« ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА РОДА А.С. ПУШКИНА И СОСТАВЛЕНИЕ СВОИХ РОДОСЛОВНЫХ».
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя с обозначением темы урока, его целей и задач. Девиз урока: « История рода должна давать нравственные уроки и задачи» - слова русского философа П. А. Флоренского.
Класс поделён на 3 группы учащихся и у каждой группы своё направление и свой объём работы. Но все вместе мы сможем достичь поставленных целей.
2. Ведущая.
Изучая в курсе общей биологии генетику, мы узнали, что это наука о наследственности и изменчивости. Особое значение для нас имеет генетика человека. Существует несколько методов её изучения: близнецовый, онтогенетический, цитогенетический, популяционный. Мы сегодня познакомимся с одним из самых интересных и доступных – генеалогическим. Генеалогический метод основан на прослеживании, какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод - это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен в конце 19 века Ф. Гальтоном. Система обозначений родословных была предложена Г. Юстом в 1931 году. Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные пригодились науке - помогли установить закономерности наследования многих заболеваний. Русский философ П. А. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». А известный английский генетик Курт Штерн считал, что все люди на Земле связаны между собой той или иной степенью родства. История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей, чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А. С. Пушкина занимает одно из первых мест. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистических статьях и в стихах упоминал их.
( стих «Моя родословная»).
3. Учитель.
Сегодня мы, исследуя родословную поэта, приоткроем завесу тайны рождения гения земли русской.
1 группа учащихся займётся вопросами наследования окраски кожи в ряду поколений на основе явления полимерии.
Вопросы 1 группе:
1/ Возможно ли, чтобы от первого брака Абрама Ганнибала родилась белокожая дочь Поликсена?
2/ Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные гены?
Вопросы 2 группе:
1/ Были ли сходны своими личностными характеристиками мать и отец поэта?
2/ Как на личности самого поэта и на его творчестве отразились наследственные признаки, переданные родителями и другими родственниками?
3 группа учащихся расскажет нам о составлении собственных родословных.
Для выполнения ваших мини- исследований необходимый материал предоставлен в папках. По истечении 7-10 мин 1 и 2 группы представят свои версии ответов.
ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ:
Результатом наших исследований можно считать доказательство возможности того, что, соединившись в одном человеке, в его геноме различные факторы в их пограничном, то есть в отличном от нормы, выражении оказались тем биологическим стимулятором творческой деятельности А.С. Пушкина. И при взаимодействии этих факторов с необыкновенной природной одарённостью Пушкина, дали нам гения. Не будь генеалогии и возможности её анализа, мы бы сказали, что гениальность А. С. Пушкина- случайность. Но есть родословная и наука генетика, благодаря которой мы можем её объяснить.
Учитель.Изучать родословные великих русских людей интересно, познавательно и патриотично, но не менее интересно, увлекательно и полезно заняться изучением и составлением собственных родословных, узнать, веточкой какого древа являетесь вы сами. Слово 3 группе учащихся.
ВЫВОД 3 ГРУППЫ:
Заниматься составлением своих родословных увлекательное и полезное занятие. Можно заинтересовать всю свою семью, создать целый семейный архив или даже музей семьи: фотографии, личные вещи, посуда, одежда, награды, грамоты, рукописи, документы- всё это уникально, ценно и помогает ощутить связь поколений и времён. Воссоздание родословной – это и ценный медицинский документ, который будет необходим детям и внукам, если придется обратиться в медико- генетическую консультацию.
ЗАВЕРШЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Урок подходит к концу, но главные исследования ещё впереди. Давайте вспомним слова ведущей о том, что свою генеалогию раньше знали только аристократические и богатые семьи, в наши дни у нас с вами есть такая же возможность изучить свою генеалогию, только не ленись! Но вопрос не только в этом. Почему именно эти семьи интересовала их генеалогия? Потому что эти выдающиеся люди, как правило, гордились своими предками. А чтобы гордиться, надо прежде всего знать какими они были, знать историю своего рода. Это первый серьёзный шаг в познании самого себя. Зная историю своего рода, в какое историческое время жили те или иные ваши предки, вы наверняка заинтересуетесь историей своего города, своей родины, где выросли вы и ваши предки и будет лишний повод гордиться своей страной.
На: « ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА РОДА А.С. ПУШКИНА И СО
Марина Валентиновна, интеграция прекрасная. сама идея отличная. Спасибо.
С уважением, Галина Анатольевна.