4. Обсуждается вопрос «Физические свойства воды» по плану:
n Агрегатное состояние -
n Цвет -
n Запах -
n Вкус -
n Температура плавления -
n Температура кипения -
n Плотность воды при 40С -
n Плотность льда при температуре меньше 00С -
n Теплопроводность -
n Электропроводность -
n Теплоемкость -
n Способность растворять вещества -
Особое внимание уделяется аномальным свойствам воды, поясняется понятие «аномальный».
Учащиеся выполняют задание:
Рассмотрим некоторые аномальные свойства воды:
1) При плавлении железа его объем …….., а при затвердевании занимаемый объем становится………… . У воды все наоборот: 1кг льда занимает объем……., чем 1кг воды.
2) Наибольшая плотность воды, равная…….г/мл, наблюдается при 40С (давление нормальное); при 00С более низких и высоких температурах значение плотности немного меньше 1, в то время как у большинства веществ плотность…………….. .
3) У воды необычайно ………..теплоемкость. Как влияет на климат Земли это свойство воды?
5. При обсуждении вопроса «Вода- растворитель. Растворение. Растворы»:
- обращается внимание на то, что в воде растворяются и твердые вещества, и жидкости и газы (приводим примеры)
- разбирается вопрос: Каковы характерные черты растворов? (Однородные смеси, состоящие из нескольких компонентов: растворителя и растворенного вещества.
- приводятся фактические данные о том, что любая природная вода – раствор.
(Вода океанов содержит 35 г/л растворенных веществ, главным образом солей (NaCl,…);
Ежегодно с водами Волги в Каспийское море приносится более 60 млн.т растворенных солей
Питьевая вода из разных источников имеет разный химический состав, а значит и разный вкус…)
- выполняется лабораторная работа, выводы записываются в тетради.
Лабораторная работа №1
«Изучение растворимости различных веществ в воде»
Цели работы:
- Выяснить, все ли вещества растворяются в воде;
2. Как происходит растворение;
3. Какие условия влияют на скорость растворения.
Опыт 1.Изучение растворимости различных веществ.
В химические стаканы помещаем одинаковое количество различных веществ:
- Н2SO4- серная кислота (Демонстрация) Обязательно обращаем внимание на правила техники безопасности. Правила растворения серной кислоты!!!
- СuSO4 – сульфат меди
- KNO3 – нитрат калия
- NaCl – хлорид натрия
- CaCO3 - карбонат кальция
Приливаем к ним небольшое количество воды.
Тщательно перемешиваем.
Обсуждаются наблюдения, выделяются признаки химических реакций.
Обращается внимание на физическую сторону процесса – при выпаривании воды вещество остается неизменным (на примере СuSO4 или NaCl).
Демонстрация. Лабораторный опыт.
Наблюдения заносятся в таблицу в тетради (см. слайд).
Вещества
|
Что наблюдаем
|
Выводы.
|
Н2SO4
|
|
|
СuSO4
|
|
|
KNO3
|
|
|
NaCl
|
|
|
CaCO3
|
|
|
Делаются выводы:
- Не все вещества растворяются в воде.
- Различают вещества: растворимые, малорастворимые, практически не растворимые.
- Растворимость веществ можно определить двумя способами: экспериментально ( не всегда есть возможность) и теоретически, используя таблицу растворимости.
Работа с таблицей растворимости.
- Растворение – физико-химический процесс. (Рассматривается сущность процесса растворения: вначале под действием молекул воды происходит разрушение кристаллов растворенного вещества до мелких частиц – молекул(физическое явление), а затем происходит взаимодействие частиц растворенного вещества и частиц растворителя (химическое явление, сопровождается признаками химических реакций)).
Опыт 2. Влияние температуры на растворимость веществ.
О целях, проведении и результатах этих опытов рассказывают ребята, подготовившие проект, рассказ сопровождается демонстрацией слайдов.
Опыт 3. Влияние измельчения на растворимость веществ.
О целях, проведении и результатах этих опытов рассказывают ребята, подготовившие проект, рассказ сопровождается демонстрацией слайдов.
Общие выводы по работе:
n По растворимости в воде различают вещества: растворимые, малорастворимые, практически не растворимые.
n Растворение – физико-химический процесс.
n Нагревание и измельчение веществ ускоряет процесс растворения.
n Раствор – однородная смесь,
- многокомпонентная система, состоящая из: растворимого вещества, растворителя.
|