Атрибуты:костюмы и элементы декораций к сказке «Курочка Ряба», ширма.
Предварительная работа:
познакомить детей со следующими понятиями:
·вид искусства;
·жанр;
·народное творчество;
·фольклор,
разучить с ребятами несколько русских народных песен;
познакомить учащихся с характерными особенностями русского прикладного искусства;
повторить движения русских народных танцев;
приобрести видеозаписи мультфильмов, созданных по мотивам русских народных сказок.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель музыки.
- Сегодня у нас, ребята, необычный урок. К нам, как вы видите, пришли гости. А мы с вами будем выступать в роли хозяев. Хорошие хозяева никогда не дадут скучать своим гостям. И я думаю, что сегодня вы постараетесь для того, чтобы наши гости были в хорошем настроении и не скучали. А для этого вам надо активно участвовать во всех предложенных заданиях.
2. Ознакомление с темой
Учитель музыки.
-В последнее время, вы много нового узнали об искусстве. Теперь вам известно, что искусство делится на виды. Давайте вспомним, какие виды искусства вы знаете.
- Также, искусство делится на народное и профессиональное – авторское. Кто создаёт народное искусство?
( народ)
- А профессиональное?
( профессиональные художники, композиторы и т.д.)
- А как вы считаете, когда появилось народное искусство, давно или недавно?
( очень давно)
- Действительно, создание первых произведений народного искусства уходит в глубину веков. Как вы считаете, народное искусство живёт в современности? Каким образом оно используется?
( мы читаем народные сказки, поём песни, используем в быту предметы народных промыслов)
- Вы совершенно правы. А ещё народное творчество становится основой для создания современных произведений искусства. Как вы считаете, каким образом это может происходить?
( создание спектаклей, кинофильмов по мотивам народных сказок, легенд, былин)
- Совершенно верно. И сегодня я хочу вас познакомить с мультфильмами, созданными на основе хорошо знакомых вам русских народных сказок. Сказки эти называются «Курочка Ряба» и «Вершки и корешки». Сейчас вы увидите фрагменты этих мультфильмов. Посмотрите их внимательно и решите, в каком из этих мультфильмов создатели больше опирались на народное искусство и в чём это проявлялось.
( в мультфильме «Вершки и корешки» звучали народные песни, герои были одеты в русские народные костюмы, а также мы видели там предметы прикладного искусства. В мультфильме «Курочка Ряба» этого не было.)
3.Практическая часть
Учитель начальных классов
- Всё правильно. Мультфильм «Вершки и корешки» больше наполнен народным искусством. Однако это не значит, что он лучше. Просто у создателей этих мультфильмов, очевидно, были разные цели. Но вернёмся к сказке «Курочка Ряба». Что если нам сейчас самим инсценировать эту сказку и сделать это с применением элементов русского народного творчества? Давайте попробуем. Для этого нам нужны герои этой сказки – дед, баба, курочка Ряба и мышка. Кто хочет сыграть эти роли?
( выходят желающие ученики)
- Задача у вас довольно трудная. Вам нужно создать образ того или иного персонажа, продумать свои действия, подобрать костюм. Вот с этого и начнём. Здесь за ширмой приготовлены вещи, которые могут вам пригодиться при выборе костюмов. Сейчас вы пройдёте за ширму и будете работать над созданием образов своих героев.
(дети уходят за ширму)
- Но одних костюмов для инсценирования мало. Нужно продумать, что и как можно использовать для создания декораций. Здесь у нас приготовлены вещи, которые могут пригодиться для этих целей. Кто хочет поучаствовать в создании декораций? Только при этом нужно будет ещё рассказать о каждом предмете прикладного искусства.
(выходят желающие дети. При помощи учителя начальных классов создаются декорации к инсценировке. При этом учащиеся рассказывают о предметах прикладного творчества. Далее происходит обсуждение костюмов персонажей.)
Учитель музыки
- Нам с вами ещё нужно подумать о музыкальном оформлении инсценировки. Музыка, каких русских народных песен подойдёт для создания мелодического фона в действиях персонажей?
( дети с помощью учителя музыки определяют действия героев сказки и подбирают музыкальное сопровождение)
Проведение инсценировки
4.Итог. Завершение.
Учитель начальных классов
- На сегодняшнем уроке вы, ребята, убедились в том, что народное искусство живёт и в нашей современной действительности. Оно помогает нам увидеть прекрасное в обыденном, может стать основой для создания современных произведений искусства. Может послужить источником вдохновения для композиторов, писателей, художников и для учеников 3 «а» класса школы №30.
На: Народное творчество в современном искусстве
Добрый день, Марина Николаевна, рада встрече с Вами! Замечательный урок!!!
С уважением, Сазонова Лилия Вениаминовна:-)