Submitted by Татьяна Еремеева on вс, 04/07/2010 - 08:52
Как найти время для подготовки учеников к олимпиаде? Этот вопрос меня давно мучит. После уроков? Но все силы отданы процессу. После перерыва? Но я завершаю текущую работу перед закрытием школы. По субботам? Но они заняты другим делом. Так когда же? Как найти время, удобное и для себя, и для учеников?
Решение проблемы я вижу в дистанционной работе. Перед выходом на каникулы ученикам 7и 8 класса предложила "Встречи по средам" в гугловской Волне. Вот что из этого получилось.
Размещено чт, 29/07/2010 - 11:41 пользователем Татьяна Еремеева.
Занятие 21 июля совсем не получилось. Мы не смогли довести до конца простейшую задачу. Главная причина - самоволие, отсутствие дисциплины, выпадение из диалога. В подобных занятиях - подчинение установленным правилам - залог успеха.
Размещено чт, 29/07/2010 - 09:44 пользователем Татьяна Еремеева.
Разве на уроке можно затеять такой диалог с учеником? Я подобную ситуацию называю "игрой в мячик". Начинается игра - и класс разваливается. Класс во внимании только тогда, когда есть интрига с душком,; в мелких деталях долгое время ученики не любят разбираться.
Вот еще текстовая задача, которую не можем решить, потому что ученица не слышыт меня.
Задача 8. Анекдот из жизни. С. Довлатов
Зашли мы с Губиным в ресторан. Напротив входа сидит швейцар. Мы слышим:
- Извиняюсь, молодые люди, а двери за собой не обязательно прикрывать?
1. В чем соль анекдота? Над чем смеется автор?
2. Что помогло решить задачу?
Света:
1.Швейцар должен открывать двери входящим.
Также в его обязанности входит закрывать дверь за входящими.
А он...? , тем самым ?... Продолжи фразы.
Может быть, кто-нибудь из коллег продолжит для того, чтобы убедиться в правильности моей подсказки? Может быть, это я неверно определяю направление движения мысли?
Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, чт, 29/07/2010 - 09:44).
Размещено чт, 29/07/2010 - 09:42 пользователем Татьяна Еремеева.
Во время таких занятий видишь, как непросто идет освоение содержания текста, как многое остается за пределами сознания ученика.
Jul 7
Reply
Edit
Me:
Задача 9. Арсений Тарковский
Пока еще последниеколена
Последних соловьев не отгремели
И смутно брезжит у твоей постели
Боярышника розовая пена...
В какое время суток происходит действие? Назовите детали, помогающие решить задачу.
Действие происходит ранним утром.
Почему?
Свет только начинает брезжить.
А где об этом сказано?
"Исмутнобрезжит у твоей постели
Боярышника розовая пена..."
Слово брезжит подсказывает, что свет только начинает распространяться.
Можно ли мне высказать свое мнение? Я согласен, что слово "брезжит" означает начало распространения, но это может происходить как утром, так и вечером!?
Нет.Вечером свет гаснет или меркнет, а не распространяется или брезжит.
Свет да, а вот закат расцветает!
В данном случае свет брезжит( чуть светится), а не расцветает.
Не могу понять ход твоей мысли! В данном случае (по моему предположению) брезжит розовый свет заката!
Где ты взял это предложение?Слова закат в этом тексте нет.
"У постели" -следовательно, или утром, или вечером. Но так как соловьи поют вечером и ночью, то можно предположить, что это розовый свет заката!
Но плоды боярышника красного цвета! Поэтому падающий свет становится розовым.Так что закат тут не причем!
Слово брезжит может иметь и другое значение - т.е. чуть видна!Представьте картину, которая рисуется! ...
Наша мысль зашла в тупик. Давайте попробуем зайти с другой стороны.В тексте есть упоминание о последних коленах последних соловьев. Может быть, это нам поможет? Когда же поют соловьи? Кто знает?
Соловьи поют и днем, и ночью, но днем их пения не слышно из-за пения других птиц! Следовательно действие происходит вечером, во время заката!
А соловьи поют в определенное время суток. Даже в популярной песне о войне об этом сказано : Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат , пусть они немного поспят.
Когда же все-таки они поют? Вот видите, как важны знания для понимания поэтических текстов! Да, поэтический текст - это ребус, который требует разгадки. Разгадаешь его - и стихотворение будет с тобой на всю жизнь, и вспоминая его, будешь испытывать еще и гордость за себя - я смог понять!
Для решения нужно выяснить, в какое время суток поют соловьи, и тогда, может быть, текст Арсения Тарковского раскроет перед нами двери. Это Д/З.
У Валеры сейчас горячая пора : он экскурсовод на Петроглифах, наскальных изображениях. У нас их много. Первые были открыты А.Линевским в 20-е годы. С тех пор постояноон что-нибудь находят. Туристы, отправляясь на Соловки, обязательно посящают и Петроглифы. Зрелише завораживающее - огромное скальное пространство заполнено изображениями. Валера - мальчик активный, говорить умеет и любит, поэтому зарабатывает себе на разные нужности экскурсиями с 7-го класса.
Поэтому продолжаем эксперимент только со Светой.
Вот как почти дорешали эту задачу.
Насколько я знаю соловьи поют с заката до рассвета.(В),
т.е.?( моя реплика была проигнорирована)
Я думаю, действие происходит на рассвете. (С)
Почему?
Ведь колена-это завершение песни соловья., а соловьи слышны от заката до рассвета.(С)
А что про колена сказано? Найди глагол.
не отгремели (С)
А когда же они отгремят? (ученица опять не слышит меня, вышла из диалога и отвечает на свой вопрос)
"Пока ещё..." значит, действие происходит в предрассветные часы.(С)
Т.е. ?
Ночью(С)
Правильно.
?. Какие еще слова говорят о том, что действие происходит ночью?
Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, чт, 29/07/2010 - 09:42).
Размещено вс, 11/07/2010 - 11:55 пользователем Татьяна Еремеева.
Мне нравятся лексические пропорции. На уроках ими заниматься некогда, потому что требуют погружения в лексическое значение слова. ( Решать такие задачи - одно удовольствие, я уж не говорю о их составлении. Вот где начало пути по считыванию информации текста!)
Дети этим раньше не занимались. Со Светой первую пропрорцию мы решаем уже не первое занятие. Не получается. Я не подсказываю, пытаюсь направлять. Валера пытается понять происходящеге.
Reply
Edit
Jun 22
Me:
Задача 3.
Решите смысловые пропорции, т.е. подставьте подходящие по смыслу слова.
Валера. Я пока толькоознакамливаюсьс системой! Еще не все понял!
Неверно, потому что ты, Света, не определила точное отношение смысловое между парами. Посмотри еще раз на пропорции. Что означают все первые слова в рядах. Что их объединяет?
Действие произошло только что.
Правильно. Родиться. Это ведь только что. Согласна?
Да.
А теперь определите общее в значениях вторых членов.
Родить: Рожать? (В)
Родиться:рождается(С)
Нет. Вы не вдумываетесь в смысл отношений между словами в предыдущих парах. Поэтому и не получается нужный ответ.
...
Раз не по зубам пока эта пропорция, пойдемте к соловьям! А над решением можно подумать в качестве Д/З.
Размещено вс, 11/07/2010 - 19:08 пользователем Татьяна Еремеева.
Почему девочка не смогла решить задачу? Она проигнорировала алгоритм решения, не услышала подсказку. Не определила общее в значении всех вторых членов. А это важнейший этап в решении. Поэтому теперь Она не решает, а гадает. Скользит по поверхности, а не считывает информацию, заключенную в словах.
Коллеги, если у вас есть задачи и вы хотите пронаблюдать процесс движения мысли (интереснейшее занятие!) - выложите задачу, и вы будете "соучастниками " эксперимента.
Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, вс, 11/07/2010 - 19:08).
Размещено вс, 11/07/2010 - 11:04 пользователем Татьяна Еремеева.
Блог висит, материалов нет, но эксперимент идет.
С желающими летом заниматься, как всегда, туго. Хотя дети, приезжающие на каникулы к бабушкам из Петрозаводска, Питера бепрекословно выполняют рекомендации учителей: то подтягиваются по физике и русскому, то решают 500 задач по математике. И так из года в год. А своим собственным предлагаешь - никакого интереса ни со стороны детей, ни со стороны родителей. Все как во взрослых отношениях : если хочешь что-то предпринять, договаривайся о сотрудничестве через внутреннюю почту, и то не факт, что получится.
Первые две недели на Встречу никто не пришел. Потом появилась девочка,Света, которая моей ученицей не является. На последнюю Встречу пришел Валера, мой ученик, мальчик активный, который хочет быть отличником.
(Я не знаю, что интересует того, кто зашел в этот блог. Но думаю, решать задачи дистанционно - идея интересная. В какой форме должны проходить подобные Встречи - на этот вопрос я ищу ответ)
Вот пример решения задачи, когда мы со Светой были один на один:
Reply
Edit
Jun 30
Me:
Задача 7. Сколько разных фраз может получиться, если записать в разном порядке слова: я, вчера, пришел, домой, вечером?
Решение ( Реплики ученицы даны другим цветом.)
1)Я пришел вчера домой вечером.
2)Вчера я пришел домой вечером.
3)Я вчера вечером пришел домой.
4)Домой пришел я вечером вчера.
5)Вечером вчера домой я пришел.
6))Вчера я пришел домой вечером.
А если математически, а не экспериментально?
Я думаю, что это факториал, то есть 5!(знак факториала):1*2*3*4*5=120
Есть такой интересный раздел - называется математическая лингвистика. Это оттуда.Твой ответ принят. Молодец!
Но ведь изменения смысла от перестановки слов не происходит!
С порядком слов в русском языке не все просто. Он ЗНАЧИМЫЙ! И если фразы произносить, то можно услышать, как меняется смысл фразы.
Провальное занятие
Занятие 21 июля совсем не получилось. Мы не смогли довести до конца простейшую задачу. Главная причина - самоволие, отсутствие дисциплины, выпадение из диалога. В подобных занятиях - подчинение установленным правилам - залог успеха.
Задача С.Довлатова
Разве на уроке можно затеять такой диалог с учеником? Я подобную ситуацию называю "игрой в мячик". Начинается игра - и класс разваливается. Класс во внимании только тогда, когда есть интрига с душком,; в мелких деталях долгое время ученики не любят разбираться.
Вот еще текстовая задача, которую не можем решить, потому что ученица не слышыт меня.
Задача 8. Анекдот из жизни. С. Довлатов
Зашли мы с Губиным в ресторан. Напротив входа сидит швейцар. Мы слышим:
- Извиняюсь, молодые люди, а двери за собой не обязательно прикрывать?
1. В чем соль анекдота? Над чем смеется автор?
2. Что помогло решить задачу?
Света:
1.Швейцар должен открывать двери входящим.
Также в его обязанности входит закрывать дверь за входящими.
А он...? , тем самым ?... Продолжи фразы.
Может быть, кто-нибудь из коллег продолжит для того, чтобы убедиться в правильности моей подсказки? Может быть, это я неверно определяю направление движения мысли?
Решение текстовых задач
Во время таких занятий видишь, как непросто идет освоение содержания текста, как многое остается за пределами сознания ученика.
Jul 7
Задача 9. Арсений Тарковский
Пока еще последние колена
Последних соловьев не отгремели
И смутно брезжит у твоей постели
Боярышника розовая пена...
В какое время суток происходит действие? Назовите детали, помогающие решить задачу.
Действие происходит ранним утром.
Почему?
Свет только начинает брезжить.
А где об этом сказано?
"И смутно брезжит у твоей постели
Боярышника розовая пена..."
Слово брезжит подсказывает, что свет только начинает распространяться.
Можно ли мне высказать свое мнение? Я согласен, что слово "брезжит" означает начало распространения, но это может происходить как утром, так и вечером!?
Нет.Вечером свет гаснет или меркнет, а не распространяется или брезжит.
Свет да, а вот закат расцветает!
В данном случае свет брезжит( чуть светится), а не расцветает.
Не могу понять ход твоей мысли! В данном случае (по моему предположению) брезжит розовый свет заката!
Где ты взял это предложение?Слова закат в этом тексте нет.
"У постели" -следовательно, или утром, или вечером. Но так как соловьи поют вечером и ночью, то можно предположить, что это розовый свет заката!
Но плоды боярышника красного цвета! Поэтому падающий свет становится розовым.Так что закат тут не причем!
Слово брезжит может иметь и другое значение - т.е. чуть видна! Представьте картину, которая рисуется! ...
Наша мысль зашла в тупик. Давайте попробуем зайти с другой стороны. В тексте есть упоминание о последних коленах последних соловьев. Может быть, это нам поможет? Когда же поют соловьи? Кто знает?
Соловьи поют и днем, и ночью, но днем их пения не слышно из-за пения других птиц! Следовательно действие происходит вечером, во время заката!
А соловьи поют в определенное время суток. Даже в популярной песне о войне об этом сказано : Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат , пусть они немного поспят.
Когда же все-таки они поют? Вот видите, как важны знания для понимания поэтических текстов! Да, поэтический текст - это ребус, который требует разгадки. Разгадаешь его - и стихотворение будет с тобой на всю жизнь, и вспоминая его, будешь испытывать еще и гордость за себя - я смог понять!
Для решения нужно выяснить, в какое время суток поют соловьи, и тогда, может быть, текст Арсения Тарковского раскроет перед нами двери. Это Д/З.
У Валеры сейчас горячая пора : он экскурсовод на Петроглифах, наскальных изображениях. У нас их много. Первые были открыты А.Линевским в 20-е годы. С тех пор постояноон что-нибудь находят. Туристы, отправляясь на Соловки, обязательно посящают и Петроглифы. Зрелише завораживающее - огромное скальное пространство заполнено изображениями. Валера - мальчик активный, говорить умеет и любит, поэтому зарабатывает себе на разные нужности экскурсиями с 7-го класса.
Поэтому продолжаем эксперимент только со Светой.
Вот как почти дорешали эту задачу.
Насколько я знаю соловьи поют с заката до рассвета.(В),
т.е.?( моя реплика была проигнорирована)
Я думаю, действие происходит на рассвете. (С)
Почему?
Ведь колена-это завершение песни соловья., а соловьи слышны от заката до рассвета.(С)
А что про колена сказано? Найди глагол.
не отгремели (С)
А когда же они отгремят? (ученица опять не слышит меня, вышла из диалога и отвечает на свой вопрос)
"Пока ещё..." значит, действие происходит в предрассветные часы.(С)
Т.е. ?
Ночью(С)
Правильно.
?. Какие еще слова говорят о том, что действие происходит ночью?
Занятие в группе.
Мне нравятся лексические пропорции. На уроках ими заниматься некогда, потому что требуют погружения в лексическое значение слова. ( Решать такие задачи - одно удовольствие, я уж не говорю о их составлении. Вот где начало пути по считыванию информации текста!)
Дети этим раньше не занимались. Со Светой первую пропрорцию мы решаем уже не первое занятие. Не получается. Я не подсказываю, пытаюсь направлять. Валера пытается понять происходящеге.
Задача 3.
Решите смысловые пропорции, т.е. подставьте подходящие по смыслу слова.
встать: стоять= заснуть:спать= сесть: сидеть= Х1:гореть= родиться:Х2
Ход решения.
Коллеги, вы где?
Света. Я думаю. Не могу понять задание.
Валера. Я пока только ознакамливаюсь с системой! Еще не все понял!
Неверно, потому что ты, Света, не определила точное отношение смысловое между парами. Посмотри еще раз на пропорции. Что означают все первые слова в рядах. Что их объединяет?
Действие произошло только что.
Правильно. Родиться. Это ведь только что. Согласна?
Да.
А теперь определите общее в значениях вторых членов.
Родить: Рожать? (В)
Родиться:рождается(С)
Нет. Вы не вдумываетесь в смысл отношений между словами в предыдущих парах. Поэтому и не получается нужный ответ.
...
Раз не по зубам пока эта пропорция, пойдемте к соловьям! А над решением можно подумать в качестве Д/З.
Комментарий к задаче.
Почему девочка не смогла решить задачу? Она проигнорировала алгоритм решения, не услышала подсказку. Не определила общее в значении всех вторых членов. А это важнейший этап в решении. Поэтому теперь Она не решает, а гадает. Скользит по поверхности, а не считывает информацию, заключенную в словах.
Коллеги, если у вас есть задачи и вы хотите пронаблюдать процесс движения мысли (интереснейшее занятие!) - выложите задачу, и вы будете "соучастниками " эксперимента.
На: Летний эксперимент -2
Блог висит, материалов нет, но эксперимент идет.
С желающими летом заниматься, как всегда, туго. Хотя дети, приезжающие на каникулы к бабушкам из Петрозаводска, Питера бепрекословно выполняют рекомендации учителей: то подтягиваются по физике и русскому, то решают 500 задач по математике. И так из года в год. А своим собственным предлагаешь - никакого интереса ни со стороны детей, ни со стороны родителей. Все как во взрослых отношениях : если хочешь что-то предпринять, договаривайся о сотрудничестве через внутреннюю почту, и то не факт, что получится.
Первые две недели на Встречу никто не пришел. Потом появилась девочка,Света, которая моей ученицей не является. На последнюю Встречу пришел Валера, мой ученик, мальчик активный, который хочет быть отличником.
(Я не знаю, что интересует того, кто зашел в этот блог. Но думаю, решать задачи дистанционно - идея интересная. В какой форме должны проходить подобные Встречи - на этот вопрос я ищу ответ)
Вот пример решения задачи, когда мы со Светой были один на один:
Задача 7. Сколько разных фраз может получиться, если записать в разном порядке слова: я, вчера, пришел, домой, вечером?
Решение ( Реплики ученицы даны другим цветом.)
1)Я пришел вчера домой вечером.
2)Вчера я пришел домой вечером.
3)Я вчера вечером пришел домой.
4)Домой пришел я вечером вчера.
5)Вечером вчера домой я пришел.
6))Вчера я пришел домой вечером.
А если математически, а не экспериментально?
Я думаю, что это факториал, то есть 5!(знак факториала):1*2*3*4*5=120
Есть такой интересный раздел - называется математическая лингвистика. Это оттуда. Твой ответ принят. Молодец!
Но ведь изменения смысла от перестановки слов не происходит!
С порядком слов в русском языке не все просто. Он ЗНАЧИМЫЙ! И если фразы произносить, то можно услышать, как меняется смысл фразы.
Татьяна Ивановна, спасибо! Было интересно.