
10.05.
Рисуем весну. Цель: развитие воображения, моторики, зрительного восприятия, внимания, усидчивости.
Используем карандаши, краски, пластилин
1
32.
17.05.
Завершающее занятие. Рефлексия.
Подведение итогов работы за год.
Чаепитие.
1
Приложение:
1.Ссылка на сайт с волшебными сказками
http://hyaenidae.narod.ru/story1/
2.Библиотека детских сказок
http://www.bayushki.ru/category/1/6/72
3.«Игры гномиков»
Воспитанники интерната искренне верят в волшебство, и я считаю, что этим необходимо воспользоваться в целях формирования у детей нравственных качеств. На первом занятии я рассказываю ученикам о гномиках; о том, как они живут в подземных пещерах, украшенных красивыми поделками из драгоценного камня, золота и серебра; о том, как выходят лунной ночью на лесные опушки и плещутся в прозрачных ручьях и лесных речушках; о том, как звенят бубенчики на их шляпках; о том, как старый дедушка Гном рассказывает своим внукам волшебные сказки, которые и мы будем слушать.
На следующих занятиях перед чтением волшебных сказок провожу с ребятами такие упражнения на мышечное расслабление, развитие воображения и снятие напряжения: покажите, как гномики плещутся в реке (движения руками и ногами в положении сидя на полу и стоя), представьте, как искрятся брызги в лунном свете, послушайте, как стучат молоточки у подземных мастеров (ложатся на ковер и прислушиваются), покажите, как звенят колокольчики (движения головой), покажите, как пробираются гномики в пещеру к старому Гному, чтобы послушать волшебные сказки (дети преодолевают препятствия: перешагивают через преграду, проползают под стульями, под столами, идут по узкой скамеечке, а затем рассаживаются на диване, и креслах). В последующем придумываем с ребятами новые упражнения.
4.Посещение церкви.
Перед посещением церкви предварительно договариваюсь с настоятелем о такой тематике и содержании беседы с ребятами, которая несла бы общедуховную и общенравственную нагрузку, так как в классе есть и русские, и казахи.
5.Работа на компьютере включает в себя работув программах Paint, Word и использование развивающих игр на внимание, память и мышление, в том числе различные пасьянсы.
На: авторская программа "Я и мир" (работа в классе КРО)
С уважением, Антонина Александровна