Submitted by Ирина Александровна Симонова on Wed, 20/10/2010 - 02:37
Тема: строение вещества.
Тип урока: урок исследование.
Цель: создание условий для формирования навыка исследовательского поведения (познавательной активности учащихся).
Задачи урока:
Начать формировать представление о частицах-молекулах, о движении и расположении их в твердых, жидких и газообразных веществах.
Развивать умение аргументировано защищать свою точку зрения.
Развивать умение работать в паре.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать умение внимательно слушать и слышать собеседника, поддерживать дух толерантности.
Знать: молекулы – мельчайшие частицы вещества.
Уметь : различать твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.
Оборудование:
для проведения опытов: колбы с водой, марганцовокислый калий, кусок сахара, соль, краски,
Тела и вещества: мел, стекло, сахар.
Пластилин для изготовления моделей молекул.
Учебник и тетрадь О.Т.Поглазова 3 класс
Ход урока
1. Стадия вызова
Учитель: сегодня мы продолжаем разговор о телах и веществах. Давайте сначала попробуем собрать все, что мы знаем об этом, и записать в таблицу: (время 2 минуты)
(Таблица 1)
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Возможные ответы:
Все предметы, которые нас окружают, являются телами.
Тела различаются по форме, размеру, цвету.
Тела состоят из веществ
Разные по форме и размеру тела могут быть сделаны из одного и того же вещества.
Одинаковые по форме и размеру тела могут быть сделаны из разных веществ.
Многие тела состоят из нескольких веществ.
Вещества могут быть жидкими, твердыми, газообразными.
А сейчас проверим, как вы умеете различать тела и вещества. Каждая команда получит задание (2 минуты).
Разноуровневые задания.
Высокий уровень
(Таблица 2)
Тело
Вещество
Придумайте и запишите в таблицу тела и вещества.
Средний уровень
1 вариант
1.Зачеркни названия предметов, не относящихся к неживой природе.
- Человечество с древних времен интересовал вопрос, из чего состоят вещества? Как называются эти частицы? Как они взаимодействуют в веществе? Сегодня на уроке мы будем проводить различные опыты и постараемся ответить на этот вопрос.
3. Стадия осмысления.
Цель: получение новой информации и первичная систематизация.
Прием: чтение текста с пометками, выполнение тренировочных упражнений.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Учитель: прочитайте текст на стр. 62-63 и, читая его, сделайте пометки у каждого предложения условными значками:
V - это я уже знаю
+ - это я узнал сегодня
- - непонятно, хочу спросить
! - это интересно
(обозначения на доске)
Чтение с пометками 5-6 минут
Первичная рефлексия:
Учитель: давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что подтвердилось V, то что хотели узнать и узнали, отмечаем +, то что не узнали- отметим -.
Учащиеся дают индивидуальные ответы.
Учитель: Очень давно в Древней Греции ученые предположили, что все вещества состоят из мельчайших частиц, которые они назвали «атомами». Атом по-гречески значит неделимый. Атомы настолько малы, что их нельзя увидеть даже в микроскоп. Но в некоторых веществах большое количество атомов собирается вместе и образует более крупные частицы, которые называют молекулами. Некоторые молекулы можно увидеть с помощью современных микроскопов.
Вторичная рефлексия.
Возьмите листы с таблицей и заполните колонки, вписывая строение вещества. Работайте вместе с членами своей группы.
Заполнение маркировочной таблицы.
Маркировочная таблица: (Таблица 4)
V
+
Тела состоят из веществ
Вещества состоят из молекул. Молекулы состоят из атомов
Вещества могут быть жидкими, твердыми, состоят из атомов твердыми, газообразными
Промежутки у твердых веществ маленькие, у жидких - большие, у газообразных - очень большие
Обсуждение заполнения таблицы.
4.Проведение опытов.
1. Демонстрация 1 опыта
В первый стакан с водой учитель капает пипеткой несколько капель подкрашенной жидкости красного цвета. Одновременно во второй стакан с водой опускает кусочек сахара.
- Что произошло с жидкостью из пипетки в первом стакане? Почему вода в стакане приобрела розовый цвет?
- Что произошло с кусочком сахара во втором стакане? Как изменилась вода в нем?
- Где процесс произошел быстрее, в первом или во втором стакане?
- Какие вещества мы использовали в опыте? (Капли жидкости - жидкое вещество, кусочек сахара — твердое)
Вывод: жидкие вещества растворяются в воде быстрее, чем твердые.
2.Демонстрация 2 опыта
Отойдя в дальний угол класса, капнуть пипеткой несколько капель духов (брызнуть из баллончика дезодоранта)
- Почему вы почувствовали запах веществ?
3. Практическая работа
Все дети приготовили пластилин и лист бумаги.
- Мельчайшие, невидимые глазом частицы обозначим пластилиновыми шариками. Вылепив шарики, сложите их вместе. Получилась модель кусочка сахара. На листе бумаги схематично рисуем контур стакана с водой и помещаем туда "кусочек сахара". Затем, отделяя от него одну частицу за другой, равномерно распределяем их в стакане с водой. Так постепенно весь кусочек растворился.
Предположение: молекулы веществ действуют друг на друга, двигаются.
Чтение текста в учебнике стр.64 и заполнение маркировочная таблица: (Таблица 4)
- Можете сейчас сказать, почему подкрашенные капли жидкости растворились быстрее, чем сахар?
- Что можете сказать о молекулах в газообразных веществах?
5. Физминутка: покажите как расположены молекулы в твердых, жидких, газообразных веществах.
6. Стадия рефлексии.
Время 10 минут.
Цель: систематизация информации.
- Из чего состоят вещества?
- Чем отличаются твердое, жидкое и газообразное состояние вещества?
- Одинаковы ли молекулы у разных веществ? (разные,)
- Какие вещества отсутствовали в природе и были изобретены человеком?
Домашнее задание: стр.62 -64, задание №3 стр. 64. Подготовить дополнительный материал по темам: