Мультимедиа проектор с презентацией, доска, тексты повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», учебник-хрестоматия по литературе авт.-сост. В.Я.Коровина и др.- 9 изд.- М.: Просвещение, 2003.
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя
- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин. Познакомимся с новым литературным направлениемVIIIвека – сентиментализмом.
- Запишите тему урока: Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме. Обратите внимание на эпиграф
II.Запись темы, эпиграфа(слайд №1)
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.
В.Г.Белинский
III.Изучение нового материала (слайд №3-4)
1.Слово учителя
- Писатели 18 века, открывая свойства поэтического языка, делали его способным выразить всё более широкий круг мыслей и чувств человека, запечатлеть самые разные явления жизни. Однако менялся человек, менялась жизнь, и писатели всё острее чувствовали необходимость изменений в языке.
-В конце 18 века появляется литературное направление – сентиментализм, которое открыло новые возможности поэтического языка.
IV.Введение нового понятия (слайд №5)
- Познакомимся с сентиментализмом в России
1.Объяснение трактовки понятия сентиментализм
Само название «сентиментализм» (от англ.sentimental- чувствительный, фр.sentiment-чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов.
Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты).
Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу (слайд №6)
2.Рассказ о сентиментализме как литературном направлении
Представителями(слайд №7)
в Англииявляются: Лоренс Стерн – автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристам Шенди», Ричардсон – автор «Клариссы Гарлоу»;
во Франции:Жан-Жак Руссо – автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза»;
в России:М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, молодой В.А.Жуковский.
слайд №8
Основнаятематика – любовная
Идейная основа– протест против испорченности аристократического общества.
Основное свойство– стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
В основе эстетики– «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.
Основные жанры(слайд №9)
oсентиментальная повесть
oпутешествие
oв лирике - идиллия, пастораль
oэпистолярный жанр письма
oдневники
oэлегические послания
oроманы
3.Описание черт и особенностей сентиментализма
Черты сентиментализма(слайд №10)
-уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;
- утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
Особенности русского сентиментализма(слайд №11)
- выраженный просветительский характер;
- сильная дидактическая установка;
- активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
4.Беседа
Давайте, с вами сравним классицизм и сентиментализм, составим таблицу (слайд №12)
- А теперь познакомимся с вами с одним из представителей русского сентиментализма – Николаем Михайловичем Карамзиным (слайд №13)
- Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.
Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.
Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.
Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.
После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.
Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.
Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.
Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.
Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина. Карамзин так и не закончил, смерть оборвала работу над 12-ым томом в 1826 в Петербурге.
- Обратимся к эпиграфу, верно ли высказывание В.Г.Белинского?
V.Создание повести (слайд №16)
- Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой.
VI.Чтение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» стр.62
VII. Домашнее задание
1.Дочитать повесть до конца
2.Ответить на вопросы: каков жанр произведения?
от какого лица идет повествование?
какой мы видим главную героиню в родительской семье?
3.Подготовьте характеристику Лизы и Эраста.
Литература:
Ø Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М: Рольф, 2000.С.92-93.
Ø Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу “Литература в школе”.
Ø Трошина Надежда Яковлевна, учитель русского языка и литературы- "Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс -http://festival.1september.ru/articles/416265/
Ø http://festival.1september.ru/articles/501399/ Галкина Светлана Евграфовна -Урок литературы в 8-м классе с использованием ИКТ. Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме