2.Проверка дом. задания по теме: “Размножение и развитие животных.”
А) Индивидуальная работа ( тест)
- У тех ребят у которых лежат тесты приступайте к работе, а со всеми с остальными побеседуем.
Б) Беседа по вопросам.
- Какую большую тему мы начали изучать?
- С какой темой знакомились на прошлом уроке?
- Расскажите как размножаются и развиваются бабочки?
- Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных?
Игра Найди ошибку
(слова)
Птица-личинки Насекомое-птенцы
У рыб-головастики У лягушек-мальки
3.работа по новой теме. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.
Тема нашего урока “Охрана животных”.
4.Введение в тему-лекция учителя
- Ребята, посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы,
Представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться,
поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
Начиная с 1600г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением , все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению природы.
В 1948 году в г Фонтебло был основан Международный союз охраны природы. Его задачей было выявление животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения ставила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды.
И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
- Для чего нужна Красная книга?
-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?
( Красный цвет- это значит внимание. Стоп. Не убивайте животных, не губите растения.)
Красная книга- это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.
- Как вы думаете. Почему Красная книга переиздавалась?
( Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения)
Красная книга- это документ временного действия. Потому что условия обитания животных меняются. И все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек дают хорошие результаты. Уже спасены многие животные например, бобр и соболь.
5.Физкультминутка.
6.Животные Красной книги.
Животные играют большую роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
Необходимы животные и людям.
-Как вы думаете, для чего? ( употребляем их в пищу, у многих животных есть ценный мех)
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, озера люди губят множество животных. А для животных это что? ( дом)
-А теперь поговорим о животных Красной книги.
-Отгадайте загадку. О ком она?
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток. Глины
Строят прочные плотины.
Бобры
Один из учеников рассказывает о соболе.
Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, жук-красотел, выхухоль. Лебедь, розовая чайка и многие другие животные.
Давайте послушаем сообщения о животных Саратовской области, которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно. В конце урока вас ждет интересная самостоятельная работа.
6.Экологические правила
-Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных:
Жалоба 1
Ох , и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба.
-Кто это? ( сова)
Жалоба 2
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом , многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что ? Польза от меня большая. Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме тараканы принеси, и они исчезнут.
Составьте цепи питания
-Чем комар может быть полезен?
Опылением растений
Служит пищей птицам и рыбам
Не полезен. Только вреден.
( Совсем недавно ученые выяснили , что за полярным кругом, по ночам, и самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку. Питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей)
Конкурс Загадочные животные
Расшифруйте названия животных, записанных на листочках
Вайруем кабел баобчак шаугкял
- Как вы думаете беречь нужно только тех животных, которые внесены в Красную книгу? Или нет?
Помните, беречь нужно всех животных. Это хорошо вам известные: белка, еж, синица, дятел, лягушки, жабы.
Давайте вспомним экологические правила.
Помогут нам в этом ребята.
Инсценирование.
1.не разоряй птичьи гнезда.
2.не бери с собой собаку.
3.не уноси здоровых птенцов.
7.Работа по учебнику.
Прочитайте правила. Стр 115
Рассмотрите знаки.
Какие еще правила охраны животных знаете?
Не обрывай паутину и не убивай пауков.
Не лови бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
Не разоряй гнезда шмелей
Береги лягушек, жаб и их головастиков.
Задание для каждой группы.
Нарисуйте правила и дайте краткую формулировку.
8.Закрепление.
Каждый человек может помочь сберечь животных, которые еще живут
Но как?
Создают заповедники.Это природоохранные учреждения.Чтобы сохранить редкие виды животных и растений, попытаться восстановить их численность- для этого и существуют заповедники.До недавнего времени в стране было 132 заповедника.
Перед нами карта нашей страны. На ней флажки с названиями крупнейших заповедников. Познакомьтесь с некоторыми из них.
Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, куниц, хорьков, оленей.Но особенно славится заповедник бобрами. Бобры живут также в Приокско- террасном заповеднике на Оке, недалеко от Москвы.
В Приокско-террасном заповеднике кроме бобров живут еще и лоси, зубры. Когда-то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на них самих постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом… Потом они могли совсем бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их.
Астраханский заповедник создан в 1919г В нем обитают пеликаны и цапли.
Примерно сто лет тому назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Как много птиц погибло из-за этой моды. Только благодаря полному запрещению охоты на них птиц удалось спасти.
Зоопарки
А что такое зоопарк?
Место, где содержат диких животных.
Кто был из вас в зоопарке? В каком?
Как нужно себя вести?
В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира.
8 Итог урока прочитаем в учебнике.
Вспомните о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.
Какое слово получилось в выделенном столбике? Береги
Послушайте стих.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
9.Работа в тетрадях.
10. Придумайте и нарисуйте плакат Берегите животных!
11 Рефлексия.
У вас на столах лежат 2 кружка Один веселый слоник, а другой грустный. Если вам понравился урок и у вас осталось хорошее настроение, то выберите веселого слоника , если вам не понравилось- то грустного. Поднимите кружки. А теперь давайте передадим наше хорошее, веселое настроение нашим гостям.