Современные ИКТ-технологии и традиционные учебники: конкуренция или взаимодополнение?
Ответов - 53
чт, 07/10/2010 - 22:41
Лилия Дестебеговна Эмирова
На сайте с: 28/02/2010
Баллы: 1068
Уважаемые коллеги! Информатизация общества в целом, и системы образования, в частности, все более стремительна. В настоящее время сложилась такая ситуация, когда школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, в он-лайн-библиотеках, а не в традиционных учебниках.
В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы. Учитель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного ученика. Однако, электронная образовательная среда способствуют формированию и новой роли учителя. В такой высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами учителя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков - глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных знаний.
Для решения данных задач необходимы и учебники, и базы данных информационно-поисковых систем по истории и литературе, памятникам архитектуры и произведениям искусства, филологии и языкам, биологии и географии и другим учебным предметам и дисциплинам. Учащихся необходимо научить не только работать с этими базами данных, но и наполнять их информацией, проводить ее поиск и анализ, искать ошибки и находить правильные ответы….
Нам бы очень хотелось, чтобы Вы на конкретных примерах из практики показали, в чем состоит конкуренция (или взаимодополнение) учебника и компьютера на уроках истории, обществознания, права, экономики, МХК; если это возможно, привели примеры использования конкретных компьтерных программ в учебном процессе.
Вопросы для обсуждения:
Каковы ваши приемы использования ИКТ на уроках?
Что, на ваш взгляд, всегда актуально в учебнике и не может быть заменено ИКТ-технологиями?
Зависит ли доля использования ИКТ-технологий на уроке от предмета?
С уважением, Эмирова Лилия Дестебеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарых и общественных дисциплин АИПКП
Уважаемые коллеги! Безусловно, использование ИКТ необходимо, это делает урок интересней и разнообразней. Но, к сожалению, полноценное и многообразное использование ИКТ пока невозможно в силу обстоятельств:
1) не во всех кабинетах истории есть соответствующая техника,
2) не все ученики и не все учителя обладают достаточной компьютерной грамотностью как пользователи,
3) не у всех есть электронные учебники и выход в интернет.
Поэтому, пока учебники используются как главное обучающее средство, а электронные пособия как вспомогательные. В основном, учителя используют ИКТ для составления презентаций в качестве иллюстраций. Так что о конкуренции учебников бумажного и электронного пока еще рано говорить (в селе это точно).
Добрый день, уважаемые коллеги! Я считаю, что современные ИКТ-технологии и учебник в современной школе выступают скорее всего как союзники, а не конкуренты. Совместное использование на уроках истории ИКТ - технологий и учебника делает учебный процесс более эффективным, разнообразным. Повышает мотивацию и помогает добиться хороших результатов в обучении.
Мусаева Альбина учитель истории и МХК МОУ "СОШ с.Староучергановка"
Уважаемые коллеги! Я считаю, что на сегодгняшний день учебный процесс без использования ИКТ невозможен, так как информационные технологии повышают уровень мотивации учащихся и их интерес к предмету. Но необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся, и подготовка к такому уроку требует больше времени.
Батурова Виктория Ильдаровна, учитель истории и обществознания МОУ "СОШ № 22"
Уважаемые коллеги! Оба учебника нужно использовать, используя плюсы того и другого. При составлении технологической карты и календарного плана необходимо продумать работу с учебными материалами обоих учебников. Это поможет поддерживать интерес.
Уважаемая Лилия Дестебеговна, время требует использования ИКТ в образовательном процессе. Это позволяет экономить время в ходе подготовки уроков как учителю, так и ученику, расширяет информационное поле, приобщает к современным технологиям.
ЦОР помогают оживить освещаемую тему, особенно на внеклассных мероприятиях, связыват теоретический материал с практической деятельнстью. Электронные учебники и ресурсы Интернет всегда под рукой, если есть компьютер. Но использование этого богатства на уроках возможно при оснащении школьных кабинетов необходимой техникой (а такое оснащение только желаемо)
Я считаю, что ИКТ- это только дополнение к традийионной форме обучения, которая способствует всестороннему развитию личности и позволяет сберечь здоровье.
Рыжкова Людмила Михайловна, учитель истории и обществознания
Приветствую участников форума! Я полностью согласна с мнением Виктории Ильдаровны о необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Мультимедийные материалы для младших школьников должны быть более красочными, содержать какие-либо игровые моменты (можно использовать персонажей из известных мультиков), это привлекает внимание, ребята активнее работают и меньше устают. Для старших школьников, наряду с тем, что материал должен быть объемным и глубоким желательно, чтобы в нем проглядывалась какой-то проблемный вопрос, на который ученикам захотелось бы ответить, это заставит их привлечь или поднять не только имеющийся у них материал в учебниках, но и воспользоваться Интернет- ресурсами.
А теперь о свете ...У нас, как и во многих городах России, бывают частые плановые отключения электроэнергии, поэтому мы, наученные горьким опытом, готовим второй вариант без использования ИКТ, это конечно дополнительная трата времени,но....
С уважением, Фомина Надежда Григорьевна, учитель истории и обществознания
Уважаемый Андрей Александрович! Интересно было бы узнать, какие именно электронные образовательные ресурсы Вы используете на своих уроках? Это электронные учебники, ресурсы Интернет, авторские ЦОРы?
С уважением, Эмирова Лилия Дестебеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарых и общественных дисциплин АИПКП
Уважаемая , Лилия Дестебеговна ! полностью с Вами согласна ИКТ - технологии это интересно и поуччительно. Огромное Вам спасибо за такой обширный методический, дидактический материал, к сожалению не все школы имеют соответствующее оснащение. К тому же необходимо учитывать российскую специфику - отключение света,когда учебный процесс основанный на ИКТ-технологиях может просто не состояться. Выход один - золотая середина: ИКТ-технологии+ живое слово учителя. Емельянова Наталья Петровна, учитель истории обществознания ОГАОШИсПЛП
Комментарий был изменен с момента создания (210675EM, пт, 10/12/2010 - 21:12).
Добрый день уважаемые коллеги! Полностью согласна с тем, что ИКТ-технологии и традиционные учебники не являются конкурентами. Использование ИКТ способствует более полному восприятию учебного материала,развивается образное представление учащихся и их творческие способности.Не всегда есть возможность проводить уроки с использованием ИКТ,поэтому уроки по традиционной методике остаются,есть и будут.
Погасий Нина Николаевна, учитель истории МОУ "Краснобаррикадная СОШ"
Уважаемые коллеги! Информатизация общества в целом, и системы образования, в частности, все более стремительна. В настоящее время сложилась такая ситуация, когда школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, в он-лайн-библиотеках, а не в традиционных учебниках.
В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы. Учитель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного ученика. Однако, электронная образовательная среда способствуют формированию и новой роли учителя. В такой высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами учителя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков - глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных знаний.
Для решения данных задач необходимы и учебники, и базы данных информационно-поисковых систем по истории и литературе, памятникам архитектуры и произведениям искусства, филологии и языкам, биологии и географии и другим учебным предметам и дисциплинам. Учащихся необходимо научить не только работать с этими базами данных, но и наполнять их информацией, проводить ее поиск и анализ, искать ошибки и находить правильные ответы….
Нам бы очень хотелось, чтобы Вы на конкретных примерах из практики показали, в чем состоит конкуренция (или взаимодополнение) учебника и компьютера на уроках истории, обществознания, права, экономики, МХК; если это возможно, привели примеры использования конкретных компьтерных программ в учебном процессе.
Вопросы для обсуждения:
Каковы ваши приемы использования ИКТ на уроках?
Что, на ваш взгляд, всегда актуально в учебнике и не может быть заменено ИКТ-технологиями?
Зависит ли доля использования ИКТ-технологий на уроке от предмета?
С уважением, Эмирова Лилия Дестебеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарых и общественных дисциплин АИПКП