Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Цикл уроков по творчеству И.С Тургенева

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хребтищева Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №6 г. Петровска" Саратовской области
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей возникновения «Записок охотника».
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 

n      Ельцова О.В., Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 7 класс. – М.:ВАКО, 2006

n      В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ.7 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева и др.

 

 

n      http://www.turgenev.org.ru/index.html - Интернет проект "Знаменитые люди Орловской губернии"

Используемое оборудование: 

презентация

Ход урока:

(предварительно учащиеся получили задание, написать, какие вопросы они бы задали Тургеневу, если бы у них появилась возможность взять у него интервью)

I.                   Вхождение в тему. Заочное интервью с И.Тургеневым.

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит ещё раз соприкоснуться с творчеством замечательного писателя-классика – Ивана Сергеевича Тургенева. (слайд №1) У вас была возможность задать ему заочно вопросы, давайте посмотрим, что же ответил нам  великий классик. Итак интервью с И.Тургеневым ( слайды №2—8)

 

II.  Повторение. Действительно, несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически относился к крепостному праву. Приведите пример произведения И.Тургенева,  которое подтверждает мою  мысль («Му-му»).(слайд №9) Сегодня же мы познакомимся с ещё  одним произведением автора, которое называется «Бежин луг». (слайд №10)

III. История цикла «Записки охотника». Раннее творчество - это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Первым появился очерк «Хорь и Калиныч»(1747г), который произвёл огромное впечатление на читателей. Напомните, что означает термин «очерк»? (Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо)

В.Г.Белинский (слайд №11)  так объяснял повышенное читательское внимание к произведению: «неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ. В центре очерка «Хорь и Калиныч» два крестьянских характера. (Зачитаем фрагмент от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга» до слов «Калиныч любил и уважал Хоря».)(слайд №12)

Обратим внимание на взаимоотношения таких разных людей: они «приятели» (то есть люди, приятные друг другу), испытывают взаимную симпатию.

Хорь и Калиныч - две стороны единого национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к жизни -и мечтательность, деловитость, предприимчивость - и пренебре­жение к материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь - к людям, к обществу. Весь рассказ построен на антитезе -изображении двух противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров.

Обратим внимание на значение имен героев, на их соответствие своим прозвищам.

По мнению Тургенева, единство этих двух разных характеров, соединение общественного и естественно-природного гармонично, а гармония материального и идеального, социального и природного предвещает русскому народу великое историческое будущее.

IV. Об истории рассказа «Бежин луг». Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о соз­дании рассказа,(слайд 13) была сделана в августе 1850 года: «Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». Уже в феврале 1851 года произведение было напечатано в журнале «Со­временник».

Этот рассказ Тургенева породил самый громкий отклик в прак­тике русской школы. Его начали изучать почти сразу же за создани­ем. Произведение так интересовало словесников, что его включили даже в курс старших классов.

Цензура многое исключила: рассказ Кости о Тришке-Антихристе, упо­минания о леших, упоминание о том, что Акима-лесника утопили -о разбое писать не полагалось, и в рассказе событие описали так: «Аким-лесник утоп». Был убран и постскриптум о гибели Павлуши. Но даже и такой «причесанный» цензурой рассказ сохранил свою прелесть и стойкое место в школьном образовании. Сейчас мы читаем его в том виде, в каком его представил на суд читателей И.Тургенев

V. Выразительное чтение рассказа

VI. Беседа по рассказу

  • Попробуйте составить план рассказа, на какие эпизоды можно разделить
  • Перечислите действующих лиц очерка

 

VII. Рефлексия, домашнее задание. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового о Тургеневе вы узнали? Цель урока была: познакомиться с историей возникновения очерка «Бежин луг», мы достигли её?

            Дома: Перечитать очерк. Подготовьте характеристику мальчиков из произведения

Урок№2.

 Тема: «Герои рассказа И Тургенева «Бежин луг» (слайд 14)

Цель урока: развивать навыки анализа текста

Оборудование:  презентация

 

Ход урока:

 

I.                   Диктант «Понятийный» (слайд 15)

Допиши недостающее слово-термин:

 

 1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо____________

2. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер ___________________

3. Изображение природы в лит-ре и живописи____________

4. Построение, структура художественного произведения __

5. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___

6. Слова, характерные для определённой местности________

7. Слова,  характерные для простого разговорного языка___

Взаимопроверка, проверка и оценивание(слайд 16)

II. Поясните, как связаны эти понятия с произведением, которое мы анализируем.

III. Цель нашего урока: дать характеристику героям очерка «Бежин луг». Давайте вспомним план характеристики литературного героя (слайд 17)

  1. Портретная характеристика
  2. Поведение
  3. Характер
  4. Отношение к нему автора

Дополнительный пункт:

-  История, которую рассказывает герой

(учащиеся дают характеристики героям очерка)

 

IV. Кто их мальчиков больше всех знает страшилок-небылиц и чаще других их рассказывает? (Павлуша и Ильюша).

Давайте сравним рассказы этих мальчиков.(слайд 18)

Вопросы

Павлуша

Ильюша

1. О ком в страшилках рассказывают мальчики?

 

 

2. О ком из «загадочных» героев рассказывают оба мальчика, чем отличаются их рассказы

 

 

3. Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?

 

 

4. Какие непривычные слова вам встретились в речи мальчиков?

 

 

  1. Какова речь мальчиков (подберите эпитеты)

(слайд 19)

 

 

 

V. Анализ очерка.

·        Какой пункт в характеристику героев мы не внесли? (речь героев).

Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев.

·        О ком автор рассказчик говорит: «Что за славный мальчик»? (Павлуша) (слайд 20)

·        Как сложилась судьба Павлуши? (убился, упав с лошади) (слайд 21)

·        Почему автор заканчивает свой очерк сообщением о гибели Павлуши? (слайд 22)

( гибель предсказана в разговоре о водяном. «Своей судьбы не минуешь»)

VI. Рефлексия. Кто из героев у вас вызвал симпатию и почему?

VII. Домашнее задание. (слайд 23)Найти в очерке пейзажные зарисовки, подготовить пересказ любого из них, повторить изобразительно-выразительные средства языка(тропы)

 

 

Урок№3.

 Тема: «Человек и природа в очерке И.В.Тургенева «Бежин луг» (слайд 24)

Цель урока: показать взаимосвязь человека и природы в очерке, определить роль пейзажа

Оборудование:  презентация

 

Ход урока:

 

I.Диктант «Понятийный» (слайд 25)

Запиши название изобразительно-выразительного средства:

  1. образное определение                                                  1___________(эпитет)
  2. скрытое сравнение                                                       2___________(метафора)
  3. предание неживому предмету свойств живого         3___________(олицетворение)

Какое средство выразительности использовано:

  1. «чистые, словно обмытые»                                         4____________(сравнение)
  2. «заря пылает пожаром»                                               5____________(метафора)

 

 

II. Взаимопроверка, проверка, оценивание (слайд №26)

III. Все эти средства используются при описании пейзажей, в очерке «Бежин луг» таких описаний довольно много, для чего это делает Тургенев, мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. Напомню, что родился И.С.Тургенев в средней полосе России, в имении  Спасское-Лутовиново. Описания природы в очерке очень напоминают описание природы именно этих мест (слайд №27)

IV. Проверка домашнего задания (пересказ пейзажной зарисовки)

V. Анализ эпизодов-описаний природы

  • Дайте название описаниям пейзажей (слайд№28-32)
  • Определите, какими средствами выразительности пользуется автор при описании природы ( работа по группам), защита ответа
  • Можно ли сказать, что изменения в природе отражают настроения в душах героев?

VI. Вывод по уроку. С какой целью Тургенев использует описание природы?

(пейзаж помогает увидеть связь человека и природы. Пейзаж – это природа, увиденная глазами человека. Какой видит её человек? Как связана внутренняя, душевная жизнь человека с жизнью природы? Об этом заставляет задуматься пейзаж в произведении.)

VII. Рефлексия. Для чего же писатели используют в своих произведениях описания природы

VIII Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему «Человек и природа», подготовиться к итоговому тестированию по очерку «Бежин луг» (слайд №33)

 

Итоговый тест (проводится в начале следующего урока) (слайд №34-35)

  1. Напишите имена мальчиков, сидевших у костра в ночном
  2. Как звали собаку героя-рассказчика?
  3. Узнай героя по описанию:

«Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.»

  1. 4. Кто из мальчиков рассказывал о домовом?
  2. О ком сказал автор-рассказчик: «Что за славный мальчик»?
  3. Кто такой Тришка?
  4. Как сложилась судьба Павлуши
  5. Как звали самого маленького мальчика?
  6. «Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило…» - что за средство выразительности?
  7. Почему автор-рассказчик оказался у костра с ребятами-пастушками?

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Марина Владимировна Дмитриева

На: Цикл уроков по творчеству И.С Тургенева


Елена  Юрьевна, а  где  можно  посмотреть  презентацию к  урокам?  Вы    в  своей  работе указываете  номера  слайдов.



Будем говорить по-русски!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн