Сроки |
Темы |
Кол-во
часов
|
Темы, задания, проекты + ЦОРы |
Виды контроля (варианты) |
Знания понятий, умения и навыки |
ИКТ |
МХК |
Русский язык |
1.1 |
Введение. Книга и ее роль в жизни человека. Книга как явление культуры и искусства. |
1 ч. |
Возможна презентация портретов писателей, упоминаемых в статьях учебника, но здесь нельзя переборщить, так как основное внимание необходимо сосредоточить на высказываниях этих людей о литературе.
Оптимальный вариант: составить презентацию из слайдов 1) с латинским афоризмом о долговечности искусства, 2) надписью над входом в библиотеку Рамзеса , снабдив их вопросом: почему так?, и 3) инструк-цией "Как составлять тезисный план"
|
О. Хайям, И.В. Гёте, У. Шекспир (портрет и краткая справка о поэте) |
Словообразовательный анализ слов писатель, читатель
Синонимы: писатель, литератор, сочинитель, прозаик
|
Диагностирование умения бегло и выразительно читать, понимать смысл прочитанного, по существу отвечать на вопросы (выявляются в процессе беседы по вопросам учебника).
|
Понятия: книга, искусство.
Умение составлять тезисы и план прочитанного.
Навык поиска нужной информации
|
|
Мифология. Из греческой мифологии. Мифы о героях: "Пять веков". "Прометей". |
1 ч. |
Короткая презентация о Троянской войне (на основе материалов учебника) |
Гомер. Переводы "Илиады" Н.И. Гнедича и В.А. Жуковского.
В.А. Серов. "Похищение Европы".
Скульптурные изображения Прометея.
Статуя Геракла. Скульптор Лисипп
Статуя Геракла Фарнезе.
|
Значение крылатых слов и выражений: ахиллесова пята, яблоко раздора, муки Тантала, олимпийское спокойствие, сизифов труд
Восклицательные предложения в мифе о Прометее.
|
Проверить: тезисный план статьи.
Чтение и различные виды пересказа
|
Понятия: миф, легенда, сказание; мотив в произведении искусства.
Обучение умению осмысливать прочитанное и отвечать по существу на вопросы .
Навык подробного пересказа текста мифа
|
1.2 |
Жанр мифа. "Яблоки Гесперид". Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту. |
1 ч. |
Проекты групп учащихся к уроку:
1. Презентация о двенадцати подвигах Геракла.
2. Презентация о названиях планет, звёзд и созвездий, взятых из античной мифологии.
|
Написание имён собственных (имён героев античной мифологии, названий планет, созвездий и звёзд, названий произведений литературы и искусства). |
Понятие о мифе.
Художественный пересказ мифов о подвигах Геракла
|
Понятие мифа и мотива в произведении искусства (закрепление).
Формирование умения работать в группе и навыка представлять результаты групповой работы.
|
|
Греческие мотивы в разных видах искусства. |
1 ч. |
1. Презентации о произведениях на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве |
Слова и выражения, передающие состояние человека (эпизод, когда Геракл держит небесный свод вместо Атласа) |
Пересказ-комментарий к презентации |
Формирование умения работать в группе и навыка представлять результаты групповой работы.
|
1.3 |
Фольклор. Предания, легенды, сказки
Жанр предания. "Солдат и смерть"
|
1 ч. |
Исследовательский проект. Составление словарных статей о персонажах славянской мифологии (работа в группах) |
Летописное предание или литературная обработка предания о граде Китеже.
Опера Н.М. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже".
|
Диалог. Знаки препинания при диалоге. |
Выразительное чтение, чтение по ролям.
Умение отвечать на вопросы по тексту произведения
|
Понятия: легенда, предание.
Обучение умению анализировать текст, создавать портретную характеристику персонажа.
Формирование умения работать в группе и навыка представлять результаты групповой работы.
|
|
Предание "Как Бадынко победил одноглазого великана". Художественные особенности предания. |
1 ч. |
Исследовательский проект. Составление словника мифологии своего народа. |
Миф о циклопе Полифеме. |
Диалог. Вопросительные предложения. |
Выразительное чтение, чтение по ролям .
Умение отвечать на вопросы по тексту произведения
|
Особенности преданий: историческая основа, простота повествования, характеристика персонажей и их поступков, диалогический текст.
Обучение умению анализировать текст, сравнивать произведения.
|
1.4 |
Жанр сказки. "Сказка о молодильных яблоках и живой воде". Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. |
1 ч, |
Проект. Фестиваль, посвящённый сказкам. |
Работа с иллюстрациями по рисункам К.В. Кузнецова. Сказочные богатыри в руском искусстве: живописи, музыке, кино. |
Афоризмы и крылатые выражения в сказке. Подбор синонимов к выражениям, употреблённым в сказке. |
Художественный пересказ (сказывание) сказки с сохранением непевности и других особенностей русской народной сказки. |
Понятия: волшебная сказка, мифологические элементы в волшебной сказке.
Обучение умению работать с текстом художественного произведения на примере народной сказки.
|
|
Восточная сказка. "Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь". История создания, тематика, проблематика. |
1 ч. |
Групповой проект. Презентация о книге арабских сказок "Тысяча и одна ночь"с пересказом близко к тексту одного из путешествий Синдбада |
Создание иллюстраций к произведению. |
Сочинение-миниатюра по мудрому изречению из сказки. |
Художественный пересказ сказки |
Формирование умения работать в группе и навыка представлять результаты групповой работы.
|
1.5 |
Литературная сказка. Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка "Снегурочка". |
1 ч. |
|
Художественные и мультипликационные фильмы по сказкам братьев Гримм |
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
Выразительное чтение, чтение по ролям . |
Обучение умению рассказывать о своих впечатлениях от фильма, мультфильма. |
|
Тематика, проблематика сказки.Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказки братьев Гримм и А.С.Пушкина. ("Снегурочка" и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"). |
1 ч. |
Проект. Литературная викторина по сказкам братьев Гримм |
|
Речь прозаическая и стихотворная |
Пересказ эпизодов похожих сказок братьев Гримм и русских авторов |
Обучение умению сравнивать похожие произведения ("Снегурочка" и "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях") |
1.6 |
Древнерусская литература.
Жанр сказания. "Сказание о белгородских колодцах"
|
1 ч. |
Сообщение-презентация о певцах Ф.И. Шаляпине и М.Д. Михайлове, исполнителях роли Годунова. |
Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов". |
Устаревшие слова.
Работа с фразеологизмом "пошли восвояси".
|
Восприятие и анализ текста. |
Понятие: сказание.
Формирование умения доказывать свою точку зрения текстом произведения
|
|
Жанр повести. "Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. |
1 ч. |
Рассказ-презентация об особенностях древнерусской литературы. |
"Повесть временных лет" |
Тема и идея текста.
Ключевые слова в эпизоде.
|
Выборочный пересказ текста о герое.
Умение делить текст на части и составление простого плана
|
Понятия: историческая повесть, плач.
Формирование умения определять авторское отношение к к героям.
|
1.7 |
Жанр поучения. "Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер древнерусской литературы (Вера, святость, греховность, хитрость, мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). |
1 ч. |
Презентация о Владимире Мономахе |
|
Устаревшие слова. Составление кроссворда. |
Различные виды пересаза |
Понятие: поучение.
Формирование умения строить рассудение на основе прочитанного текста.
|
|
Нравственная проблематика житийной литературы. |
1 ч. |
|
|
Синонимы к устаревшим словам и выражениям |
Изложение с элементами рассуждения "Подвиг Евпатия Коловрата" |
Формирование умения пересказывать текст современным литературным языком и строить рассуждение на основе текста произведения. |
1.8 |
Лирика 18-19 веков.
М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии.
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Жанр стихотворения. "Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф" Отражение мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
2.1 |
В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Жанр Баллады. Баллада "Светлана": фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Осоьенности языка и образов. Тема любви в балладе. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
2.2 |
А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии.
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Жанр Стихотворения. "Зимнее утро". Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
2.3 |
Жанр Элегии. "Деревня" |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
М.Ю.Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
2.4 |
Жанр Стихотворения. "Тучи" Вольнолюбивые мотивы в лирике. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Стихотворение "Парус". Тема свободы, воли и независимости. Многозначсность художественного образа. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
2.5 |
Эпос 19 века.Рассказ, повесть, роман?
Жанр Романа. А.С.Пушкин "Дубровский". Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, искренность). Причины ссоры Дубровского и Троекурова. Основной конфликт. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
2.6 |
А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость). Отец и сын; Дубровский и Маша Троекурова. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
А.С.Пушкин "Дубровский". Центральные персонажи. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
2.7 |
Продолжение романа А.С.Пушкина "Дубровский" |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Жанр Повести. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Историческая основа повести. Тема и проблематика (любовь к Родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг). |
1 ч. |
|
|
|
|
|
2.8 |
Контрольная работа за 1 полугодие и ее анализ |
2 ч. |
|
|
|
|
|
3.1 |
Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Центральные образы и приемы их создания. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Лирическое и эпическое в содержании повести. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
3.2 |
Н. В. Гоголь "Тарас Бульба". Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
3.3 |
Повесть, рассказ? Жанр рассказа
И.С.Тургенев "Записки охотника". Творческая история и своеобразие композиции.
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
3.4 |
И.С.Тургенев "Бирюк" . Проблематика: служебный долг и человеческий долг. Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. Позиция писателя. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Лирика 19 века. Жанр стихотворения. И.С.Тургенев "В Дороге". Романсы. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
3.5 |
Н.А.Некрасов. Гражданская позиция в 60-70 годы. Темы народного труда и "долюшки женской" - основные в творчестве поэта. Стихотворения "В полном разгаре страда деревенская..." Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Н.А.Некрасов "Великое чувство! у каждых дверей...". ИВС, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
3.6 |
Н.А.Некрасов. Отношение автора к героям и событиям. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Эпос 19 века. Рассказ, повесть? Л.Н.Толстой в 30-50 годы 19 века. Жанр Повести. Повесть "Детство". Взаимоотношения в семье. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
3.7 |
Жанр рассказа. Л.Н.Толстой. Рассказ "Бедные люди". Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью "Детство" (добро, доброжелательность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Жанр Повести. В.Г.Короленко. Краткие сведения. Повесть "В дурном обществе" |
1 ч. |
|
|
|
|
|
3.8 |
В.Г.Короленко "В дурном обществе". Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
В.Г.Короленко "В дурном обществе". Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
3.9 |
Жанр юмористического рассказа. А.П.Чехов "Налим". |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
А.П.Чехов "Толстый и тонкий". Тема, приемы создания характеров персонажа. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
4.1 |
А.П.Чехов "Шуточка". Отношения автора к героям. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Лирика 20 века. Жанр стихотворения. И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворении "Не вмдно птиц. Покорно чахнет..." |
1 ч. |
|
|
|
|
|
4.2 |
С. А.Есенин. Краткие сведения. Стихотворение "Песнь о собаке". Пафос и тема стихотворения. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная прирда - один из основных образов. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
4.3 |
Н.М.Рубцов. Кратские сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей", "Тихая моя Родина". Человек и природа в стихотворении. Образный строй. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Эпос 20 века. Рассказ, повесть? Жанр рассказа И.А.Бунин "Лапти". Душа крестьянина в изображении писателя. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
4.4 |
А.И.Куприн. Детские годы писателя. Жанр повести "Белый пудель". |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
А.И.Куприн "Белый пудель" . Основные темы и характеристики образов. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
4.5 |
Жанр рассказа. А.И.Куприн "Тапер". Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Жанр сказка-быль. М.М.Пришвин. Краткие сведения. "Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
4.6 |
М.М.Пришвин "Кладовая солнца". Сказочные и мифологические мотивы в произведении. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
В. П. Астафьев . Краткие сведения. Рассказ "Конь с розовой гривой". Тематика и проблематика рассказа. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
4.7 |
Зарубежный эпос. Жанр рассказа. О.Генри. Граткие сведения. Рассказ "Вождь краснокожих". Тема детства с улыбкой и всерьез. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Жанр рассказа. Джек Лондон "Любовь к жизни". Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
4.8 |
Контрольная работа за 2 полугодие |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Читательская конференция "Эврика" |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Итог: |
68 ч. |
|
|
|
|
|