Урок письма, проведенный в 6 классе.
Тема «Эпистолярный жанр. История. Вершины. Особенности формы»
Цель: Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, сформировать навыки написания личного письма.
Задачи: дать представление об эпистолярном жанре, познакомить с правилами написания личного письма, научить писать письмо личного характера;
развивать орфографические и пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи;
воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.
Тип урока: урок развития речи, работа в группах.
Оборудование: индивидуальные конверты-письма, портреты писателей, эпистолярная литература («Письма Л.Н. Толстого», «Письма А.П. Чехова»), презентация, схема «Композиция написания письма», схема-памятка «Правила написания письма».
Ход урока
Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.
А.П. Чехов
Вступительное слово учителя.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на конверты, которые находятся на ваших столах. Они адресованы вам, потому что на каждом из них есть ваши адреса. Откройте их и прочтите, что там написано.
Ученик. Я прочел, что «цель урока – познакомиться с историей и особенностями эпистолярного жанра, научиться писать письма личного характера».
Лингвистическая разминка
Комментированный словарный диктант
Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, дорогой друг, милый человек, прекрасное настроение, пиши почаще, уважаемый, глубокоуважаемый, спасибо, будьте добры, буду с благоговением ждать, хочется написать, прошу прощения, благодарю.
Объяснение нового материала
Учитель. Ребята, как вы считаете, с каким понятием ассоциируются слова, приведенные в диктанте?
Ученик. Данные слова приведены в словарном диктанте не случайно, потому что они входят в понятие вежливости. С их помощью определяется наша мера воспитанности.
Учитель. Совершенно верно, воспитанность человека говорит о многом. Это определяющий показатель нашей культуры. Не случайно я предложила вам, ребята, прокомментировать правописание слов, с помощью которых люди проявляют меру своей воспитанностью. На уроке мы еще возвратимся к ним. Хочу сказать, что данные слова характерны для эпистолярного жанра, люди используют их при написании писем.
Эпистолярный жанр имеет свою историю. Следует сказать, что произошло слово «эпистол» от греч.epistole - послание, переписка, которая имеет двусторонний характер и ведется между отправителем и адресатом. Этот жанр развился из бытовой переписки. Форма писем или посланий (эпистол) позволяет героям в непринужденной, доверчивой беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают, благодаря этому, особой убедительностью. Ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярного жанра, отличающий его от дневников.
Мини-исследование группы.
Учитель. Дети, объяснить новый материал мне помогут ваши одноклассники из исследовательской группы, которые получили задания к этому уроку заранее. В соответствии с их ответами будет представлена презентация, которая проиллюстрирует тему урока.
Сейчас мы услышим сообщение об истории эпистолярного жанра.
Ученик. Форма письма используется в романах, в стихотворных произведениях, в публицистике (открытое письмо), в критике. В античности письма сочинялись как литературные произведения, которые были предназначены для публичного чтения. Письма Эпикура, Цицерона, Сенеки являются прекрасным образцом эпистолярного жанра. В Византии эпистолярная литература стала ведущей и имела характер публицистический, о чем говорят письма Николая Мистика, патриарха Фотия. В средние века в Европе межмонастырская переписка стала средством публичной полемики. Образцом русской средневековой публицистики стали переписка Ивана 4 с князем Курбским. В русской литературе можно назвать следующие произведения, написанные в эпистолярном жанре: «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского и др.
Учитель. Эпистолярный жанр получил свое развитие в эпистолярной литературе, которая предстает перед нами в художественных произведениях, в публицистике, в критической литературе.
Но каковы же его признаки? Чтобы ответить на этот вопрос, ученик из первой группы прочтет письма А.П. Чехова и Л.Н. Толстого, относящиеся к вершинам эпистолярного жанра. Обратите внимание на форму обращения и заключения в них.
Ученик. Письмо Антона Павловича к В.Г. Короленко.
Дорогой Владимир Галактионович!
Спешу сообщить Вам, что я добрался благополучно до своего родного дома. Когда Вы, дорогой друг, писали последнее послание, я был далеко от Петербурга. На вечер в пользу семьи Г.И. Успенского едва ли попаду, так как выбраться из дому мне нелегко и так как, вообще говоря на вечерах я не читаю. Достаточно мне почитать 3-5 минут, как во рту у меня сохнет, голос сипнет, и я начинаю непрерывно откашливаться.
У Вукола я не праздновал. Проездом через Москву был у Льва Толстого и с удовольствием провел у него часа два.
«Русское богатство» получаю. Большое Вам спасибо.
Крепко жму Вам руку. Ваш душой
А.П. Чехов.
Ученик. Письмо Л.Н. Толстого к Н.Н. Страхову.
Любезный Николай Николаевич!
Благодарю вас за письмо: мы поджидали его и начинали уже беспокоиться о Вас. Очень радуюсь за то, что Вам было хорошо у нас. Жду Вашу биографию, которую хоть и браните, но я знаю, что там будет много хорошего. Я все переделываю, поправляю свое писанье и очень занят. Погода прекрасная, мы все веселы и здоровы. Смерть Тургенева я ожидал, а все-таки очень часто думаю о нем теперь. Простите, что пишу несколько слов. Не забывайте нас за то, что мы Вас любим.
Ваш Л. Н. Толстой.
Учитель. Какие особенности эпистолярного жанра присутствуют в прочитанных письмах великих мастеров слова?
Ученик. В письмах А.П. Чехова и Л.Н. Толстого выделяются следующие особенности эпистолярного жанра.
1. В доверительной форме авторы излагают свой внутренний мир.
2. Присутствие монологической и диалогической письменной речи.
3. Письмо предполагает обязательное присутствие адресата и отправителя.
4. Письма как форма общения.
Учитель. Совершенно верно. Письмо выступает как форма общения между людьми. Характерно при этом присутствие монологической и диалогической письменной речи. Письма личного характера, адресованные близкому человеку, овеяны доверительностью и искренностью.
А сейчас одна из учениц из нашей исследовательской группы прочтет свое письмо другу. Обратите внимание на то, из каких смысловых частей состоит это письмо.
Ученица. Здравствуй, дорогая Оля!
Пишет тебе твоя бывшая одноклассница Эльвира. Вот прошло уже более трех месяцев, как я уехала с нашего небольшого северного городка Муравленко, где родилась и прожила двенадцать лет. Но в своем письме хочу поделиться впечатлениями о новом месте жительства.
Я живу в Белгород, который мне сразу же понравился. В простонародье его называют Белый город. Он очень красив. В городе очень много зеленых насаждений, есть стадион, памятники, скверы и парки, учебные заведения.
Ты знаешь, Оля, я опять продолжаю заниматься в художественной школе. Это архитектурно красивое здание в три этажа. Снаружи оно украшено красивой лепниной. В коридорах выставлены скульптуры, на первом этаже находятся выставочные работы будущих художников. Возле здания школы расположены драматический театр и краеведческий музей. А самая главная историческая ценность Белгорода - это диорама «Курская битва», которая является самой большой в Европе.
Я могу много рассказывать о своем новом городе, хотя еще только начинаю с ним знакомиться.
У нас уже весна, а ты знаешь, как мне этого не хватало, живя на Севере. Я всю жизнь мечтала видеть ее наступление. Набухают почки на деревьях, распускаются цветы, от которых исходит дивный аромат.
На этом буду заканчивать свое письмо. Дорогая Оля, передавай огромный привет всему классу и Светлане Петровне. Я вас всех помню.
Пиши. Буду ждать ответа. С уважением Эльвира.
(Выполнила Иванчик Эльвира)
Ученица. Мое письмо имеет три составные смысловые части: обращение, когда я обращаюсь к своей подруге. Вступление выражает причину написания письма. В данном случае я делюсь впечатлениями о новом месте жительства. В основном содержании своего письма я пишу подруге о красоте и о достопримечательностях Белгороде. Заключение – это завершение, где можно использовать слова «пиши», «жду ответа».
Учитель. Существует несколько видов писем: официальные, деловые, личные. Они совершенно разные по стилю их написания и языку. На нашем уроке мы поработаем над составлением писем личного характера.
Композиция текста письма – последовательность логически взаимосвязанных смысловых частей, объединенных единством темы. Прежде чем приступить к написанию текста, автор должен продумать то, что он хочет сказать в своем письме, с какой целью он составляет его, на что можно опереться как на исходную точку, какие доказательства следует привести, чтоб оно стало убедительным.
Таким образом, композиция письма состоит смысловых частей, каждую из которых мы рассмотрим отдельно. Это обращение, вступление, основное содержание и заключение. Эльвира совершенно верно указала композицию письма и привела примеры. Обратите внимание на схему и слайд презентации, где представлены эти смысловые части.
Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращено письмо, то есть оно определяет адресата. По тому, как автор письма обращается к адресату, понятно отношение к человеку. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения, но на письме обязательно выделяется запятыми. Задача обращения – установление контакта с адресатом, чтоб привлечь его внимание, заинтересовать темой письма.
Существуют разные формы обращения. Вы наверное заметили это, когда наши исследователи зачитывали письма Чехова и Толстого.
Обращение в письмах XIX имело огромное смысловое значение.
К обращениям относились выражения «милостивейший государь», «любезный друг», «почитатель мой».
В современное время существует обращение по должности, которое используется в отношении к руководителям, занимающим высокое должностное положение.
Уважаемый господин президент!
Уважаемый господин министр!
Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству
Уважаемая Татьяна Андреевна!
При обращении к коллективу используется обращение
Уважаемые господа!
В отношении к близким людям и друзьям можно применять обращения «дорогой», «любимый», «несравненный», то есть такие слова, которые передают привязанность, нежность и любовь к адресату. При этом уместны в использовании слова, означающие приветствие «здравствуйте», «привет».
Вступление – формулировка цели письма или объяснение причины его написания. Назначение вступительной части – установить связь между тем, что уже известно адресату и тем, что автор намерен ему сообщить. Обратите свое внимание на слайд презентации, где отражен данный материал.
В основном содержании представлено описание ситуации, послужившей поводом для написания письма, высказываются мнения, приводятся доказательства, необходимые для формулировки заключительной части. В основном содержании приводятся при необходимости аргументы, логически подводящие к завершению.
Заключение – это итог темы, отраженной в письме. Обычно используются слова «до свидания», «прощайте», «до встречи», «буду ждать ответа», «пока».
В письме к близкому человеку ставится в конце латинское слово vale – будь здоров. Иногда используется PS – постскриптум (после написанного), где могут отражаться некие замечания.
Ребята, композиция написания письма вам уже знакома. Давайте повторим ее.
Сейчас еще одна ученица из исследовательской группы прочтет творческую работу - письмо, адресованное в XVIII век своему брату. Прошу обратить внимание на язык и стиль этого письма. В какой форме представлены композиционные части.
Ученица.
Милостивый государь, Алексей Павлович!
Вчера я была безмерно счастлива, получив от Вас весточку. Хочу писать, а не знаю с чего начать.
Мне так хочется сказать Вам что-нибудь приятное за все ваши хлопоты обо мне, за вашу привязанность ко мне. Посылаю Вам книгу, которую вы просили, любезнейший братец мой. Забота Ваша, Алексей Павлович, о самочувствии моем очень трогательна: здоровьем я немного поправилась. Погода у нас прескверная, вводит в уныние. Одна радость – на именины снег выпал.
Надеюсь видеть Вас с Петрушей у нас на Рождество, мы будем рады. Приезжайте, очень прошу.
Как здоровье моей бесценной тетушки? Нашла ли она тот сорт роз, который желала? Если так, то я уверена, что цветник наш стал еще прекраснее.
Хотела я сообщить Вам о многом, но приходится заканчивать мое послание. Об одном прошу: отвечайте мне, голубчик мой, как можно подробнее. Смотри же, непременно пиши.
Имею честь пребыть вашей доброй подругой.
(Выполнила Туранцева Оксана)
Учитель. Какое замечательное письмо написала Оксана. Дуновение эпохи присутствует во всех смысловых частях ее работы. Письма – это исторические документы, где отражены особенности времени. Оксана смогла понять эпоху.
Домашнее задание.
Учитель. Ребята, домашним заданием для вас будет написание письма другу. Но работа предполагается в группах. Первая группа пишет письмо другу о родном городе, вторая группа пишет письмо в прошлое, третья группа поработает над письмом любимому писателю, четвертая группа пишет письмо своей семье. Прошу проявить свое творчество.
Итог урока.
Учитель. Ребята, мы сегодня знакомились с темой, посвященной эпистолярному жанру. Мы говорили об истории этого жанра, прочли образцы писем великих мастеров слова, определяли смысловые части письма. Важно уметь общаться друг с другом по средствам написания писем. Мы можем в доверительной форме изложить близкому человеку свои чувства и мысли. Обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам А.П. Чехова, где отражена важность написания писем, несущих доброту и мудрость жизни.
|