Данные об авторе
Место работы, должность:
МОУ "Шара-Азаргинская СОШ", Закаменский район, Республика Бурятия; учитель химии
Регион:
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Образовательная: опираясь на знания учащихся, углубить знания о химической реакции, рассмотреть их с электронной теории, подвести их к пониманию понятий «степень окисления», «окислитель», «восстановитель». Развивающая: развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать. Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных связей, развитию умений работать в группе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Габриелян О.С. Хими. 8 класс
Рудзитис. Химия 8 класс
Используемые ЦОР:
Опорный конспект по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Степень окисления (СО)
СО – формальный заряд, который можно приписать атому, считая, что он отдал или принял некоторое количество электронов.
Мах. СО - число отданных е – СО положительная;
Мин. СО – число принятых е – СО отрицательная.
СО нейтральных атомов = 0.
Атомы главных подгрупп 1-3 групп всегда отдают все е – СО – положительная.
Атомы элементов главных подгрупп 4-7 групп могут и отдавать, и принимать е (кроме F , O ).
Атом принимает все недостающие е сразу, т.е. отрицательная СО одна.
Атом может отдавать е «порциями».
Элементы побочных подгрупп имеют только положительные СО.
Окисление и восстановление,
Окислитель и восстановитель
Окисление – процесс отдачи е, степень окисления повышается
Процесс окисления
-4; -3; -2; -1; 0; +1; +2; +3; +4; +5; +6; +7; +8
Процесс восстановления
Восстановление- процесс присоединения е, степень окисления понижается
Окислитель Восстановитель
Взял Отдал
Типичные окислители содержат элемент в высшей или достаточно высокой степени окисления; к ним также относятся простые вещества, образованные атомами электроотрицательных элементов.
Типичные восстановители содержат элементы в низшей степени окисления, а также относятся простые вещества металлы.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
Окислительно-восстановительные реакции – это такие реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, молекул или ионов к другим.
ОВР – единство процессов окисления и восстановления.
окисление
восстановление
+1 -2 0 +1 -2 0
H 2 S + O 2 H 2 O + S
восста- окисли-
новитель тель
Метод электронного баланса
Число е, принятых в процессе восстановления = число е, отданных в процессе окисления электронный баланс
Процедура уравнивания числа отданных е и принятых е составление электронного баланса
Алгоритм расстановки коэффициентов
методом электронного баланса
1. Определите и запишите степени окисления элементов.
2. Выпишите элементы, изменившие степень окисления.
3. Составьте электронные уравнения, определяя число отданных или принятых электронов.
4. Уравняйте число отданных и принятых электронов, подобрав наименьшее кратное и дополнительные множители.
5. Полученные множители являются коэффициентами. Проставьте их в уравнение реакции.
Карта самоконтроля и самооценки по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Содержание
Что нужно знать
Что нужно уметь
Контрольные вопросы и задания
Источник информации
Степень окисления
Электроотрицательность химических элементов, валентность, степень окисления
Уметь определять степени окисления элементов
1. Что такое электроотрицательность?
2. Что такое степень окисления?
3. В чем отличие понятий валентности и степени окисления?
4. Каковы степени окисления в следующих соединениях:
NaOH, H2 , NaH, NH3 , K2 SO4
Химия, 8 класс
§ 43 стр. 173
Окислительно-восстанови-тельные реакции
C тепень окисления
Уметь определять окислительно-восстановительные реакции
1. Могут ли степени окисления хим. Элементов изменяться в ходе химической реакции?
2. Как называются реакции, сопровождающиеся изменением степени окисления?
3. Определите, какие реакции являются окислительно-восстановительными:
BaCl2 + Na2 SO4 2NaCl + BaSO4
H2 + S H2 S
CaO + H2 O Ca(OH)2
H2 SO4 + Fe FeSO4 + H2
Химия, 8 класс
§ 43стр. 173
Окисление и восстановле-ие
Степень окисления элементов, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление
Уметь определять процессы окисления и восстановления, окислитель, восстановитель
1. В чем сущность процессов окисления и восстановления?
2. Существуют ли реакции, в результате которых происходит только процесс отдачи или только процесс присоединения электронов?
3. Совпадает ли число принятых и отданных электронов?
4. Какие молекулы, атомы ионы могут быть восстановителями, а какие – окислителями?
5. Укажите восстановители и окислители в уравнениях реакции:
Mg + CuSO4 Cu + MgSO4
C + HNO3 CO2 + NO + H2 O
6. Какие вещества могут проявлять свойства: а) окислителей; б) восстановителей, в) и окислителей и восстановителей:
Na, CH4 , PH3 , F2 , O2 , Ag, H2 SO3 , SO2 , FeS
Химия, 8 класс
§ 43 стр. 173- 175
Метод электронного баланса
Степень окисления элементов, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление
Уметь уравнивать уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
1. Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
Mn3 O4 + Al → ? + ?
N2 + H2 ?
H2 S + H2 SO3 ? + H2 O
Химия, 8 класс
§ 43 стр. 176
Краткое описание:
Из всех известных современных образовательных технологий я считаю наиболее эффективным и приемлемым использование приемов блочно-модульного обучения. . Следуя этой технологии, можно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы он получал основную часть информации самостоятельно в урочное и внеурочное время. Учитель при этом освобождается от функции информатора и контролера и получает возможность сосредоточить внимание на консультационно-координационной индивидуальной работе с учащимися. Эта система обучения позволяет экономить время, изучать вещества и их свойства в системе. Остается время на решение задач, выполнение упражнений, самостоятельных работ. Это особенно актуально при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена в условиях повышения требований к качеству знаний.
Модуль «Окислительно-восстановительные реакции» ( 4 часа)
Цели урока:
Образовательная: опираясь на знания учащихся, углубить знания о химической реакции, рассмотреть их с электронной теории, подвести их к пониманию понятий «степень окисления», «окислитель», «восстановитель».
Развивающая: развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных связей, развитию умений работать в группе.
1 урок
УЭ – 0. Постановочная часть урока
Цели: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить пути их достижения.
На доске записано название модуля – «Окислительно-восстановительные реакции».
Постановка учебных целей. Знакомство учащихся с содержанием модуля по карте самоконтроля и самооценки по данной теме (приложение 1).
УЭ -1. Актуализация знаний.
Задание: дайте характеристику реакции:
2SO2 + O 2 2SO 3 + Q
Учитель: существует еще один вид классификации реакций, с которым мы познакомимся на уроке.
УЭ – 2. Изучение нового материала (объяснение учителя с использованием опорного конспекта и записью учащихся в тетради основных понятий).
Цель: сформировать основные понятия темы.
2.1. Электроотрицательность.
2.2. Степень окисления.
2.3. Окислительно-восстановительные реакции.
2.4. Окислитель.
2.5. Восстановитель.
2.6. Метод электронного баланса.
2 урок
УЭ-3. Степень окисления.
Цель: уметь определять степени окисления элементов.
Задание для групповой самостоятельной работы: определите степени окисления каждого элемента по формулам соединений.
1 группа – OF2 , H2 O, KMnO4 , O2 , Al2 (SO4 )3 .
2 группа – CO, CO2 , MgSO4 , F2 , Fe(NO3 )3 .
3 группа – Na2 O, MgCl2 , Zn(NO3 )2 , K2 CO3 , H2 .
Проверка – работа на доске.
УЭ-4. Окислительно-восстановительные реакции.
Цель: уметь определять степени окисления, окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительные реакции.
Задание: определите степени окисления элементов в веществах, укажите окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительную реакцию.
1 группа –
2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
ZnCl 2 + H 2 S = 2HCl + ZnS
2 группа
C + CO2 = 2CO
SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2 O
3 группа
Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu
NaOH + HCl = NaCl + H2 O
УЭ-5. Метод электронного баланса.
Цель: уметь уравнивать окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса.
Задание: расставьте коэффициенты, уравняйте химические реакции методом электронного баланса.
1 группа: KI + HNO3 I2 + NO2 + KNO3 + H2 O
2 группа: NO2 + H2 O HNO3 + HNO2
3 группа: B + HNO3 H3 BO3 + NO2
3 урок
УЭ – 6. Самостоятельная работа.
Цель: повторить и обобщить знания по изученной теме.
1. Самостоятельная работа над вопросами и заданиями из карты самоконтроля и самооценки по теме «Окислительно-восстановительные реакции».
2. Выполнение индивидуальных заданий.
4 урок
УЭ– 7. Контрольная работа.
Цель: выявить степень усвоения учащимися материала модуля «Окислительно-восстановительные реакции».
1 задание. Определите степени окисления элементов в соединении:
8 класс. 1 вариант – Li3 PO 4 ; 2 вариант- Na2 CO 3
2 задание. Расставьте коэффициенты в схеме методом электронного баланса, укажите окислитель, восстановитель:
8 класс. 1 вариант - Ca + H 2 O Ca (OH )2
2 вариант - NH 3 + O 2 NO + H 2 O
3 задание.
8 класс. Допишите уравнение реакции.
1 вариант. H 2 + Cl 2 ? V 2 O 5 + Al ? + ?
2 вариант. N 2 + H 2 ? Fe 2 O 3 + Al ? + ?
Дополнительное задание . Запишите уравнения реакции по схеме. 1 уравнение реакции рассмотрите в свете теории ОВР, 4 уравнение реакции – в свете ТЭД:
1 вариант. S SO2 SO3 H2 SO4 BaSO4
2 вариант. Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3