Как же приобщить сегодняшних школьников к чтению? Как сделать так, чтобы, задавая себе вопрос: чем заняться в свободное время? – ребята делали выбор в пользу книг?
Одним из способов решения этой проблемы является проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют цель – укрепление любви к художественной литературе, формирование потребности в постоянном пополнении знаний с помощью чтения и умения эту потребность удовлетворять. Умение учиться самостоятельно – это прежде всего умение читать и делать из этого чтения правильные выводы. Овладение мастерством самостоятельного чтения возможно лишь в том случае, когда знания, умения и навыки, усвоенные в учебной работе, переносятся во внеклассную деятельность.
Интерес к урокам внеклассного чтения, по мнению учащихся, достаточно устойчив по двум причинам:
1. это интересно потому, что книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения (причина чисто психологическая: всё, что обязательно, то скучно);
2. это интересно потому, что обстановка на уроках внеклассного чтения непринуждённая, здесь много спорят, здесь есть возможность высказать любую точку зрения, если она аргументирована; можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать её, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов.
Уроки внеклассного чтения провожу не только в традиционной форме (беседа; обсуждение проблемы, поднятой в произведении), но и в игровой: викторины; кроссворды; уроки-соревнования, построенные по аналогу с известными телевизионными программами («Умницы и умники», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра» и др.). При подготовке большое внимание уделяю подбору таких вопросов и заданий, ответы на которые предусматривают хорошее знание текста. А это побуждает учащихся к внимательному самостоятельному чтению.
Большое значение в привитии навыков самостоятельного чтения имеет и приобщение учеников к внеклассной работе по предмету, которая продолжает работу по какой-то теме или произведению. Школьники с удовольствием перечитывают произведения, подбирая эпизоды для инсценирования, необходимый материал для выпуска литературной газеты.
Немалую роль в описываемой работе играет и авторитет учителя, его умение заинтересовать учащихся. Приятно слышать: «А знаете, книга-то, оказывается, интересная. Подскажите, что ещё почитать». Такое признание многого стоит.
Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в школе, потому что он несёт ответственность за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня – во сто крат труднее: развенчание жизненных идеалов, наступление наркомании и насилия, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, – всё это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения.
А между тем необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки плохой социальной погоде, к миру настоящих нравственных ценностей. И в этом является значимым приобщение школьников к самостоятельному чтению художественной литературы.
|
На: Привитие интереса к чтению - обмен опытом
Здравтвуйте! Я полностью согласна со всеми участниками обсуждения в сообществе. Проблема чтения очень важная и серьезная. Наши дети , действительно, перестали читать и даже говорить. Они лучше посидят в "АСЕ" или еще где-нибудь, но не с книгой в руках. Я тоже интересуюсь данной проблемой, Даже есть творческая работа на тему: "Пути стимулирования читательского интереса на уроках литературы в страших классах". Предлагаю Вашему вниманию некоторые фрагменты из работы. Выразите свое мнение об этом. Заранее Вам благодарна. С уважением, Елена Владимировна Симонова.
На: Привитие интереса к чтению - обмен опытом
Добрый вечер. Елена Владимировна! С интересом прочитала фрагменты Вашей работы. Уверена, Вы работаете в правильном направлении.Посмотрите мою работу в этом направлении
На: Привитие интереса к чтению - обмен опытом
Уважаемая Татьяна Николаевна ! Вы затронули , действительно, проблему. Заинтересовать современного школьника книгой с каждым годом становится сложнее и сложнее, поэтому я всегда с интересом читаю о находках учителей по этому вопросу и стараюсь применить их опыт в своей работе. На уроках литературы , чтобы заинтересовать ребят художественным произведением я часто использую задания проблемного характера. С уважением Третьякова С.Ю.
На: Привитие интереса к чтению - обмен опытом
Татьяна Николаевна! У Вас много интересных находок, позволяющих заинтересовать детей чтением. Проблемные вопросы, несомненно, активизируют читательский интерес. Я тоже использую в работе проблемные задания и вопросы. Например, воображаемая встреча писателя и его героя. Что бы мог сказать автор своему герою? Размышления учеников бывают очень интересные.
На: Привитие интереса к чтению - обмен опытом
Уважаемые читатели этого блога!
В данный момент в сфере информатизации образования происходит очень интересный процесс - внедрение свободно распространяемого программного обеспечения (СПО) в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Какую литературу читаете по данной теме?
То, что вы впишите в текстовом поле "Подпись" на странице http://www.openclass.ru/user/***/edit ("звёздочки" обозначают Ваш порядковый номер в ОпенКлассе) - появится именно в этом месте.
На: Привите интереса к чтению - обмен опытом
Спасибо, Надежда Евгеньевна, за подробное описание своего опыта. Буду рекомендовать учителям начальных классов нашей школы. Успехов! :))
Удачи в работе! Мостовая Т.Н.
На: Привите интереса к чтению - обмен опытом
Добрый вечер, коллеги. Тема, действительно, затронута актуальная-дети, к сожалению, перестают читать. Для активизации чтения использую ведение читательского дневника "Эврика", в котором ребята записывают книги, которые прочитали, их краткое содержание, главных героев, понравившиеся сюжеты. Выход - читательская конференция в конце четверти.
Недавно нашла еще один способ ведения читательского дневника. Возьму на вооружение некоторые аспекты. Эта "находка" расположена здесь.
Киселева Ирина Владимировна, учитель МБОУ "ООШ №7" г.Петровска
На: Привите интереса к чтению - обмен опытом
Спасибо, Ирина Владимировна, за интересную находку. Обязательно ею воспользуюсь и посоветую коллегам. Успехов! С уважением, Т.Н.
Удачи в работе! Мостовая Т.Н.