Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Приёмы аналогий

Выберите действие:

Фото пользователя Ольга Ивановна Мишукова
Submitted by Ольга Ивановна Мишукова on Wed, 14/07/2010 - 14:41

Прием "Сравнение по разным признакам "

Из множества признаков, которыми обладает предмет, дети при подборе аналогии обычно используют только форму. Поэтому полезно специально обучать их поиску аналогий и по дру­гим признакам.
Например, кукла похожа:
по форме - на ребенка;
по цвету - на солнце;
по размеру - на портфель;
по назначению - на машинку;
по веществу - на ручку
и др.
Последовательность работы:
1.       Учитель демонстрирует предмет  (бублик, кубик)
2.       Предлагает назвать разные призна­ки, которыми обладает этот предмет (форма, размер, цвет, веще­ство и др)
3.       Просит придумать анологии по указанным признакам.
Например, гвоздь: по форме - как гриб; по размеру - как палец; по цвету - как уголь; по веществу - как машина; по назначению - как клей.
4.       Составляет загадку:
По форме - как гриб,
По размеру - как палец,
По цвету - как уголь,
По веществу - как машина,
По назначению - как клей. (Гвоздь)
Дальнейшая работа над приемом про­ходит в группах: каждой группе раздает­ся карточка с указанием объекта для за­гадки и различных признаков для срав­нения. Время работы- 4-5 мин. По окон­чанию работы учитель зачитывает загад­ки детям из других групп, которые долж­ны их отгадать.
Примерные объекты и признаки для загадок:
роза -         цвет, запах, назначение, форма;
черепаха -   форма, размер, скорость, твердость;
платье - форма, вещество, назна­чение, "красивость" и т. д.
 
Прием "Аналогия по рифме"
Учитель выбирает любые созвучные пары слов (ветка - конфетка, тучка - кучка...) и вместе с детьми анализирует их: чем они похожи, чем отличаются?
Для объяснения задания можно ис­пользовать стихотворение С.Миллигана:
 Рифмы
Яйцо рифмуется с лицом,
И это неспроста:
В них много-много общего,
К примеру - круглота.
И если курочка горда
Сияющим яйцом,
Она взлетает на крыльцо
С сияющим лицам.
Рифмуются компот и кот
И это не случайно:
Сокрыт в компоте сухофрукт,
В коте сокрыта тайна.
Но всё же очень вас прошу:
Чтоб избежать промашки,
В кастрюлях
Не держать котов,
Не разливать их в чашки.
Да, кстати, надо уделить
Внимание и кошкам,
Хотя они, на первый взгляд,
Рифмуются с окошком.
Не надо кошку протирать
До блеска мокрой тряпкой!
Она умоется сама
Язычком и лапкой.
Могут быть и другие приемы при­думывания красивых аналогий. Желаем вам и вашим детям успехов в творчестве!
(Из статьи С Гин "На свете всё на всё похоже...")

Игры:

"Укрась слово" (работа в группах) - подобрать к существительному как можно больше прилагательных, стараться не повторяться.

"Противоречие" (работает весь класс, можно класс разбить на группы)
Тебе скажу я: "Далеко!", (учитель)
А ты ответишь: "Близко!".(дети)
Тебе скажу я: "Высоко!",(учитель)
А ты ответишь: "Низко!"...(дети)
 (Дальше учитель называет любые слова, а дети должны подобрать противоположные по значению)
.................................."Лето"
.................................."Зима"
.................................."Пасмурный"
.................................."Солнечный"
................................."Неряха"
................................."Аккуратный" и т. д.
 
"Словотворчество"
(Задаётся вопрос, дети отвечают на него начиная с первого слога, с первых 2-3 звуков. Очень интересная, смешная игра)
Кто, где живёт?       Кто живёт в улье? (улитки)
                             ________ на спине? (спиноза)
                             ________ на крыше? (крыса)
                             ________ на чайнике? (чайка) и т. д.
Что из чего делают? Что делают из мака? (макароны)
                              _________ из липы? (липучки?
                              _________ из рамы (ромашки)
                              _________ из мела (мельницу) и т. д.
 
"Чистоговорки"
( Работу надо начинать с одной строки. Например: са-са-са прилетела к нам оса. А затем плавно перейти к стихам-потешкам)
Вот, что у нас получалось:
 
Са-са-са-са-са-са В лесу бегала лиса.
Ца-ца-ца-ца-ца-ца И поймала зайца.
Ло-ло-ло-ло-ло-ло Забежала к нам в село.
Цу-цу-цу-цу-цу-цу И стащила курицу.
 
                  или
(по сказке Волк и лиса)
Су-су-су-су-су-су Глупый волк живет в лесу.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой Рыщет по лесу он злой.
Са-са-са-са-са-са А на встречу, глядь, лиса.
Ёт-ёт-ёт-ёт-ёт-ёт Рыбку ест и не даёт.
Ку-ку-ку-ку-ку-ку Пошёл серый на реку.
Ост-ост-ост-ост-ост-ост Отморозил, глупый, хвост
Су-су-су-су-су-су На спине везёт лису.
 
 
 
 
 
 

 


»  Tags for document:

Фото пользователя Анна Юрьевна Земцова

На: Приёмы аналогий


Ольга Ивановна! Всё отлично и очень интересно. Только меня как географа и биолога, к которому придут дети в 5-6 классе, настораживает, что макароны из мака, а в улье живет улитка. Переходя из начальной школы в основную, многие дети уверены, что деревья питаются только с помощью корней, а зеленым цветом на карте показаны леса и т.д. Всего доброго!

С уважением Анна Юрьевна



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн