Город Астрахань-административный центр Астраханской области с 1943 г. - основан в 1558 году после завоевания войсками Ивана IV Грозного Астраханского ханства в 1556 г.
Именно здесь Европа встречается с Азией, здесь тесно переплелись культуры множества народов. Здесь мирно проживают представители самых разнообразных религиозных конфессий: христиане и мусульмане, буддисты и иудеи и мн. др. Здесь в полной мере ощущается единство российской нации.
Астрахань знаменита своей удивительной историей, загадочной и манящей природой, своими замечательными людьми.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, Wed, 11/08/2010 - 07:16).
В 2007 году в городе Астрахань был возведен памятник Петру Первому. Место возведения было выбрано не случайно – статуя Петра Великого, как родоначальника флота российского, в том числе и Каспийской флотилии, должна была находиться на набережной. Теперь бронзовая фигура великого реформатора встречает и провожает гостей Астрахани, направляя свой взор на Волгу.
Монумент памятника делит набережную на четыре стороны света – Север, Юг, Запад и Восток. Большие якоря, как символ величия речного и морского Астраханского пути, установлены у подножия памятника. Центральной частью монумента является огромный бронзовый лист, на котором написан указ императора вместе с подписью и печатью.
Фонарные столбы на набережной – это целое искусство. Величественные, они точно отражают характер самого Петра Первого. Столбы, расположенные в четырех сторонах набережной, олицетворяют оружие, используемое в походах, названия которых указаны на самих же столбах.
Очень красиво и гармонично смотрятся столбы, выполненные вместе с оградой – две пересеченные стрелы, с которых свисают желтые фонари. Углы ограды на набережной выделены белыми фонарными столбами, с изображением сторон света. Белые мачты на площади – это тоже способ осветить набережную.
Очень примечательным является и жилой дом, расположенный рядом с площадью Петра Первого, который выполнен в виде белого корабля.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, пн, 09/08/2010 - 07:47).
Астрахань- старейший город Нижнего Поволжья, входит в число 115 городов РФ, признанных исторически ценными. В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно возникали города хазар, половцев, монголо-татар. Первые письменные известия об Астрахани относятся к 13 в., когда среди татарских поселений упоминается д. Аштархан (Аджитархан, Хаджи-Тархань, Хазитархань, Цытрахань или Зыстрахань и др.) на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани.
По мнению некоторых исследователей, близ современного города в Астраханской области размещался Итиль - столица хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965. В 1395 Астрахань сожжена войском Тамерлана. В1459-1556 Астрахань главный город Астраханского ханства. Окончательно город занят русскими войсками и присоединен к Русскому государству в 1557.
Астраханский Кремль Астраханский кремль - одна из самых красивых крепостей России, замечательный памятник военно-инженерного искусства второй половины 16 века, он уникален и относится к архитектурным памятникам федерального значения.
Все говорят: "Москва - лицо Росcии",
А мне дороже Астрахань в сто крат,
Особенно, когда прeдставлю зримо
Еe истоки у кремлевских врат.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, вс, 26/12/2010 - 13:48).
Астрахань (старый герб). Утвержден 8 декабря 1856 г. Описание герба: "В лазуревом щите золотая, подобная королевской, корона с пятью дугами и зеленой подкладкой; под нею серебряный восточный меч с золотою рукоятью, острым концом вправо".
Астрахань - cимволика
герб, флаг
«Флаг города Астрахани представляет собой прямоугольное полотнище в отношении ширины к длине 2:3, белого цвета, с двухсторонним изображением в центре стяга элемента герба города Астрахани — золотая, подобная королевской корона с пятью дугами и зелёной подкладкой, под нею — серебряный восточный меч с золотой рукояткой, острым концом к древку.
Герб Астрахани Утвержден 24 июня 1993 г. Описание герба: "В лазоревом поле золотая, подобная королевской, корона с пятью видимыми листовидными зубцами с жемчужинами на украшенном самоцветами обруче, с пятью видимыми дужками, из которых средняя украшена самоцветами, а боковые жемчугом, и с зеленой подкладкой над серебряным восточным мечом с золотой рукоятью, обращенным острием вправо"
Флаг Астраханской области представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета, посредине флага расположена золотая корона, состоящая из обруча с тремя видимыми листовидными зубцами и золотой митры, скрепленной пятью видимыми дугами украшенными жемчугом и с зеленой подкладкой. Митра увенчана золотым шариком с крестом. Под короной серебряный с золотой рукоятью восточный меч острием вправо. Габаритная ширина изображения золотой короны с серебряным с золотой рукоятью восточным мечом на флаге Астраханской области должна составлять 1/4 часть длины полотнища флага. Отношение ширины полотнища к длине - 2:3.
Герб Астраханской Области.
Герб Астраханской области представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит. В голубом поле щита - золотая корона, состоящая из обруча с тремя видимыми листовидными зубцами и золотой митры, скрепленной пятью видимыми дугами украшенными жемчугом и с зеленой подкладкой. Митра увенчана золотым шариком с крестом. Под короной серебряный с золотой рукоятью восточный меч острием вправо. Щит увенчан царским венцом - Астраханской шапкой.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, вс, 15/08/2010 - 17:36).
Лебединое озеро одно из красивейших мест Астрахани, именно поэтому в выходные дни, да и не только, его берега собирают астраханцев, присевших отдохнуть, расположившихся на пикник или же просто прогуливающихся по городу и не устаявших перед соблазном покормить красивых белых лебедей. К 450 летию города Лебединое озеро, а также парк за зданием Планетария и рядом с генеральным консульством Ирана были реконструированы. Лебединое озеро преобразилось, укреплены берега, одеть в камень, гранит, созданы два спуска к воде. Напротив Планетария сооружена эстрада, где летом может играть духовой оркестр, а зимой можно будет взять напрокат коньки. У озера появилась смотровая площадка. В парке за Планетарием проложены аллеи, посажены новые деревья, подходящие к местному климату, установлены фонари и скамейки. Примыкающий к иранскому консульству парк, помимо благоустройства, возможно обогатится светомузыкальным фонтаном - по проекту он прямоугольной формы и состоит из двух частей: большой низкой и меньшей возвышенной, по которой вода будет растекаться и стоять, как зеркало. Это сделано для того, чтобы он и в неработающем (зимой) состоянии воспринимался как качественная архитектурная форма. Работы по благоустройству продолжаются.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, Wed, 11/08/2010 - 07:33).
Купеческую Астрахань можно увидеть на Красной Набережной. forum.astrakhan.ru/lofiversion/index.php?t45087-25..
Купеческую Астрахань тех лет можно хорошо увидеть на Красной набережной. К разноцветью прежних купеческих особняков на Кутуме пройдем через бывшую Никольскую улицу (теперь ул. Р. Люксембург) и стрелку у впадения Кутума в Волгу, где сконцентрировались деловые здания конца XIX - начала XX века. Архитектура их сдержанна, и все же в отделке зданий заметны немалые строительные затраты их заказчиков. Таково, например, отделанное глазурованным кирпичом и украшенное изящными антикизирующими деталями здание Азовско-Донского банка, строившееся по проекту известного петербургского архитектора, представителя стиля модерн Ф. Лидваля. Такова и биржа, в причудливой архитектуре которой можно усмотреть не только преобладающее влияние модерна, но и очень ранние ростки уже недалекого тогда конструктивизма. Обильная лепнина интерьера бывшей биржи тоже напомнит о внушительных затратах на строительство астраханских толстосумов начала XX века.
От биржи по северному берегу Кутума протянулась цепь купеческих особняков. В первом из них, доме Губина, поражает все: размеры трехэтажной постройки, дробный декор с массой декоративных скульптур, роскошно отделанные интерьеры главного зала и кабинетов с наборным паркетом полов, с лепными плафонами, с рельефными изразцами печей. Печи, пожалуй, особенно привлекают внимание. Переливающийся тончайшими оттенками изумрудный тон изразцов, сочетание в них сложного растительного орнамента с сюжетными вставками, архитектура самих зеркал делают их чрезвычайно интересными и ценными произведениями интерьерного искусства конца XIX века.
Дом Губина, а точнее дворец, - это уже не претензия на роскошь, образцов которой в Астрахани тоже много, а сама роскошь, неприкрытая, кичливая.
А вот на архитектуре дома Будагова сказалось желание его заказчика (или архитектора?) выдержать чистоту стиля. Трудно, конечно, было сделать такое в начале XX века. И тем не менее автору особняка это удалось. Перед нами, несомненно, добротный образец неоклассического стиля, в котором во всех основных элементах - в ионических колоннах ротонды, в наличниках окон, в самой объемно-плановой композиции - авторы старались сохранить черты русского классицизма. Бывший особняк Будагова напоминает известный дом Юшкова в Москве на улице Кирова - схожи планы зданий, стоящих на перекрестье улиц, схожи ротонды с ионическими колоннами между крыльями. Мог ли дом Юшкова быть
непосредственным прототипом для особняка астраханского рыбопромышленника? Или архитектор отталкивался от обобщенного типа столичного монументального здания эпохи классицизма? Тут возможно и то и другое. Надо только заметить, что дом Юшкова на Мясницкой был хорошо известен и как произведение В. И. Баженова и как здание, в котором размещалось Училище живописи, ваяния и зодчества.
А вот следующий дом, стоящий рядом с будаговским и принадлежавший другому крупному купцу-рыбопромышленнику, Шелехову, представляет собой копию иного рода. Копия эта, правда, вольная. Особняк Шелехова с его спаренными арочными окнами мезонина, с его не лишенной изящества башенкой вверху выстроен под ренессансную виллу.
Дворовый фасад его выглядит куда скромнее уличного. И тем неожиданнее статуя женщины в античной одежде, установленная на дворовом скате крыши. Статуя успела обрасти легендой. По рассказам старожилов, у Шелехова была дочь, болевшая туберкулезом и умершая в юном возрасте. В честь дочери хозяин особняка якобы и поставил эту статую, а дом свой завещал отдать под больницу. Так ли это было на самом деле или нет, но в шелеховском особняке вот уже много десятков лет размещается одно из городских больничных учреждений.
Архитектура Астрахани конца XIX века богата стилизациями, появлению которых способствовало, с одной стороны, характерное для этой эпохи отсутствие единой архитектурной мысли, а с другой - огромные состояния местного купечества и промышленников.
Астрахань - город, стоящий на древних путях между Востоком и Западом. Естественно, это отразилось и на архитектуре дореволюционной Астрахани. В конце XIX века здесь создавались пышные сооружения на архитектурные темы мусульманского Востока.
Среди них особенно выразительными оказались здание Восточного банка в центре города и железнодорожный вокзал на северной городской окраине. Тот, кто приедет в город поездом, сможет увидеть стрельчатые арки окон и характерное перекрытие центрального входа старого астраханского вокзала. Правда, само здание, еще недавно бывшее главным на площади, окажется теперь как бы сжавшимся в размерах. Старый вокзал спрятался под боковым козырьком своего сверкающего стеклом и бетоном молодого и могучего соперника.
А невдалеке от вокзала по пути в центр несколько раз мелькнет привычное церковное пятиглавие. По своему силуэту собор Иоанно-Предтеченского монастыря напоминает храм XVII столетия. Но стоит внимательно присмотреться, как очевидной окажется подделка под древнюю Русь. Следует заметить, что псевдорусский Иоанно-Предтеченский собор и выстроенный в "византийском" стиле огромный собор св. Владимира в южной части города, оказавшись двумя архитектурными антиподами, существенно повлияли на формы строившихся тогда сельских храмов края. В этом мы сможем убедиться во время поездок по астраханской земле.
Начав осматривать особняки по северному берегу Кутума и продвигаясь затем в сторону вокзала, мы вскоре окажемся в лабиринте улочек северной части города. За каменным фасадом набережной откроются кварталы, застроенные деревянными домами. Некоторые из них, сооруженные искусными местными плотниками сто - сто пятьдесят лет назад, гордость старой Астрахани. В северных кварталах находятся наиболее интересные образцы жилого деревянного зодчества.
Обычно, когда смотришь на талантливое архитектурное творение из дерева, невольно отмечаешь сначала его самую яркую внешнюю особенность - его декор: сложную резьбу того или иного типа. Но некоторые дерепянные астраханские дома интересны не только резьбой. Нужно посмотреть на дом Тетюшинникова (ул. Коммунистическая, 26), чтобы убедиться в том, как тонко прежние мастера владели композицией, как, полагаясь на чувство меры, умели они конструировать, в сущности, простой, но гармоничный объем из дерева. Вроде бы все просто в композиции дома Тетюшинникова: двухэтажный, со светелкой, он окружен с трех сторон широкой двухъярусной галереей из внушительных резных столбов. И не такой уж большой он по площади, а кажется, будто перед нами хоромы, просторные, добротные, с галереями, пронизанными светом, словно пришедшие из древней Руси.
Этому, конечно, служит и богатое убранство фасадов. Особенно интересны наличники верхних окон на западной стене. Здесь каждое окно заключено в "теремок", который состоит, в свою очередь, из целой массы тонко выполненных резных деталей. Тут и резные наборные колонки, и фронтончатые завершения с выступающим карнизом на консольках, и резные причелины, перекрещивающиеся между собой.
Можно ли говорить, что дом на Коммунистической улице - стилизация под древнюю деревянную архитектуру? И да и нет. Нет, потому что это больше, чем стилизация.
Дело в том, что памятник этот рождает вполне законченный и отнюдь не эклектический образ и принадлежит, без сомнения, к самым лучшим образцам так называемого русского стиля в деревянной архитектуре. Расцвет его приходится как раз на 1870-е годы. По всему видно, что неизвестный нам автор постройки был прекрасно осведомлен о тех экспериментах в области тогдашнего стилизаторского направления в деревянной архитектуре, зачинателем которого был талантливый петербургский архитектор И. П. Ропет (Петров). Но астраханский мастер сумело свободиться от "левых" крайностей этого стиля, которыми страдало, например, творчество таких известных архитекторов, как В. А.Гартман или М. А. Кузьмин. Тут, конечно, сказалось плодотворное влияние народных строительных традиций, мастерство местных умельцев. Как отмечал И. В. Маковецкий, "русские плотники были в большинстве своем грамотные, смышленые, практичные мастера, обладавшие и пытливым умом и тонким вкусом. Работая в городах... они жадно впитывали все новое, лучшее и в той части, в какой позволяли им условия работы, вносили это новое, лучшее... в строительную практику. Благодаря этому их мастерство никогда не было оторвано от общего развития строительной культуры, от исторической смены стилей в нашей национальной архитектуре".
Формы дома Тетюшинникова - выразительный и органичный сплав черт нового стиля и устойчивых народных традиций. А вот о воротах бывшего сада "Аркадия" или о домике с ажурным остроконечным фронтоном на улице Мельникова этого уже не скажешь. Примечательна, конечно, сложная пропильная резьба, плотно покрывающая их фасады. Но здесь много излишеств, не оправданных функционально. Впрочем, говоря об этом периоде русского деревянного зодчества, вообще очень трудно подыскать такой целостный в архитектурном отношении образец, каким является дом на Коммунистической улице в Астрахани. Большинство же астраханских построек из дерева второй половины XIX века интересно прежде всего деталями своей отделки - причудливыми наличниками, коньками, ажурными полотенцами, причелинами. Их тончайший прорезной узор демонстрирует исключительное мастерство русских народных умельцев.
Когда знакомишься с застройкой конца XIX века, еще одно настойчиво приковывает внимание. Это - металлический декор астраханских зданий. Узорочье чугунного литья и ковки на первый взгляд малоприметно, но его воздействие, его роль в формировании своеобразного облика города с каждой новой пройденной улицей становятся все более ощутимыми. Может быть, коренной астраханец замечает это меньше, но гостю города трудно не заметить, не полюбоваться сложной вязью балконных парапетов, кронштейнов, кованых парапетов крыш, изящных флюгерных столбиков и шпилей, завершающих причудливые башенки на крышах домов, чугунных ворот в пролетах арок. Невольно приходит мысль сравнить астраханский художественный чугунный декор с подобным декором ленинградских домов конца прошлого века. Думается, лучшие астраханские образцы не уступят ленинградским. И, конечно, они полны своеобразия. Как в декоре ленинградских зданий, так и астраханских есть растительный, геометрический и тератологический мотивы. Но в астраханском декоре к тому же заметно влияние восточных сюжетов. И тут сказалась близость города к Востоку, к его культурной истории. Впрочем, в астраханских балконных решетках немало и распространенных в конце XIX века ложнобарочных и неоклассицистических композиций. Металлический декор имеют подчас ничем не примечательные дома. Дома эти сносятся, а с ними исчезает и бесценный литой или кованый узор. А лучшие образцы могли бы составить прекрасную экспозицию оригинального музея художественного металла, который в прошлом украшал улицы старого города, а теперь свидетельствовал бы о мастерстве ушедших поколений.
В нашем путешествии по Астрахани мы познакомимся с ее славным революционным прошлым. Об этом прошлом нам постоянно будут рассказывать многие памятники, многие дома - и скромный белый домик под красной черепичной кровлей рядом с Пречистенскими воротами кремля, в котором жил Н. Г. Чернышевский; и бережно восстановленный Дом-музей семьи Ульяновых на Косе, в котором жили дед и отец великого вождя; и памятник И. Н. Ульянову у кремлевской стены; и Дом-музей С. М. Кирова на улице Трусова, в котором жил и работал выдающийся деятель революции и гражданской войны в тревожные дни обороны Астрахани от наступавших белых банд. Многие и многие мемориальные доски на стенах старых домов расскажут нам о драматических днях революции, днях борьбы за светлое будущее советской Астрахани. Осматривая город, мы убедимся и в том, что сегодняшние астраханцы бережно хранят память о времени и делах, ставших легендой.
Участвуя в областном конкурсе " Астраханские благотворители", наши школьники заняли третье место.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, Tue, 15/03/2011 - 11:45).
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
" Есть, возможно, уголок красивей
Есть богаче, шире есть края, Но из всей моей России
Ближе к сердцу Астрахань моя."
С уважением Тамара Николаевна.
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
Именно здесь Европа встречается с Азией, здесь тесно переплелись культуры множества народов. Здесь мирно проживают представители самых разнообразных религиозных конфессий: христиане и мусульмане, буддисты и иудеи и мн. др. Здесь в полной мере ощущается единство российской нации.
Астрахань знаменита своей удивительной историей, загадочной и манящей природой, своими замечательными людьми.
С уважением Тамара Николаевна.
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
Астрахань историческая.
В 2007 году в городе Астрахань был возведен памятник Петру Первому. Место возведения было выбрано не случайно – статуя Петра Великого, как родоначальника флота российского, в том числе и Каспийской флотилии, должна была находиться на набережной. Теперь бронзовая фигура великого реформатора встречает и провожает гостей Астрахани, направляя свой взор на Волгу.
Монумент памятника делит набережную на четыре стороны света – Север, Юг, Запад и Восток. Большие якоря, как символ величия речного и морского Астраханского пути, установлены у подножия памятника. Центральной частью монумента является огромный бронзовый лист, на котором написан указ императора вместе с подписью и печатью.
Фонарные столбы на набережной – это целое искусство. Величественные, они точно отражают характер самого Петра Первого. Столбы, расположенные в четырех сторонах набережной, олицетворяют оружие, используемое в походах, названия которых указаны на самих же столбах.
Очень красиво и гармонично смотрятся столбы, выполненные вместе с оградой – две пересеченные стрелы, с которых свисают желтые фонари. Углы ограды на набережной выделены белыми фонарными столбами, с изображением сторон света. Белые мачты на площади – это тоже способ осветить набережную.
Очень примечательным является и жилой дом, расположенный рядом с площадью Петра Первого, который выполнен в виде белого корабля.
С уважением Тамара Николаевна.
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
С уважением Тамара Николаевна.
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
Астраханский Кремль
Астраханский кремль - одна из самых красивых крепостей России, замечательный памятник военно-инженерного искусства второй половины 16 века, он уникален и относится к архитектурным памятникам федерального значения.
А мне дороже Астрахань в сто крат,
Особенно, когда прeдставлю зримо
Еe истоки у кремлевских врат.
С уважением Тамара Николаевна.
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
Астрахань (старый герб). Утвержден 8 декабря 1856 г. Описание герба: "В лазуревом щите золотая, подобная королевской, корона с пятью дугами и зеленой подкладкой; под нею серебряный восточный меч с золотою рукоятью, острым концом вправо".
Герб Астрахани Утвержден 24 июня 1993 г. Описание герба: "В лазоревом поле золотая, подобная королевской, корона с пятью видимыми листовидными зубцами с жемчужинами на украшенном самоцветами обруче, с пятью видимыми дужками, из которых средняя украшена самоцветами, а боковые жемчугом, и с зеленой подкладкой над серебряным восточным мечом с золотой рукоятью, обращенным острием вправо"
Герб Астраханской Области.
С уважением Тамара Николаевна.
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
С уважением Тамара Николаевна.
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
С уважением Тамара Николаевна.
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
Лебединое озеро одно из красивейших мест Астрахани, именно поэтому в выходные дни, да и не только, его берега собирают астраханцев, присевших отдохнуть, расположившихся на пикник или же просто прогуливающихся по городу и не устаявших перед соблазном покормить красивых белых лебедей. К 450 летию города Лебединое озеро, а также парк за зданием Планетария и рядом с генеральным консульством Ирана были реконструированы. Лебединое озеро преобразилось, укреплены берега, одеть в камень, гранит, созданы два спуска к воде. Напротив Планетария сооружена эстрада, где летом может играть духовой оркестр, а зимой можно будет взять напрокат коньки. У озера появилась смотровая площадка. В парке за Планетарием проложены аллеи, посажены новые деревья, подходящие к местному климату, установлены фонари и скамейки. Примыкающий к иранскому консульству парк, помимо благоустройства, возможно обогатится светомузыкальным фонтаном - по проекту он прямоугольной формы и состоит из двух частей: большой низкой и меньшей возвышенной, по которой вода будет растекаться и стоять, как зеркало. Это сделано для того, чтобы он и в неработающем (зимой) состоянии воспринимался как качественная архитектурная форма. Работы по благоустройству продолжаются.
С уважением Тамара Николаевна.
На: "Астрахань-Жемчужина Понизовья"
Купеческую Астрахань можно увидеть на Красной Набережной. forum.astrakhan.ru/lofiversion/index.php?t45087-25..
Дом Губина, а точнее дворец, - это уже не претензия на роскошь, образцов которой в Астрахани тоже много, а сама роскошь, неприкрытая, кичливая.
А вот следующий дом, стоящий рядом с будаговским и принадлежавший другому крупному купцу-рыбопромышленнику, Шелехову, представляет собой копию иного рода. Копия эта, правда, вольная. Особняк Шелехова с его спаренными арочными окнами мезонина, с его не лишенной изящества башенкой вверху выстроен под ренессансную виллу.
Архитектура Астрахани конца XIX века богата стилизациями, появлению которых способствовало, с одной стороны, характерное для этой эпохи отсутствие единой архитектурной мысли, а с другой - огромные состояния местного купечества и промышленников.
Астрахань - город, стоящий на древних путях между Востоком и Западом. Естественно, это отразилось и на архитектуре дореволюционной Астрахани. В конце XIX века здесь создавались пышные сооружения на архитектурные темы мусульманского Востока.
Обычно, когда смотришь на талантливое архитектурное творение из дерева, невольно отмечаешь сначала его самую яркую внешнюю особенность - его декор: сложную резьбу того или иного типа. Но некоторые дерепянные астраханские дома интересны не только резьбой. Нужно посмотреть на дом Тетюшинникова (ул. Коммунистическая, 26), чтобы убедиться в том, как тонко прежние мастера владели композицией, как, полагаясь на чувство меры, умели они конструировать, в сущности, простой, но гармоничный объем из дерева. Вроде бы все просто в композиции дома Тетюшинникова: двухэтажный, со светелкой, он окружен с трех сторон широкой двухъярусной галереей из внушительных резных столбов. И не такой уж большой он по площади, а кажется, будто перед нами хоромы, просторные, добротные, с галереями, пронизанными светом, словно пришедшие из древней Руси.
Можно ли говорить, что дом на Коммунистической улице - стилизация под древнюю деревянную архитектуру? И да и нет. Нет, потому что это больше, чем стилизация.
Дело в том, что памятник этот рождает вполне законченный и отнюдь не эклектический образ и принадлежит, без сомнения, к самым лучшим образцам так называемого русского стиля в деревянной архитектуре. Расцвет его приходится как раз на 1870-е годы. По всему видно, что неизвестный нам автор постройки был прекрасно осведомлен о тех экспериментах в области тогдашнего стилизаторского направления в деревянной архитектуре, зачинателем которого был талантливый петербургский архитектор И. П. Ропет (Петров). Но астраханский мастер сумело свободиться от "левых" крайностей этого стиля, которыми страдало, например, творчество таких известных архитекторов, как В. А.Гартман или М. А. Кузьмин. Тут, конечно, сказалось плодотворное влияние народных строительных традиций, мастерство местных умельцев. Как отмечал И. В. Маковецкий, "русские плотники были в большинстве своем грамотные, смышленые, практичные мастера, обладавшие и пытливым умом и тонким вкусом. Работая в городах... они жадно впитывали все новое, лучшее и в той части, в какой позволяли им условия работы, вносили это новое, лучшее... в строительную практику. Благодаря этому их мастерство никогда не было оторвано от общего развития строительной культуры, от исторической смены стилей в нашей национальной архитектуре".
Формы дома Тетюшинникова - выразительный и органичный сплав черт нового стиля и устойчивых народных традиций. А вот о воротах бывшего сада "Аркадия" или о домике с ажурным остроконечным фронтоном на улице Мельникова этого уже не скажешь. Примечательна, конечно, сложная пропильная резьба, плотно покрывающая их фасады. Но здесь много излишеств, не оправданных функционально. Впрочем, говоря об этом периоде русского деревянного зодчества, вообще очень трудно подыскать такой целостный в архитектурном отношении образец, каким является дом на Коммунистической улице в Астрахани. Большинство же астраханских построек из дерева второй половины XIX века интересно прежде всего деталями своей отделки - причудливыми наличниками, коньками, ажурными полотенцами, причелинами. Их тончайший прорезной узор демонстрирует исключительное мастерство русских народных умельцев.
В нашем путешествии по Астрахани мы познакомимся с ее славным революционным прошлым. Об этом прошлом нам постоянно будут рассказывать многие памятники, многие дома - и скромный белый домик под красной черепичной кровлей рядом с Пречистенскими воротами кремля, в котором жил Н. Г. Чернышевский; и бережно восстановленный Дом-музей семьи Ульяновых на Косе, в котором жили дед и отец великого вождя; и памятник И. Н. Ульянову у кремлевской стены; и Дом-музей С. М. Кирова на улице Трусова, в котором жил и работал выдающийся деятель революции и гражданской войны в тревожные дни обороны Астрахани от наступавших белых банд. Многие и многие мемориальные доски на стенах старых домов расскажут нам о драматических днях революции, днях борьбы за светлое будущее советской Астрахани. Осматривая город, мы убедимся и в том, что сегодняшние астраханцы бережно хранят память о времени и делах, ставших легендой.
С уважением Тамара Николаевна.