Подготовка воспитателя:подобрать материал для рассказао хохломской росписи; приготовить предметы росписи, иллюстрации с их изображением.
Организация и методика проведения занятия
Воспитатель показывает детям предметы росписи,стоящие на столе, часть—-на экране.
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары.
Поставцы, розетки, чаши.
Ложки золочёные,
Бочата кручёные.
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
-Посмотрите и скажите, какой росписью украшены этипредметы.
Сейчас я вам немногорасскажу об этой росписи: где она родилась, для чего служит,какие предметы расписывают этой росписью.
Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду . Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…
Рассказ детям о хохломской росписи
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда этанравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.
С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые частовидят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется,кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.
После рассказа предлагается детям назвать предметы,исписанные хохломской росписью, которые стоят на столе:
—Как одним словом можно назвать эти предметы? (предметы быта.)
-Назовите элементы, встречающиеся в узорах. (когдадети их назовут, дается их правильное название.)
-Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи ихназывают по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые дети назвали правильно (ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка).
Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Затем детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе).
Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. (2—3 ребенка повторяют названия элементов.)
-Какие цвета встречаются в узорах?(четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный)
После того как дети назовут цвета, они берут карточки, лежащие на столе, и рассматривают их. Затем называютэлементы, которые использованы в узоре, их цвета.
Далее дети показывают свои картинки и рассказывают, какие цвета и элементы они использовали в узорах.
После 3—4-х рассказов воспитатель делает вывод: отмечается, что сегодня узнали дети".
Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. С егодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа.
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши —
И чего здесь только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!
С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые частовидят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется,кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.
После рассказа предлагается детям назвать предметы,исписанные хохломской росписью, которые стоят на столе:
—Как одним словом можно назвать эти предметы? (предметы быта.)
-Назовите элементы, встречающиеся в узорах. (когдадети их назовут, дается их правильное название.)
-Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи ихназывают по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые дети назвали правильно (ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка).
Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Затем детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе).
Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. (2—3 ребенка повторяют названия элементов.)
-Какие цвета встречаются в узорах?(четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный)
После того как дети назовут цвета, они берут карточки, лежащие на столе, и рассматривают их. Затем называютэлементы, которые использованы в узоре, их цвета.
Далее дети показывают свои картинки и рассказывают, какие цвета и элементы они использовали в узорах.
После 3—4-х рассказов воспитатель делает вывод: отмечается, что сегодня узнали дети".
Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. С егодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа.