Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 00:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сторожева Татьяна Юрьевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №6" г. Петровска
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
•Рассмотреть основные аспекты литературоведческого анализа образа литературного героя. •Понять главную идею повести и её значение в творчестве Гоголя и во всей русской литературе. •Способствовать развитию логического мышления и коммуникационной культуры учащихся.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
22

Ход урока

 

1.     Погружение в эпоху

Россия 20-30 годов XIX века – назовите основные признаки внешней политики

—        Аракчеевщина

—        Крепостное право

—        Поражение декабристов

—        Реакция

Работа с презентациями ( заранее подготовленные выступления учащихся)

  1.  Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата. Названа по имени любимца Александра I генерала графа Аракчеева А.А., фактически правившего страной в 1815-1825. После победы над Наполеоном Россия жила ожиданиями глубоких перемен в государстве. Деятельность ряда либеральных представителей правительства порождала иллюзии конституционализма, но реально в политике преобладали бюрократизация управления, военная сила для подавления инакомыслия. Проведение в жизнь этой политики было связано с именем Аракчеева А. А. Исторически период временщиков был позади, и, тем более, нелепо выглядела фигура Аракчеева А.А., значение которого в последний период правления Александра I было очень большим. Значение Аракчеева А.А. выражалось не в его постах и званиях. Он не был тщеславен, вёл скромный образ жизни, от всех царских пожалований отказывался, неизменно заявляя, что ему достаточно "благоволения" императора. Но за этим подчёркнутым аскетизмом и сухостью скрывалось колоссальное властолюбие. Очень часто у таких людей даже добрые действия вызывали в обществе опасения и страх. Аракчеев А.А. буквально завораживал Александра I беспрекословным выполнением его указаний. Угрюмый, необщительный, он требовал ото всех одного - строгого исполнения служебных обязанностей. Его суровость часто доходила до жестокости и была своего рода террором по отношению к подчинённым; поощрялось не просто чинопочитание, а пресмыкательство перед вышестоящими. Аракчеев А.А., подчёркивавший свою приверженность порядку, понимал его упрощённо, как буквальное и бескомпромиссное выполнение приказов начальства, или, как говорил он сам, "без умничанья". В армии это вылилось в бесконечные плац-парады, муштру, жестокое обращение с солдатами. Порядок в армии по-аракчеевски означал единообразие формы, аккуратно побеленные казармы, своевременные доклады, проверки и др.всевозможный контроль. Характерные черты аракчеевщины: планомерное и беспощадное проведение крепостнической реакции, насаждение шпионства, преследование вольномыслия, цензурные притеснения печати, мелочная формалистика, расправа с протестующими. Многократно подавлялись крестьянские выступления. Яркое проявление аракчеевщины - устройство военных поселений. Это особая форма комплектования и содержания армии, при которой солдаты соединяли военную службу и крестьянскую работу на земле.

2. Крепостное право - Соборное Уложение от 1649 г. устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невоможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле).

 

—        Однако, и согласно Соборному Уложению от 1649 г. владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»).

 

—        С 1741 помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды владельческого крестьянства; 2-я половина XVIII в. — завершающий этап развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России. Однако на значительной части территории страны, на русском Севере, на большей части Уральского региона, в Сибири (где основную массу сельского населения составляли черносошные, затем государственные крестьяне), в южных казачьих областях крепостное право не получило распространения.

3. Поражение декабристов

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

 

  1. Предпосылки

Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости, которая все более унижала патриотические чувства духовной элиты. Его ликвидация осознавалась передовыми русскими дворянами как самая насущная задача, открывающая стране дорогу к прогрессу. Война 1812 г. продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа, крестьянства. В ходе

      походов русские дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе. Вот почему, возвратившись, они так болезненно стали воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян, которые спасли страну от иноземного тирана, но которых “продолжали тиранить господа”. Таким образом, с одной стороны, желание помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию, а с другой - предотвратить возможность повторения “пугачевщины”, угрожающей “островкам” европейской цивилизации в России, толкали часть дворян к активным действиям. Неслучайно декабристы называли себя “детьми 1812-го года”. Политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, перемежающийся попытками возвратиться к политике реформ. Угасание последних надежд в царе-реформаторе вызвало сплочение передовых людей эпохи, решившихся

воплотить в жизнь то, что так и не сумел совершить император. Реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в

Европе и подавление там революционных выступлений. Влияние идей европейского Просвещения (теории народного суверенитета, парламентаризма, демократии, социальной справедливости, разделения властей) и особенно его революционного направления.

Влияние опыта американской и Великой французской революций, революционного движения в Испании, Италии, Греции; Демократическая традиция русской общественной мысли, связанная с именами Новикова и Радищева. Психологическая атмосфера начала XIX в. Русские дворяне этой эпохи принимали активное участие в исторических событиях мирового масштаба. Вернувшись же

после победоносной войны с Наполеоном к светской жизни и казарменной обыденности, они начали испытывать чувство неудовлетворенности и дискомфорта, пытались заполнить образовавшийся духовный вакуум идейными спорами, общественной деятельностью, направленной на благо страны.

 

2. Особенности декабристского движения

Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы.Феномен дворянской революционности во многом

объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в его духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.

Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции. Декабристы не опирались на какой либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа.

 

3. Восстание декабристов

 

Планы заговорщиков. Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом и Обществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного Константину, т.к. у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату - Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили присягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии. В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями

власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную

позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него. Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным.

Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат “добром” или под угрозой оружия издать “Манифест к русскому народу”, в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства, политические свободы и пр.

 

4. Причины поражения восстания декабристов

 

Узкая социальная база, ориентация на военную революцию и заговор.

Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.

Отсутствие необходимого единства и согласованности действий;

Неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;

Культурная и политическая отсталость крестьянства и рядового состава армии.

 

4. Реакционный характер внутренней политики России в 1825-1830 годы

—        После подавления восстания 14 декабря 1825 г. Николай I говорил: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни».

—        Верный этой позиции, Николай I жестоко расправлялся с революционным движением. Хотя при Николае I были устранены или частично устранились сами от деятельности Аракчеев, Магницкий, Рунич, мракобес Фотий и некоторые другие лица, являвшиеся проводниками реакционной политики при Александре I, тем не менее это ме изменило положения. На смену им Николай I подбирал себе сподвижников - не меньших реакционеров, принадлежавших за редким исключением к числу посредственностей, ничтожных людей, которые всеми мерами стремились к удушению общественной и революционной мысли.

—        Среди таких реакционеров первое место занял Бенкендорф. Бенкендорф происходил из прибалтийских немцев. Во время царствования Александра I он командовал драгунской дивизией. Еще тогда он проявил себя жандармом «по призванию». Он написал Александру I специальную докладную записку о декабристах, на которую Александр I в свое время не обратил особого внимания, но которую сразу заметил и выделил Николай I. Николай I оценил Бенкендорфа «по заслугам» и назначил его в 1826 г. начальником III отделения «собственной его величества канцелярии», которое стало центром политического сыска в стране.

—        Для подавления массового движения в распоряжение III отделения был придан корпус жандармов, шефом которого стал Бенкендорф. На этих должностях начальника III отделения и шефа корпуса жандармов Бенкендорф оставался до своей смерти, опутав щупальцами тайной полиции всю страну. Современники характеризовали Бенкендорфа как человека жестокого, необразованного.

—        Возглавлямое им III отделение имело своей целью борьбу с революционным движением в стране. На его обязанности лежало следить «за настроением умов», раскрывать тайные революционные организации, следить за антиправительственными действиями. III отделение получило исключительные права и полномочия. Оно действовало бесконтрольно, подчиняясь только самому царю. Созданием III отделения Николай I стремился подавить в зародыше всякое революционное движение. III отделение осуществляло также контроль и над печатью, хотя цензурой во время Николая I формально ведало министерство просвещения. В 1826 г. был издан новый цензурный устав. В нем содержалось 230 статей.

—        Этот устав вводил так много ограничений, что его прозвали «чугунным». В 1828 г. был принят новый, несколько смягченный устав, но и это не изменяло положения с цензурой, которая целиком была поставлена на службу охраны незыблемости крепостного строя и самодержавия. Цензоры свирепствовали, особенно после революционных событий в Европе, происшедших в 1830 и 1848 гг.

—        Под давлением цензуры были закрыты в 30-х годах «Литературная газета», журнал «Европеец» (1832), «Московский телеграф» (1834), «Телескоп» (1836) и другие издания.

—        Не менее реакционная политика проводилась Николаем I и в области просвещения.

—        В 1827 г. был принят закон, по которому крепостным крестьянам запрещалось поступать в средние и высшие учебные заведения - гимназии и университеты. Это распоряжение мотивировалось тем, что лица не свободного состояния, во-первых, заражают своим настроением остальных учащихся и, во-вторых, тем, что даже у примерных из них, вскоре по окончании учебного заведения, в связи с полученным образованием, появляется недовольство своей судьбой и растут революционные и оппозиционные настроения. Очень ясно эти реакционные взгляды на просвещение сформулировал сам Николай I, который поручил Бенкендорфу передать А. С. Пушкину, составившему записку «О народном воспитании», следующее:

—        «Принятое вами (т. е. А. С. Пушкиным) правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило, опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей».

—        В 1828 г. была введена сословная система образования: одни школы учреждались для дворян, другие - для купцов и третьи - для людей низшего состояния. Число последних школ было крайне незначительным, так как Николай I и его сподвижники больше всего опасались, что просвещение будет способствовать росту революционных настроений в низших классах.

 

2.     Постановка темы. Определение задач урока.

·        Какое литературное направление развивается в это время в литературе? Почему?

·        Какие темы наиболее популярны, почему?

·        О каком герое идёт речь в следующем отрывке?

«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

·        Напомните историю жизни Самсона Вырина, как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?

  • Определите тему сегодняшнего урока.

Маленький человек Н.В. Гоголя

3. Анализ художественного текста с использованием приемов развивающего обучения.

 

  • Поработаем с текстом, найдём описание героя

Ваша задача – внимательно вглядывайтесь в текст, ищите меткие гоголевские характеристики, описания, разъяснения. Отвечайте на вопросы только гоголевским текстом.

Используя собранный материал, подготовьтесь к следующему заданию:

        расскажите о Башмачкине

  • От лица самого Башмачкине (обратите внимание на интонацию)
  • От лица сослуживцев (не забывайте об интонации!)
  • От лица значительного лица (не забудьте сменить интонацию, манеру рассказа!)

(самостоятельная работа в парах)

 

Имя, фамилия и их значение

 

Внешность

 

Речь

 

Отношение людей к Башмачкину

 

Отношение героя к работе

 

Болезнь и смерть

 

 

Каким предстал  Акакий Акакиевич  перед нами?

Какие чувства вызывает, объясните свои ощущения?

Какие языковые детали позволяют читателю увидеть образ главного героя?

4.     Подведение итогов урока. Сравнительный анализ героев А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя

Напишите синквейн

Самсон Вырин

А. А. Башмачкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что общего у героев?

Как изменился «маленький человек», стал ли он счастливее?

 

5.     Домашнее задание

Мы сегодня познакомились с героем, увидели, услышали его, а дома вы должны подготовить презентации на следующие темы

·        История создания и замысел повести «Шинель» (почему писатель обратился к этой теме?

·        Сюжет и композиция повести «Шинель» - задание для сильных учащихся

·        Образ значительного лица в повести «Шинель» - задание для слабых учащихся

·        Образ главного героя в повести «Шинель» - задание для слабых учащихся

·        Составить вопросы к игре «Умники и умницы» по повести Н.В.Гоголя «Шинель» - задание для сильных учащихся

(Учитель даёт задания, не комментируя их сложность)

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Марина Владимировна Дмитриева

На: Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Ш


Большое  спасибо  за  урок, Татьяна  Юрьевна!




Фото пользователя Наталия Георгиевна Макарова

На: Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Ш


Тема интересная и хорошо знакомая, но вы смогли её раскрыть, используя богатый исторический материал. Спасибо.




Фото пользователя Елена Александровна Уткина

На: Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Ш


Очень интересный и богатый исторический материал ,хорошо раскрыта тема, большое спасибо.




Фото пользователя Елена Александровна Уткина

На: Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Ш


Очень интересный и богатый исторический материал ,хорошо раскрыта тема, большое спасибо.




На: Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Ш


Очень люблю творчество Н.В. Гоголя, урок заинтересовал интеграцией истории и литературы. Спасибо за материал.




На: Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Ш


Уважаемая Татьяна Юрьевна! Очень хороший урок по теме "Изображение "маленького человека" в произведениях 19 века с разнообразными формами работы учащихся с текстом литературного произведения. Коллега.




На: Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Ш


Татьяна Юрьевна! Большое спасибо за урок. Кроме литературоведческого анализа произведения, вы даете глубокий исторический анализ эпохи, устанавливая тем самым межпредметные связи. Спасибо!

Комментарий был изменен с момента создания (Tysja2524, вс, 03/11/2013 - 17:45).



На: Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Ш


Понравилось домашнее задание разноуровнего характера.А к вопросу о возможности маленького человека быть счастливым неплохо бы предложить порассуждать,сможет ли "маленький " человек когда-нибудь стать "большим".

фомичева о.в.
 



Будем говорить по-русски!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн