Мне хочется отметить преимущества работы с контурными картами:
1. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
2. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
3. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.
4. Работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность.
5. Такие работы развивают эстетический вкус.
Понятно, однако, что использование контурных карт в учебно-воспитательном процессе будет эффективным лишь при соблюдении ряда условий:
· четкое осознание учащимися цели выполняемой работы и прогнозирование учебного результата;
· усвоение ими требований к работе с контурными картами (правил выполнения работы);
· формирование представления о последовательности выполнения отдельных действий, их технике и т.п.;
· постепенное усложнение заданий;
· последовательное возрастание степени самостоятельности их выполнения;
· совмещение посильности заданий с их развивающим характером, не допускающим стереотипизации, которая вызывает отторжение.
Как и любая образовательная деятельность, работа с контурными картами эффективна лишь при ее четком планировании и последовательном внедрении учителем во все школьные курсы географии.
|
На: Работа с контурными картами как одна из форм развития творче
Ольга Петровна согласна с вами и правильно делаете я на своих уроках по технологии с трудом заставляю заполнять технологические карты,знаю как и вам тяжело заставить учащихся их заполнять,у них другие интересы а названия городов они ищут в телефоне
Наумова Наталия Алексеевна NAtaliyAlekceevNAumova
На: Работа с контурными картами как одна из форм развития творче
Уважаемая Ольга Петровна! Я работаю учителем географии более 20 лет, и конечно у меня сложилась своя система работы с контурными картами. Я соглашусь со своими коллегами, что работа с ними действительно эффективна лишь при ее четком планировании и последовательным внедрении учителем во все школьные курсы географии, начиная с 6 класса.
Лысенко Ольга Ивановна, с.Б.-Шереметьево, Тамбовская область
На: Работа с контурными картами как одна из форм развития творче
Уважаемая Ольга Петровна!
Я совершенно с вами согласна, действительно карту по праву называют "вторым языком " географии. Для того чтобы знать карту, необходимо постоянно ею пользоваться, видеть её перед глазами, обращаться к разнообразным картам атласа. Для того чтобы уметь пользоваться картой, необходимо тренироваться в работе с контурными картами на разном географическом материале. Главное нужно избегать нанесение лишней информации, четко и точно следовать предложенным учителем заданиям, не копировать карты атласа.
На: Работа с контурными картами как одна из форм развития творче
Уважаемая Галина Валентиновна!
Спасибо Вам за комментарий.
Для обучения школьников географии с использованием Интернет на профильном уровне и для проведения лабораторных, практических, самостоятельных работ и проектов был разработан интерактивный практикум по контурным картам. Мне он показался очень интересным... http://atlas.edu.ru/
На: Работа с контурными картами как одна из форм развития творче
Уважаемая Ольга Петровна! Я хоть и не являюсь учителем географии, но хорошо помню, как любила их заполнять и работать по ним, учась в школе. Это было, пожалуй, любимое моё занятие. Поэтому, наверное, и карту знаю неплохо до сих пор. В век компьютеризации задания по контурным картам, на мой взгляд, не потеряла своей актуальности, поэтому учителя географии должны продолжать шире применять этот вид работы!
В свою очередь, приглашаю Вас, как учителя предмета, близколого к проблемам экологии, посетить мой блог "Экологизация как фактор интеграции школьных предметов"
На: Работа с контурными картами как одна из форм развития творче
Ольга Петровна!
Совершенно согласна, что практические работы с использованием контурных карт делают урок географии более эффективным, способствуют прочности усвоения знаний. Сама как учитель географии часто организую различные виды деятельности школьников с контурными картами. Задания могут быть как обязательными, так и дополнительными, выполняемыми по желанию ученика, зачастую иметь творческий характер, что позволяет дифференцировать обучение. Работа с контурными картами помогает реализовать деятельностный подход в обучении. К тому же дети с охотой выполняют задания с контурными картами.
С уважением, Быченкова Лилия Андреевна.
На: Работа с контурными картами как одна из форм развития творче
Уважаемая Лилия Андреевна!
Очень рада, что данная тема Вас заинтересовала!
Хочется привести несколько примеров использования мною контурных карт на уроке.
Контурная карта-задание
(исследовательского, творческого характера)
Цель:
- активизация познавательной деятельности школьников в процессе обучения;
- развитие творческих, исследовательских и поисковых навыков учащихся.
Задание № 1.
Учащемуся предлагается схема «гипотетической» местности, с природными ресурсами, с элементами природной среды (не более 5-6), указан масштаб; задача ученика: «освоить район» –построить шахты, рудники, дороги, каналы, электростанции, заводы и т.д., т.е. все то, что он считает необходимым для развития данной местности. Задание не имеет однозначного решения.
От учеников требуется знание закономерностей размещения производств народного хозяйства, умелое применение схем и таблиц учебника, умение заглянуть вперед, в будущее, предусмотреть последствия экономической деятельности.
«Защита» проектов учит ребят отстаивать свою точку зрения, доказывать на конкретных фактах их достоинства, видеть недостатки.
Задание № 2.
Практическая работа с контурной картой по определению расстояния от своего города (или населенного пункта) до ближайшего моря.
Цель: развитие умений и навыков определять расстояния по карте.
Задание:
- используя физическую карту России, нанести на контурную карту моря, омывающие ее берега;
- соединить прямой линией свой населенный пункт (или город) с ближайшим морем;
- используя масштаб карты, измерить расстояние и высчитать удаленность в км.
Результативность:
- укрепляются практические навыки при работе с картами;
-повторяется изученный материал по теме;
- развиваются исследовательские умения и навыки.