Любовь Филипповна! Вы поднимаете очень важную тему. В современный век компьютерных технологий падает орфографическая грамотность, и мы, филологи, должны прилагать больше усилий, чтобы научить детей грамотно писать.
Высшее достоинство человека - хорошо делать своё дело (Хемингуэй)
На каждом уроке я провожу орфографическую работу. Наиболее эффективным способом, я считаю, являются словесные игры (составление шарад, кроссворды, словесный мяч на определенную орфограмму, морфемный разбор слова).
С уважением, Кастерина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МВСОУ Кулеватовской ВСОШ при ИК-4
Уважаемый коллега! Вы сами ответили на свой же вопрос. Заставляйте детей набирать тексты на компьютере и редактировать то,что ему "не нравится". Такая затея ребятам нравится, они с удовольствием "работают" корректорами. Желаю удачи!
Добрый день, коллеги! Для развития орфографической зоркости я на своих уроках использую заучивание 10-15 словарных слов (пропевание хором), затем работае мнад этими словами письменно: составляем словосочетания, предложения, шуточные стихи. Также в каждой домашней работе предусматривается работа над ошибками.
Уважаемая Любовь Филипповна! Вы абсолютно правы, каждого словесника волнует вопрос грамотности учеников ( и не только письменной, но и устной). На своих уроках для повышения орфографической зоркости я применяю различные приемы, в том числе и перечисленные выше коллегами. наиболее же эффективными считаю следующие:
- обяснительные диктанты (дети вместе с учителем читают текст, разбирают орфограммы, а затем пишут его под диктовку, после этого проверяют текст сами, а затем сдают на проверку);
- взамопроверку словарных и тернировочных диктантов;
- умение находить слова с изучаемой орфограммой в тесте (буквы не пропущены)
А еще есть замечательный диск-тренажер по русскому языку "Фраза". Детям очень нравится.
Для развтия орфографической зоркости я использую разные виды диктантов, тренинги, но всегда опасаюсь заданий "Найди слово с ошибкой" или "Исправь ошибки", у некоторых детей эти задания вызывают обратный эффект: срабатывает зрительная память, и дети вполне в последствии могут записать слово с ошибкой
Помогают и мнемотехнические приёмы(запоминалки). Общеизвестные "Цыган на цыпочках...", "Кот, который сидел в котле, съел котлету","Мошенник у труженика в гостинице украл одно Н" и т.п.
Помогает и этимологический анализ, который хорошо представлен в УМК под редакцией С.И.Львовой(3ч разборы, словарики). Космос и косметика, ветчина- ветхое мясо, участвовать - свою часть работы сделать и т.д.
Хорошим подспорьем является ассоциативный словарь, разработанный учителями в "Сети творческих учителей". Особенно мне понравилась работа со словом преследовать.
Конечно, лучше всего помогает врождённая грамотность. Своей дочери я давала проверять тетради её одноклассников(я у них была учителем), после этого грамотность временно улучшалась(9класс окончила она с 4 по русскому языку, остальные 5).
Больной вопрос и самое трудное в нашей работе, на мой взгляд. Но не думать об этой проблеме невозможно, ведь наша задача - вырастить грамотного человека. Мне кажется, что орфографическую зоркость, хотя и с трудом, но можно выработать, привив привычку анализировать каждое слово по несколько раз. Очень полезно приучить ребенка делать морфемный разбор. Так ему легче ориентироваться в "пространстве" слова, а значит, легче подбирать правила к словам.
Больной вопрос и самое трудное в нашей работе, на мой взгляд. Но не думать об этой проблеме невозможно, ведь наша задача - вырастить грамотного человека. Мне кажется, что орфографическую зоркость, хотя и с трудом, но можно выработать, привив привычку анализировать каждое слово по несколько раз. Очень полезно приучить ребенка делать морфемный разбор. Так ему легче ориентироваться в "пространстве" слова, а значит, легче подбирать правила к словам.
Больной вопрос и самое трудное в нашей работе, на мой взгляд. Но не думать об этой проблеме невозможно, ведь наша задача - вырастить грамотного человека. Мне кажется, что орфографическую зоркость, хотя и с трудом, но можно выработать, привив привычку анализировать каждое слово по несколько раз. Очень полезно приучить ребенка делать морфемный разбор. Так ему легче ориентироваться в "пространстве" слова, а значит, легче подбирать правила к словам.
Каждого словесника волнует грамотность учеников . Как выработать орфографическую зоркость, как научить видеть орфограмму ,как над неи работать?